Фонетический разбор слова
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Суслова Елена Анатольевна

Данный материал можно использовать как для индивидуальной работы дома (тренировка и самопроверка выполнения фонетического разбора слов), так  и на уроках в качестве методического материала к теме "Фонетика, фонетический анализ слова". 3-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_foneticheskiy_razbor_slova_3_klass.pptx196.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс «Фонетический разбор слова» Суслова Е.А. МБОУ СОШ №27 города Мытищи Московской области Нужно знать! 2020

Слайд 2

Повторение пройденного Звуки Гласные Согласные

Слайд 3

Гласных – 6 звуков Ударные Безударные о и э у ы а

Слайд 4

Гласных – 10 букв а о у ю ё и ы е э я Буквы я , ё , ю , е играют особенную , двойную роль в русском языке.

Слайд 5

Особенная , двойная роль букв я, ё, ю, е в русском языке. 1. Записывают гласные звуки [ а ], [ о ] , [ у ] , [ э ] , [ и ] и обозначают мягкость предшествующего согласного Например: мяч - [ м 'ач ' ], весна -[ в'исна ], семя- -[ с'эм'а ]

Слайд 6

Особенная , двойная роль букв я, ё, ю, е в русском языке. Например: яма - [ й'ам'а ], заяц - [ зай'иц ], съемка - [ с ' й'омка ], вьюга - [ в'й ' уга ] 2. Обозначают два звука: - в начале слова, после гласной, после ь и ъ знаков.

Слайд 7

Согласные звуки Твердые парные или непарные Мягкие парные или непарные

Слайд 8

Пары по твердости- мягкости [ б ] - [ б' ], [ в ] - [ в' ], [ г ] - [ г' ], [ д ] - [ д' ], [ з ] - [ з' ], [ к ] - [ к' ], [ л ] - [ л' ], [ м ] - [ м' ], [ н ] - [ н' ], [ р ] - [ р' ], [ п ] - [ п' ], [ с ] - [ с' ], [ т ] - [ т' ], [ ф ] - [ ф' ], [ х ] - [ х' ]

Слайд 9

Твердые непарные согласные звуки Мягкие непарные согласные звуки [ ж ][ ш ][ ц ] [ й' ][ ч' ][ щ' ]

Слайд 10

Согласные звуки Глухие парные или непарные Звонкие парные или непарные

Слайд 11

Пары по звонкости - глухости [ б ] - [ п ], [ б' ] - [ п' ], [ в ] - [ ф ], [ в' ] - [ ф ' ], [ г ] - [ к ], [ г' ] - [ к ' ], [ д ] - [ т ], [ д' ] - [ т' ], [ з ] - [ с ], [ з' ] - [ с ' ], [ ж ] - [ ш ]

Слайд 12

Звонкие непарные согласные звуки [ л ], [ л' ], [ м ], [ м' ], [ н ], [ н' ], [ р ], [ р' ], [ й' ] Глухие непарные согласные звуки [ ч ' ], [ щ ' ], [ ц ], [ х ], [ х ' ]

Слайд 13

а о у э ы и я ё ю е б в д з г ж й р л м н ь п ф т с к ш ц ч щ х ъ Таблицы-помощницы Разбор слов

Слайд 14

Порядок фонетического разбора слова Произнеси слово, выдели слоги, определи место ударения, запиши слово с помощью транскрипции. Произнеси слово, укажи в нём последовательно все звуки, охарактеризуй их:

Слайд 15

а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен; б) согласный звук: твердый или мягкий (парный или непарный и назови пару ), звонкий или глухой (парный или непарный и назови пару), какой буквой обозначен. 3. Запиши слово. Произнеси его, укажи количество звуков и букв.

Слайд 16

Например: Луна, лу -на, [луна] л - [л] – согл ., тв . парн .( [ л']), звон. непар . у - [у] – гласный, безударный н - [н] – согл ., тв . парн .([н']), звон. непар а - [а] – гласный, ударный 4 буквы, 4 звука

Слайд 17

Попробуй свои силы!!! Разбери слово, а потом нажми на него и проверь результат яма вишня моя поёт ужи вьюга объезд появился вечер Таблицы - помощницы

Слайд 18

Вернись назад Яма, я- ма , [ й'ама ] я - [й'] – согл ., мяг . непарн ., звон. непар . [а] – гласный, ударный м -[м] – согл ., твёр . парн .([м']), звон. непар а - [а] – гласный, безударный 3 буквы, 4 звука

Слайд 19

Вернись назад Моя, мо -я, [ май'а ] м -[м] – согл ., твёр . парн .([м']), звон. непар . о - [а] – гласный, безударный я - [й'] – согл ., мяг . непарн ., звон. непар . [а] – гласный, ударный 3 буквы, 4 звука

Слайд 20

Вернись назад Объезд, объ-езд , [ аб'й′эст ] о - [а] – гласный, безударный б -[б′] – согл ., мяг . парн .([б]), звон. пар. ([п′]) ъ – не имеет звука е - [й'] – согл ., мяг . непарн ., звон. непар . [э] – гласный, ударный з -[с] – согл ., твёр . парн .([с′]), глух. пар. ([ з ]) д -[т] – согл ., твёр . парн .([т′]), глух. пар. ([д]) 6 букв, 6 звуков

Слайд 21

Вернись назад Поёт, по-ёт , [ пай′от ] п -[п] – согл ., твёр . парн .([п']), звон. пар. ([б]) о - [а] – гласный, безударный ё - [й'] – согл ., мяг . непарн ., звон. непар . [о] – гласный, ударный т - [т] – согл ., твёр . парн .([т']), звон. пар. ([д]) 4 буквы, 5 звуков

Слайд 22

Вернись назад Вечер, ве-чер , [ в′эч′ир ] в -[в′] – согл ., мяг . парн .([в]), звон.пар . ([ф′]) е - [э] – гласный, ударный ч -[ч′] – согл ., мяг . непарн ., глух. непар . е - [ и ] – гласный, безударный р - [р] – согл ., твёр . парн .([р′]), звон.непар . 5 букв, 5 звуков

Слайд 23

Вернись назад Вишня, виш-ня , [ в′ишн′а ] в - [в′] – согл ., мяг . парн .([в]), звон.пар .([ф′]) и - [и] – гласный, ударный ш - [ш] – согл ., твёр . непарн ., глух. пар.([ж]) н - [н′] – согл ., мяг . парн .([н]), звон . непар . я - [а] – гласный, безударный 5 букв, 5 звуков

Слайд 24

Вернись назад Ужи, у- жи , [ ужы ] у - [у] – гласный, безударный ж - [ж] – согл ., твёр . непарн ., звон. пар.([ш]) и - [ы] – гласный, ударный 3 буквы, 3 звука

Слайд 25

Вернись назад Вьюга, вью-га, [ в'й′уга ] в - [в′] – согл ., мяг . парн .([в]), звон. пар.([ф′]) ь - не имеет звука ю - [й'] – согл ., мяг . непарн ., звон. непар . [у] – гласный, ударный г - [г] – согл ., твёр . парн .([г′]), глух. пар. ([к]) а - [а] – гласный, безударный 5 букв, 5 звуков

Слайд 26

Вернись назад Появился, по-я-вил-ся , [ пай′ив′илс′а ] п -[п] – согл ., твёр . парн .([п′]), глух. пар. ([б]) о - [а] – гласный, безударный я - [й'] – согл ., мяг . непарн ., звон. непар . [и] – гласный, безударный в - [в′] – согл ., мяг . парн .([в]), звон. пар. ([ф′]) и - [и ] – гласный, безударный л - [л] – согл ., твёр . парн .([л′]), звон. непар . с - [с′] – согл ., мяг . парн .([с]), глух. пар. ([з′]) я - [а] – гласный, безударный 8 букв, 9 звуков

Слайд 27

Литература: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012