Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме :"Не с глаголами".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дымбрылова Туяна Дондоковна

Открытый урок по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc92 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

     Тип урока: комбинированный

Цели урока: - познакомить с ролью частицы не;

                      - научить писать частицу не с глаголами раздельно;
                     - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Планируемые результаты:
                   - Личностные:
 - 

  • формировать коммуникативные умения детей;

                         
                   - Предметные:
 -     развитие интереса к изучению русского языка

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint , Учебник «Русский язык. 3 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий М.: 2013 - Ч.2 - 159с.в 2-х ч., 2 ч.

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

1. Этап мотивации. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

Личностные:действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные:анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

1 мин

Откройте ваши тетради и запишите, классная работа

        - Прочитайте запись.

На седьмом небе.

Зарубить на носу.

Как рыба в воде.

- Объясните выражения.

На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.

Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

– Как называются такие словосочетания?  (Фразеологизмы. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.)

- Я желаю вам на уроке чувствовать себя как рыба в воде, показать все знания, которые вы крепко накрепко запомнили, и быть в полном восторге от нашего урока.        

Надеюсь, мы хорошо поработаем.

Приветствовать учителя

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Практич.: Повторение частей речи

4 мин

Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз, частица)

Давайте поподробнее остановимся на глаголе. Что это такое? (Часть речи, обозначающая действие) Что обозначает? (действие) На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать? Что делал(-а,-и)? Что будет(-ут,-ем) делать?)  Что вы про него еще знаете? (Глагол в предложении является сказуемым)

Знать части речи;

Объяснить что такое глагол

Познавательные: Ориентироваться в собственной системе знаний;

Постановка учебной задачи и ее решение
Словесн.: слово учителя

4 мин

Завести велели мне

Новые привычки.

Никогда девчонок не

Дёргать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

 Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков!

Ю. Вронский

-  Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание частицы Не с глаголами)

Слушают и воспринимают стихотворение звукозрительным образом

Выделять особенности прочитанного

Ставить перед собой учебную задачу

Личностные – воспринимать новую информацию.

Познавательные- анализировать стихотворение;

Выделять главное(особенное) из прочитанного

Регулятивные- Формулировать цель и задачу урока.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словесн.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное списывание

16 мин

Откройте ваши учебники на странице 124. Посмотрите на упражнение 223. Давайте вместе прочитаем это стихотворение.  

Он честен и бесстрашен

На суше и в воде,

Товарища и друга

Не бросит он в беде.

Он гнёзд не разоряет,

Не курит и не врет,

Не виснет на подножках,

Чужого не берёт.

- Что вы заметили в этом стихотворении? (Глаголы употреблены с частицей не)

- А что вы можете сказать о своем друге? Составьте устный рассказ о нём. Расскажите своему соседу о вашем друге.

- А теперь кто-то один выйдет и расскажет всем о своем друге. Молодец, садись на свое место. Подставьте частицу не. Что получится? Ваш друг все такой же хороший? Какое значение вносит частица не?

- Объясните написание слов с орфограммами: товарища, гнёзд, подножках, чужого.

- Выпишите глаголы с частицей не.

Вспомним правила.

- Назовите глаголы, которые вы выписали? (Не бросит, не разоряет, не курит, не врёт, не виснет, не берёт)

- Как пишется не с глаголами? (Раздельно)
- Сформулируйте правило. (Частица
не с глаголами пишется раздельно)

- Прочитайте ниже сведения о языке. (Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма. Не мог, не хотел, не взял) Запомните эту орфограмму.

- Верно мы с вами сформулировали правило?

2. Упражнение в написании глаголов с частицей не

- Прочитайте  пословицы:

1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Если ты чего то не умеешь, не нужно этого делать, а свое дело домашнее задание, уборка в комнате нужно делать добросовестно)

2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. (Как правило, откладывание на завтра – это откладывание навсегда, поэтому делайте все сегодня)

3) Лёжа пищу не добудешь. (Нужно заниматься делом, чтобы достигнуть цели)

- Объясните смысл пословиц.

Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчеркните частицу не.

- Как написана частица не с глаголами? Почему? Какое значение вносит?

Читать стихотворение

Составлять рассказ

Слушать и воспринимать речь товарища

Объяснять правописание орфограмм

Анализировать написание частицы не с глаголами

Объяснять смысл пословиц

Выделять главное в тексте

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Личностные –  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности.  Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Коммуникативные  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Физминутка

3 мин

Видео

Повторять движения

Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.

Закрепление изученного материала

8 мин

Работа в учебнике

Упражнение 224 (стр. 124)

- Посмотрите на упражнение и прочитайте выражения.

1. Не шути с огнем: обожжешься.  –Как вы понимаете это выражение? (Огонь опасен и не нужно играть рядом с ним или относиться к нему беззаботно) - А что если мы уберем частицу не?

2. Соловья баснями не кормят.  Что оно означает? (Говорится перед тем, как пригласить кого-либо к столу (обычно после затянувшихся разговоров), или (реже) тогда, когда важны (нужны) не пустые разговоры, а конкретные дела.) - А что если мы уберем частицу не?

3. Не спеши языком. Что оно означает? (Это значит прежде чем что-то сказать нужно подумать и сделать, а потом только говорить об этом) - А что если мы уберем частицу не?

 - Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)

- Запомните произношение данных глаголов с частицей не.

- Прочитаем с вами, что написано под упражнением.

- Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повторил – не повторил, звонил – не звонил.

1.        1 группа – Правила поведения в лесу.

2.        2 группа – Правила поведения в столовой.

3.        3 группа - Правила поведения на перемене.

4.        4 группа – Правила пользования книгой.

5.        5 группа – Правила поведения в общественном транспорте.

6.        6 группа – Правила поведения в театре.

Понимать и уметь объяснить смысл выражения

Анализировать выражения по смыслу

Проверять себя по образцу

Читать правильно

Анализировать значение частицы не

Читать и запоминать

Выбирать правильный вариант

Раскрывать скобки

Правильно писать частицу не перед глаголами

Познавательные – Уметь объяснить написание частицы не перед глаголами;

Отличать глагол от других частей речи;

Коммуникативные – уметь объяснить значение пословицы, опираясь на жизненный опыт;

Личностные – уметь повторять за учителем;

Ориентироваться в собственной системе знаний;

Познавательные – Правильно читать глаголы, выделяя ударные окончания; Придавать частице не отрицательный смысл

Познавательные – Уметь правильно писать частицу не перед глаголами;

Списывать с экрана без ошибок.

  • Игра «Выбери». Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!
Не _ хочу! 
Упадёшь! 
Не _ упаду! 
Отойди! 
Не _ отойду! 
Приедешь? 
Нет, не _ приеду! 
Придёшь? 
Нет, не _ приду! 
Услышишь? 
Не _ услышу! 
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решаешь?
Не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

Рефлексия
Словесн.: самоанализ и анализ одноклассников

2 мин

- Не с глаголами пиши ___ (раздельно),
Например: не _ хотел, не_ знал.
Только помни об исключеньях:
Не _____, не ____(ненавидел, негодовал).

Оценивать свою работу и работу одноклассников

Регулятивные – анализировать собственную работу.

Итог урока
Словесн.: обощение

2 мин

- Ребята, какая у нас с вами была тема урока? (правописание частицы не с глаголами)

- Как пишется частица не с глаголами? (раздельно)

- Какое значение вносит частица не?

Домашнее задание: 1. Составить и записать три предложения с употреблением частицы не с глаголами.

2. р.т. стр.74 упр. 170

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Познавательный – строят рассуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...