«Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лопатина Елена Михайловна

Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание»

Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографической и пунктуационной грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_imen_prilagatelnyh_v_tekste.docx34.92 КБ
Файл teh_karta.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка

в 3 «Б» классе

02.03.2020

Консультация методиста_______________

Консультация учителя_________________

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России» 3 класс

(В. П. Канакина «Русский язык», стр. 68-69)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 02.03.2020.

Время: 14:00

Место: г. Черняховск, «Лицей № 7»

Класс: 3 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание»

Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

Образовательные: формирование умений распознавать имена прилагательные среди других частей речи по их грамматическим признакам.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, памяти и связной речи , умению соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как часть речи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; наблюдать за выразительным использованием прилагательных в текстах.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка;   воспитывать культуру межличностного общения посредством работы в группе.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые УУД:

Личностные:  сознание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка; формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы,  уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные:

формирование познавательных универсальных учебных действий: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлять и корректировать причины собственного затруднения; умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания;

формирование  регулятивных универсально учебных действий: планировать решение учебной задачи; умение контролировать процесс и результат своей деятельности; способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:  умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по теме: «Роль имен прилагательных в тексте», выделять нужную информацию,  доказывать правильность выбора слов, аргументировать свое мнение.

Тип урока: урок закрепления умения, знания.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, тетрадь,  презентация, карточки.

Формы работы: фронтальная, групповая.

        

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. 1.Организационно - мотивационный.  

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня, урок русского языка, проведу у вас я. Зовут меня Елена Михайловна.

2. Проверка готовности к уроку.

У: У вас на парте все в порядке:

Ручка, книга и тетрадь.

Готовы мы начать урок,

Прозвенел для нас, звонок!

У: Садитесь, пожалуйста.

3. Мотивация к учебному познанию.

У: У кого хорошее настроение, поднимите руку.

У: Желаю вам всем хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

У: У вас на столах лежат карточки, подпишите сверху свою фамилию. Отложите их.

У: Открываем тетради.  Записываем число, классная работа.

II. Актуализация ранее изученных знаний и умений.

1. Словарно - орфографическая работа.

У: Записываем словарные слова.

У: Отгадайте ребус.

У: Слова пишем в строчку, с большой буквы, через запятую.

У: Потом, вокруг, приветливо, Красная площадь, Московский Кремль.

(стр. 58-59, 65, 67)

У: Передайте тетрадь соседу. Зеленой ручной исправляем ошибки. Зачеркиваем по линии наклона. Проверяем слова.

(по очереди отвечают)

У: Верните тетради, посмотрите ошибки и оцените свою работу на карточках, которые лежат у вас на столе. Вам необходимо подчеркнуть свой балл.

2. Синтаксическая работа.

У: С любым из слов составьте предложение. 

Д: Друзья приветливо мне улыбнулись.

У: Запишем предложение, найдем главные члены в предложении.

У: Вспомните  правило, как пишется предложение. 

Д: Первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

У: Найдем главные члены в предложении.

У: О чем говорится в предложении?

Д: В предложении говорится о друзьях.  Кто? Друзья – это подлежащие, выражено существительным, подчеркиваем одной чертой. Что сделали? Улыбнулись - это сказуемое, выражено глаголом,  подчеркиваем двумя чертами.

У: Молодцы! Оцените свою работу на карточке.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Кто такие исследователи?

Д: Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний.

У: Кто готов стать исследователем сегодня на уроке, поднимите руку?

У: Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие. Отгадайте, о чем идет речь в стихотворении.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!

Д: О прилагательном.

У: Верно, сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное.

У: Что вы уже знаете об имени прилагательном? Отвечаем по поднятой руке.

(ответы обучающихся)

У: Прочитайте текст.

В весеннем лесу. На деревьях лопнули …….. почки. Из земли показалась ……. травка. Летят из улья и дружно жужжат пчелы. Петька бежит по ……. тропе. Она ведет мальчика в чащу.  …… лес наполнен жизнью. Хорошо в ….. лесу.

У: Какая часть речи пропущена?

Д: Имя прилагательное.

У: Прочитаем этот же текст и вставим прилагательные.

(обучающиеся читают)

У: Какую роль имеют имена прилагательные в речи?

Д: Они делают нашу речь красивее, помогают составить подробные описания.

У: Сформулируйте тему урока.

Д: Роль имен прилагательных в тексте.

У: Верно. Определим задачи урока. В этом вам помогут слова помощники (узнаем, будем учиться).

Д: Узнаем, какую роль имеет имя прилагательное в тексте.  Будем учиться «украшать» текст с помощью имен прилагательных.

У: Это наше второе открытие.

IV. Закрепление умений, знаний. 

У: Откройте учебник на стр.68, упр.118

У: Прочитаем первое задание.

(обучающиеся читают задание)

У: Прочитаем текст.

У: О чем говорится в тексте?

Д: В тексте говорится о птице.

У: Как можно озаглавить текст?

Д: Синяя птица.

У: Молодцы. Прочитаем задание, которое написано ниже текста.

(обучающиеся читают задание)

У: Спишите описание синей птицы.

(один ученик выходит к доске, пишет одно предложение)

У: Какие прилагательные встретились в тексте?

Д: Синей, чёрное, сине-лиловое, серебряные.

У: Как подчеркиваем имя прилагательное?

Д: Волнистой линией.

( ученик подчеркивает прилагательные)

У: Прочитайте это предложение без прилагательных.

(обучающиеся читают )

У: Вам все понятно, в предложении без прилагательных?

Д: Нет.

У: Какую же роль имеет имя прилагательное в этом предложении? 

Д: Имена прилагательные помогают передать цвет птицы.

У: Молодцы. Оцените свою работу на карточке. 

У: Этот текст называется текс-описание. Как вы думаете, что такое текс-описание?

Д: Это текст, в котором описываются предметы, явления.

У: Прочитайте на слайде этот термин. Прочитайте.

У: Есть научное и художественное описание.  Как вы думаете, чем они различаются?

Д: В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие и красочные выражения.

У: Посмотрите на слайд и прочитайте.

Научный текст - текст, в котором сообщаются точные сведения о каком – либо явлении или животном.

Художественный текст – текст, в котором автор рассказывает какую – либо историю и передает свои чувства, переживания читателю. 

У: Кто согласен, что мы справились с 3м открытием, поднимите руку.

V. Физминутка

VI. Закрепление новых умений, знаний (продолжение).

У: Упр.119. Прочитайте первое задание.

(обучающиеся читают задание)

У: Прочитаем тексты.

(обучающиеся читают текст)

У: Прочитайте вопросы после текста и ответьте на них.

(Тип текстов- текст-описание.

Первый - описывает цветок более образно, второй - описывает предмет наиболее точно.

Первый текст можно использовать в художественной литературе, второй текст можно встретить в научной или справочной литературе.

Имена прилагательные в данных текстах дают описание предмета, показывают признаки цвета по размеру, цвету, форме.)

У: Молодцы.

VIII. Первичная проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление.

У: Самостоятельная работа. Ваша задача списать предложение про ромашку. Подчеркнуть имена прилагательные, которые используются в ее описании.

(обучающиеся самостоятельно выполняют задание)

У: Проверим. Исправляете зеленой ручкой. Какие прилагательные вы подчеркнули? Отвечаем по поднятой руке.

Д: Белая, многолетнее, травянистое. 

У: О чем говорилось в этом тексте?

Д: О ромашке.

У: Запишите словарное слово «ромашка» посередине строки. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную

У: Оцените себя на карточке.

IV Итог урока. Рефлексия.

У: Какова же роль прилагательных в тексте?

У: Ребята чему вы учились сегодня на уроке? 

У: Подсчитайте у себя на карточках баллы.

У: В соответствии с баллами, оцените себя.

(8-7 баллов – «5»

6-4 баллов – «4»

3 балла – «3»

от 2 и меньше – «2»)

У: Передайте карточки на первую парту. Закройте тетрадь и учебник, положите на край парты.

У: Откройте дневники, запишем домашнее задание. Упражнение 121.

V. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

У: Вы можете воспользоваться энциклопедией и записать 3-5предложений о растении.

______________________

Словарно - орфографическая работа

Баллы

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) в словарных словах 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Синтаксическая работа

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Упражнение 118 на стр.68

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Самостоятельная работа

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Всего баллов:

ОЦЕНКА

 ______________________

Словарно - орфографическая работа

Баллы

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) в словарных словах 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Синтаксическая работа

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Упражнение 118 на стр.68

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Самостоятельная работа

Я написал(а) словарные слова без ошибок

2

Допустил(а) 1-2 ошибки

1

Допустил(а) 3 и более ошибок

0

Всего баллов:

ОЦЕНКА



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. обучающегося: Лопатиной Елены Михайловны

Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание»

Класс: 3 «Б»

Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи урока:

Образовательные: формирование умений распознавать имена прилагательные среди других частей речи по их грамматическим признакам.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, памяти и связной речи , умению соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как часть речи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; наблюдать за выразительным использованием прилагательных в текстах.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка;   воспитывать культуру межличностного общения посредством работы в группе.

Межпредметные связи: детская литература (стихотворение, упражнения, текст «В весеннем лесу»).

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля,  самоконтроля и контроля учителя.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационно -мотивационный .

Словесный: беседа.

Наглядный: наблюдение.

1. Приветствие. Учитель здоровается и представляется.

2. Проверка готовности к уроку.

Учитель напоминает о наличии учебных принадлежностей на столе.

3. Мотивация к обучению и познанию. Учитель настраивает на активную и продуктивную работу на уроке

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Обучающиеся настраиваются на активно – продуктивную работу на уроке.

Фронтальная

Р.: умение контролировать свою готовность к уроку;  организовывать свое рабочее учебное место, слушать и понимать учителя и речь других.

К.: умение приветствовать и понимать учителя.

Сознание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка.

2. Актуализация ранее изученных знаний и умений.

Актуализировать раннее изученные знания и умения: выявить и систематизировать, откорректировать раннее изученные знания и умения.  

Словесный:

объяснение,

Наглядный:

демонстрация, показ, наблюдение.

Практический: практическая работа.

1.  Словарно- орфографическая работа.

Организует проведение словарной работы.  

2. Синтаксическая работа.

Организует работу с разбором предложения.

Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Индивидуальная

Фронтальная  

Карточка, ребусы, картинка

Карточка

Самоконтроль,  взаимоконтроль, контроль учителя

Самоконтроль,  контроль учителя

Умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по раннее изученной теме.

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра.

Формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания.

3. Открытие новой темы. Целеполагание.

Учить открывать тему урока, ставить цель.

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение, показ.

Организует работу обучающихся по определению цели и постановки задач.

Организует работу с текстом, задает вопросы.

Обучающиеся открывают и формулируют тему урока, определяют задачи.

 

Обучающиеся работая с текстом, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Фронтальная

Презентация, стихотворение

Презентация, текст

Самоконтроль,

контроль учителя

Самоконтроль,

контроль учителя

Умение использовать ранее приобретенные знания и умения,

систематизировать, анализировать их, выделять нужную информацию.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания.

Р.:  способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке; умение ставить для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, определять последовательность действий, составлять план.

К.:  умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждение, строить продуктивное взаимодействие. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы.

4.  Закрепление умений и знаний.

Обучать правильному употреблению в тексте имен прилагательных.

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение, показ.

Учитель организует выполнить упражнение для объяснения темы.

Обучающиеся выполняют указания учителя.   Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная

Учебник, упражнение 118, ст.68, тетрадь, карточка

Самоконтроль, контроль учителя

Умение  

доказывать правильность выбора, аргументировать свое мнение.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил. 

К.: умение слушать и вступать в диалог, умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы.

5. Физминутка.

Словесный: объяснение.

Наглядный:  показ.

Организует смену деятельности. Организует проведение физминутки.

Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения.

Фронтальная

6.  Закрепление умений и знаний (продолжение).

Обучать правильному употреблению в тексте имен прилагательных.

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение, показ.

Учитель организует выполнить упражнение.

Обучающиеся выполняют указания учителя.   Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная

Учебник, упражнение 119, ст.68, тетрадь, карточка

Самоконтроль, контроль учителя

Умение  

доказывать правильность выбора, аргументировать свое мнение.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил. 

К.: умение слушать и вступать в диалог, умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы.

7.  Проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление.

Обучать правильному употреблению в тексте имен прилагательных.

Словесный: беседа.

Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ.  

Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная

Учебник, карточка

Самоконтроль,

контроль учителя

Умение  

доказывать правильность выбора слов, аргументировать свое мнение.

Р.: умение определять план, последовательность и способ действия. Оценивать собственную деятельность, деятельность других, корректировать выполненные задания.

Способность к волевому усилию и мобилизации сил. 

К.:  умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы, активности. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

8. Итог урока. Рефлексия

Учитель организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся.

Обучающиеся оцениваю совместную деятельность.

Осуществляют рефлексивную деятельность. Высказываю и аргументируют свое мнение.  

Фронтальная

Карточки, презентация

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

Р.: умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   

Формирования личностного смысла учения, способность к самооценки и оцениванию других.

9. Инструктаж по выполнению.

Учитель определяет ценность задания.

Слушают информацию о домашнем задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект по русскому языку "Роль имени прилагательных в тексте-описании" ( УМК "Школа России", 2 класс)

. КОНСПЕКТ УРОКА по  русскому языкуТема: Роль имен прилагательных в тексте - описании Цели деятельности учителя: создать представление о тексте-описании, учить рассматривать предмет, и ...

Конспект урока русского языка «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» ( УМК "Школа России", 2 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?"

Тема урока: Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом описание; ролью в нем имен прилагат...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока   Дидактические: 1)  актуализировать знания о тексте – опис...