«Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание»
Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографической и пунктуационной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_imen_prilagatelnyh_v_tekste.docx | 34.92 КБ |
teh_karta.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока русского языка
в 3 «Б» классе
02.03.2020
Консультация методиста_______________
Консультация учителя_________________
Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа России» 3 класс
(В. П. Канакина «Русский язык», стр. 68-69)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 02.03.2020.
Время: 14:00
Место: г. Черняховск, «Лицей № 7»
Класс: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание»
Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: формирование умений распознавать имена прилагательные среди других частей речи по их грамматическим признакам.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, памяти и связной речи , умению соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как часть речи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; наблюдать за выразительным использованием прилагательных в текстах.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка; воспитывать культуру межличностного общения посредством работы в группе.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые УУД:
Личностные: сознание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка; формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы, уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные:
формирование познавательных универсальных учебных действий: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлять и корректировать причины собственного затруднения; умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания;
формирование регулятивных универсально учебных действий: планировать решение учебной задачи; умение контролировать процесс и результат своей деятельности; способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.
формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по теме: «Роль имен прилагательных в тексте», выделять нужную информацию, доказывать правильность выбора слов, аргументировать свое мнение.
Тип урока: урок закрепления умения, знания.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, тетрадь, презентация, карточки.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. 1.Организационно - мотивационный.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня, урок русского языка, проведу у вас я. Зовут меня Елена Михайловна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: У вас на парте все в порядке:
Ручка, книга и тетрадь.
Готовы мы начать урок,
Прозвенел для нас, звонок!
У: Садитесь, пожалуйста.
3. Мотивация к учебному познанию.
У: У кого хорошее настроение, поднимите руку.
У: Желаю вам всем хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.
У: У вас на столах лежат карточки, подпишите сверху свою фамилию. Отложите их.
У: Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
II. Актуализация ранее изученных знаний и умений.
1. Словарно - орфографическая работа.
У: Записываем словарные слова.
У: Отгадайте ребус.
У: Слова пишем в строчку, с большой буквы, через запятую.
У: Потом, вокруг, приветливо, Красная площадь, Московский Кремль.
(стр. 58-59, 65, 67)
У: Передайте тетрадь соседу. Зеленой ручной исправляем ошибки. Зачеркиваем по линии наклона. Проверяем слова.
(по очереди отвечают)
У: Верните тетради, посмотрите ошибки и оцените свою работу на карточках, которые лежат у вас на столе. Вам необходимо подчеркнуть свой балл.
2. Синтаксическая работа.
У: С любым из слов составьте предложение.
Д: Друзья приветливо мне улыбнулись.
У: Запишем предложение, найдем главные члены в предложении.
У: Вспомните правило, как пишется предложение.
Д: Первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
У: Найдем главные члены в предложении.
У: О чем говорится в предложении?
Д: В предложении говорится о друзьях. Кто? Друзья – это подлежащие, выражено существительным, подчеркиваем одной чертой. Что сделали? Улыбнулись - это сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами.
У: Молодцы! Оцените свою работу на карточке.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Кто такие исследователи?
Д: Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний.
У: Кто готов стать исследователем сегодня на уроке, поднимите руку?
У: Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие. Отгадайте, о чем идет речь в стихотворении.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мною нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить!
Д: О прилагательном.
У: Верно, сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное.
У: Что вы уже знаете об имени прилагательном? Отвечаем по поднятой руке.
(ответы обучающихся)
У: Прочитайте текст.
В весеннем лесу. На деревьях лопнули …….. почки. Из земли показалась ……. травка. Летят из улья и дружно жужжат пчелы. Петька бежит по ……. тропе. Она ведет мальчика в чащу. …… лес наполнен жизнью. Хорошо в ….. лесу.
У: Какая часть речи пропущена?
Д: Имя прилагательное.
У: Прочитаем этот же текст и вставим прилагательные.
(обучающиеся читают)
У: Какую роль имеют имена прилагательные в речи?
Д: Они делают нашу речь красивее, помогают составить подробные описания.
У: Сформулируйте тему урока.
Д: Роль имен прилагательных в тексте.
У: Верно. Определим задачи урока. В этом вам помогут слова помощники (узнаем, будем учиться).
Д: Узнаем, какую роль имеет имя прилагательное в тексте. Будем учиться «украшать» текст с помощью имен прилагательных.
У: Это наше второе открытие.
IV. Закрепление умений, знаний.
У: Откройте учебник на стр.68, упр.118
У: Прочитаем первое задание.
(обучающиеся читают задание)
У: Прочитаем текст.
У: О чем говорится в тексте?
Д: В тексте говорится о птице.
У: Как можно озаглавить текст?
Д: Синяя птица.
У: Молодцы. Прочитаем задание, которое написано ниже текста.
(обучающиеся читают задание)
У: Спишите описание синей птицы.
(один ученик выходит к доске, пишет одно предложение)
У: Какие прилагательные встретились в тексте?
Д: Синей, чёрное, сине-лиловое, серебряные.
У: Как подчеркиваем имя прилагательное?
Д: Волнистой линией.
( ученик подчеркивает прилагательные)
У: Прочитайте это предложение без прилагательных.
(обучающиеся читают )
У: Вам все понятно, в предложении без прилагательных?
Д: Нет.
У: Какую же роль имеет имя прилагательное в этом предложении?
Д: Имена прилагательные помогают передать цвет птицы.
У: Молодцы. Оцените свою работу на карточке.
У: Этот текст называется текс-описание. Как вы думаете, что такое текс-описание?
Д: Это текст, в котором описываются предметы, явления.
У: Прочитайте на слайде этот термин. Прочитайте.
У: Есть научное и художественное описание. Как вы думаете, чем они различаются?
Д: В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие и красочные выражения.
У: Посмотрите на слайд и прочитайте.
Научный текст - текст, в котором сообщаются точные сведения о каком – либо явлении или животном.
Художественный текст – текст, в котором автор рассказывает какую – либо историю и передает свои чувства, переживания читателю.
У: Кто согласен, что мы справились с 3м открытием, поднимите руку.
V. Физминутка
VI. Закрепление новых умений, знаний (продолжение).
У: Упр.119. Прочитайте первое задание.
(обучающиеся читают задание)
У: Прочитаем тексты.
(обучающиеся читают текст)
У: Прочитайте вопросы после текста и ответьте на них.
(Тип текстов- текст-описание.
Первый - описывает цветок более образно, второй - описывает предмет наиболее точно.
Первый текст можно использовать в художественной литературе, второй текст можно встретить в научной или справочной литературе.
Имена прилагательные в данных текстах дают описание предмета, показывают признаки цвета по размеру, цвету, форме.)
У: Молодцы.
VIII. Первичная проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление.
У: Самостоятельная работа. Ваша задача списать предложение про ромашку. Подчеркнуть имена прилагательные, которые используются в ее описании.
(обучающиеся самостоятельно выполняют задание)
У: Проверим. Исправляете зеленой ручкой. Какие прилагательные вы подчеркнули? Отвечаем по поднятой руке.
Д: Белая, многолетнее, травянистое.
У: О чем говорилось в этом тексте?
Д: О ромашке.
У: Запишите словарное слово «ромашка» посередине строки. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную
У: Оцените себя на карточке.
IV Итог урока. Рефлексия.
У: Какова же роль прилагательных в тексте?
У: Ребята чему вы учились сегодня на уроке?
У: Подсчитайте у себя на карточках баллы.
У: В соответствии с баллами, оцените себя.
(8-7 баллов – «5»
6-4 баллов – «4»
3 балла – «3»
от 2 и меньше – «2»)
У: Передайте карточки на первую парту. Закройте тетрадь и учебник, положите на край парты.
У: Откройте дневники, запишем домашнее задание. Упражнение 121.
V. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
У: Вы можете воспользоваться энциклопедией и записать 3-5предложений о растении.
______________________
Словарно - орфографическая работа | Баллы |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) в словарных словах 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Синтаксическая работа | |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Упражнение 118 на стр.68 | |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Самостоятельная работа | |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Всего баллов: | |
ОЦЕНКА |
______________________
Словарно - орфографическая работа | Баллы |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) в словарных словах 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Синтаксическая работа | |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Упражнение 118 на стр.68 | |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Самостоятельная работа | |
Я написал(а) словарные слова без ошибок | 2 |
Допустил(а) 1-2 ошибки | 1 |
Допустил(а) 3 и более ошибок | 0 |
Всего баллов: | |
ОЦЕНКА |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. обучающегося: Лопатиной Елены Михайловны
Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание»
Класс: 3 «Б»
Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений распознавать имена прилагательные среди других частей речи по их грамматическим признакам.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, памяти и связной речи , умению соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как часть речи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; наблюдать за выразительным использованием прилагательных в текстах.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка; воспитывать культуру межличностного общения посредством работы в группе.
Межпредметные связи: детская литература (стихотворение, упражнения, текст «В весеннем лесу»).
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля и контроля учителя. | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1.Организационно -мотивационный . | Словесный: беседа. Наглядный: наблюдение. | 1. Приветствие. Учитель здоровается и представляется. 2. Проверка готовности к уроку. Учитель напоминает о наличии учебных принадлежностей на столе. 3. Мотивация к обучению и познанию. Учитель настраивает на активную и продуктивную работу на уроке | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. Обучающиеся настраиваются на активно – продуктивную работу на уроке. | Фронтальная | Р.: умение контролировать свою готовность к уроку; организовывать свое рабочее учебное место, слушать и понимать учителя и речь других. К.: умение приветствовать и понимать учителя. | Сознание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка. | ||||
2. Актуализация ранее изученных знаний и умений. | Актуализировать раннее изученные знания и умения: выявить и систематизировать, откорректировать раннее изученные знания и умения. | Словесный: объяснение, Наглядный: демонстрация, показ, наблюдение. Практический: практическая работа. | 1. Словарно- орфографическая работа. Организует проведение словарной работы. 2. Синтаксическая работа. Организует работу с разбором предложения. | Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. | Индивидуальная Фронтальная | Карточка, ребусы, картинка Карточка | Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя Самоконтроль, контроль учителя | Умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по раннее изученной теме. | П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания. Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке. К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра. | Формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания. |
3. Открытие новой темы. Целеполагание. | Учить открывать тему урока, ставить цель. | Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: наблюдение, показ. | Организует работу обучающихся по определению цели и постановки задач. Организует работу с текстом, задает вопросы. | Обучающиеся открывают и формулируют тему урока, определяют задачи.
Обучающиеся работая с текстом, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная Фронтальная | Презентация, стихотворение Презентация, текст | Самоконтроль, контроль учителя Самоконтроль, контроль учителя | Умение использовать ранее приобретенные знания и умения, систематизировать, анализировать их, выделять нужную информацию. | П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания. Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке; умение ставить для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, определять последовательность действий, составлять план. К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждение, строить продуктивное взаимодействие. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы. |
4. Закрепление умений и знаний. | Обучать правильному употреблению в тексте имен прилагательных. | Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: наблюдение, показ. | Учитель организует выполнить упражнение для объяснения темы. | Обучающиеся выполняют указания учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. | Фронтальная | Учебник, упражнение 118, ст.68, тетрадь, карточка | Самоконтроль, контроль учителя | Умение доказывать правильность выбора, аргументировать свое мнение. | П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания. Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил. К.: умение слушать и вступать в диалог, умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра. | Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы. |
5. Физминутка. | Словесный: объяснение. Наглядный: показ. | Организует смену деятельности. Организует проведение физминутки. | Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения. | Фронтальная | ||||||
6. Закрепление умений и знаний (продолжение). | Обучать правильному употреблению в тексте имен прилагательных. | Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: наблюдение, показ. | Учитель организует выполнить упражнение. | Обучающиеся выполняют указания учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. | Фронтальная | Учебник, упражнение 119, ст.68, тетрадь, карточка | Самоконтроль, контроль учителя | Умение доказывать правильность выбора, аргументировать свое мнение. | П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания. Р.: способность к волевому усилию и мобилизации сил. К.: умение слушать и вступать в диалог, умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действия партнёра. | Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы. |
7. Проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление. | Обучать правильному употреблению в тексте имен прилагательных. | Словесный: беседа. | Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ. | Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. | Фронтальная | Учебник, карточка | Самоконтроль, контроль учителя | Умение доказывать правильность выбора слов, аргументировать свое мнение. | Р.: умение определять план, последовательность и способ действия. Оценивать собственную деятельность, деятельность других, корректировать выполненные задания. Способность к волевому усилию и мобилизации сил. К.: умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра. | Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы, активности. Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
8. Итог урока. Рефлексия | Учитель организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся. | Обучающиеся оцениваю совместную деятельность. Осуществляют рефлексивную деятельность. Высказываю и аргументируют свое мнение. | Фронтальная | Карточки, презентация | П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. Р.: умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Формирования личностного смысла учения, способность к самооценки и оцениванию других. | ||||
9. Инструктаж по выполнению. | Учитель определяет ценность задания. | Слушают информацию о домашнем задании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык во 2 классе. Тема. Текст-описание и роль имен прилагательных в нем. Развитие речи (урок 3)
УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...
Конспект по русскому языку "Роль имени прилагательных в тексте-описании" ( УМК "Школа России", 2 класс)
. КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: Роль имен прилагательных в тексте - описании Цели деятельности учителя: создать представление о тексте-описании, учить рассматривать предмет, и ...
Конспект урока русского языка «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» ( УМК "Школа России", 2 класс )
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?"
Тема урока: Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом описание; ролью в нем имен прилагат...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока Дидактические: 1) актуализировать знания о тексте – опис...