Статья на тему "Как помочь первокласснику освоить понятие части речи в условиях дистанционного обучения"
статья по русскому языку (1 класс)

Эта статья поможет родителям доступно объяснить первоклассникам такую трудную тему, как "Части речи", в условиях дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Как помочь первокласснику освоить понятие части речи в условиях дистанционного обучения»

В условиях дистанционного обучения существенно повышается роль родителей как тьюторов учеников начальной школы. Особенно существенна такая помощь в 1 классе, т.к. семилетние дети не могут самостоятельно освоить новый материал, даже при просмотре видеоурока. Родители же к новой роли не подготовлены, учебники не содержат теоретического материала, а справочная литература не адаптирована к программе.

Для того, чтобы снять напряжение, возникающее в данной ситуации, учителю приходится выступать в несвойственной ему роли.

Ему надо научить взрослых людей, как через игру можно донести до маленького ребёнка такое сложное понятие, как часть речи. Убедить родителей, что им это под силу. Преодолеть психологический барьер. Итак, начинаем!

Слова-предметы (имена существительные).

Что это? (снег). Его можно потрогать.

Кто это? (птица) Её можно увидеть.

Мы объясняем детям, что в русском языке предметами называются не только вещи, но и живые существа (люди, животные). Это «Тайны языка» («Ключик»).

Мы говорим, что есть особая группа слов-предметов: это явления природы (гроза, холод, снегопад, метель).

Самая трудная для понимания группа существительных – это названия эмоций людей (радость, гнев, страх). В 1 классе с этими существительными мы не работаем.

В 1 классе мы говорим ребёнку, что слова-предметы, называющие людей и животных, отвечают на вопрос «кто?». А вот слова, называющие растения, отвечают на вопрос «что?». Термины «одушевлённые» и «неодушевлённые» мы не используем.

Слова-предметы

кто?

- люди

- животные

что?

- растения

- вещи

- явления природы

И все остальные предметы

Внимание! В биологии растения относятся к живой природе, поэтому возникает путаница.

Игры

1 вариант

Взрослый кидает мяч и говорит: «Кто?». Ребёнок возвращает мяч и говорит: «Муравей».

«Что?» – «Лист».

2 вариант

Ребёнок:

- Я знаю 5 названий животных. Волк – раз (кидает мяч взрослому).

Взрослый кидает мяч обратно.

Ребёнок:

- Медведь – два

- Кальмар – три

- Окунь – четыре

- Бабочка – пять

- Кит – шесть

Насекомые – это тоже животные. Дети это часто забывают.

Ребёнок: «Все эти слова отвечают на вопрос «Кто?». Это слова-предметы».

Глагол

Каждый предмет совершает какое-то действие (выраженное глаголом).

Это действие или уже совершено (птица улетела), или происходит прямо сейчас (мальчик бежит), или будет совершено позже (гости придут).

Глагол (слово-действие)

прошедшее время

настоящее время

будущее время

Прошедшее время

Игра.

Вспомни мультфильм «Тайна третьей планеты». Там все события, которые показывают «зеркальные» цветы, уже произошли.

Назови, что ты делал вчера, на каникулах, утром и т.д.

Я лепил, играл, читал… (отвечать нужно только одним словом)

Настоящее время

Что ты делаешь сейчас?

Я рисую, считаю, прыгаю…

Будущее время

Будущее простое (законченное действие)

(что сделаю?)

побегу

решу

сыграю

Будущее сложное (незаконченное действие)

(что буду делать?)

буду играть

буду смеяться

буду писать (задачи)

Глагол состоит из двух слов

Детям мы не рассказываем об этих тонкостях подробно. Просто учим задавать вопросы.

Игра «Я мечтаю».

Я буду строить корабли.

Я буду водить машину.

А теперь давай скажем увереннее:

Я построю космический корабль.

Я решу эту трудную задачу.

Дальше можно усложнять задание:

Ты всё время говорил о себе. А теперь расскажем о своём друге, собаке, ручейке и т.д.

А теперь представь, что вы с другом всё делаете вдвоём (появляется множественное число).

Главная задача взрослых – помочь ребёнку научиться легко менять формы глагола в речевой ситуации и наблюдать за этим процессом.

Термины «настоящее», «будущее», «прошедшее» время можно употреблять в речи, но не надо требовать от ребёнка их запоминать.

Слова-признаки (имена прилагательные)

Каждый предмет можно описать:

  • по размеру (большой – маленький)
  • по материалу (деревянный, металлический)
  • по цвету (красный, синий)

Можно выразить своё отношение: плохой, злой, приятный

Можно выразить свои ощущения, дотронувшись до предмета: холодный, шершавый

Все эти слова отвечают на вопрос «какой?» («какая?», «какое?», «какие?»).

А ещё слова-признаки всегда «цепляются» к слову-предмету (существительному).

Мы в 1 классе не рассматриваем признаки действий (наречия: быстро, далеко).

Игра «Узнай предмет по описанию».

Сладкий, красный, большой, шарообразный, полосатый, ароматный (растение)

Если вы загадали один предмет, а ребёнок назвал другой, но описание подходит к одному и другому, то ответ признаётся правильным.

Итог

В результате совместной работы взрослого и ребёнка у первоклассника начинает складываться представление о том, что слова русского языка можно делить на группы по смыслу и с помощью вопросов.

кто? что?

Слова-предметы

что делал?

что сделал?

что делает?

что сделает?

что будет делать?

Тренируемся!

Слова-действия

какой? какая?

какое? какие?

Слова-признаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

Урок русского языка в 4 классе. "Понятие части речи"

Целью данного урока является введение понятия части рречи как группы слов с одинаковым общим грамматическим значением....

Понятие "Части речи".

Урок русского языка в 3 классе. Даётся общее понятие о частях речи....

Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".

           Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...

Статья Уроки ОРКСЭ в условиях дистанционного обучения.

Реализация рабочей программы по ОРКСЭ с применением дистанционных образовательных технологий каждым учителем осуществляется индивидуально, руководствуясь методическими рекомендациями, техническими усл...