Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Преспектива" "Изменение глаголов по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данилина Екатерина Владимировна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Изменение глагола по числам ».

 

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение изменять глаголы по числам;

  • умение  ставить вопросы к глаголам ;

  • знать различие между глаголов в единственном и множественном числе.

 

Личностные:

  • учиться выражать свое мнение ;

  • уметь осуществлять взаимный контроль ;

  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.


Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 06.04.2020

Учитель:  Шатилова Т.А..

Школа № 104

Студент: Данинила Е.В.

Класс: 3 «М\Х»

Методист: Солопова Т. В.

Кабинет: 213

Конспект урока по русскому  языку

Тема: «Изменение глагола по числам ». 

Цели деятельности учителя: формирование  умений изменять глаголы по числам, определять число глагола. 

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • умение изменять глаголы по числам;
  •    умение  ставить вопросы к глаголам ;
  •    знать  различие между глаголов в единственном и множественном числе.

 

Личностные:

  • учиться выражать свое мнение ;
  • уметь осуществлять взаимный контроль ;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.


Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебное пособие для 3 класса начальной школы в 2-ух ч., Ч.1. (Л..Ф. Климанова, А.В. Абрамов, Л.Н. Барейко) – М.: Просвещение, УМК «Перспектива» ; Презентация.

Челябинск 2019 г.

Этап урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.

Словесный: слово

учителя

Психологический

настрой

1 мин

- Доброе утро!

- У меня дома живет есть старенький будильник. Он очень старый, но еще ни разу меня не подводил и будит всегда вовремя.

- А как вы думаете, почему он работает столько лет и ни разу не вышел из строя?

- А  если хоть один элемент вылетит, все будут в порядке?

- Давайте и мы на уроке будем работать слаженным механизмом, чтобы все узнать и запомнить.

- приветствуют учителя

- потому что у него есть слаженный механизм

- нет

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Наглядный:

презентация

Словесный:

учебный диалог

2 мин

- Запишем число и классную работу

- Не забываем про красную строку.

Минутка чистописания. 

На доске записаны слова: засв..стит, кр..чит, пос..дит, забл..стит.

– Прочитайте слова. Найдите в них общее.

 - Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.

 лллл оооо гггг аааа лллл гггг

-- А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г 

- Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи.

- Что Мы знаем о этой части речи?

-  Прочитайте слова на карточках. Какая это часть речи?

Плывёт, читают, звенит, играют.

-  Разделите слова на две группы.

- По какому признаку разделили?(Ед. и мн. число)

Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? 

- Попробуйте сформулировать  тему урока ?

- Давайте поставим цели на изучение новой темы 

- это глаголы в единственном числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением.

- глагол

- это главная часть речи, отвечающая на вопрос: что делать, что сделать?

Означает действие предмета

- «Изменение глагола по числам»

- узнать как изменяются глаголы по числам

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

П: ориентироваться в своей системе знаний;

Р: умение определять и формулировать цель

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

презентация

Словесный: учебный

диалог

3 мин

- Верно, сегодня будем изучать, как глагол изменяется по числам

- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда?

- На правой?

- Запишите в тетради каждое слово с большой буквы и с новой строчки.

- Какой частью речи являются слова?

-Что изменилось в записи слов?

- Выделипе окончания в этих словах

-Почему окончание изменилось?

- Птица

- Птицы

- Существительные

- окончание

-  изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, наблюдение и анализ. 

Р: уметь организовать свою деятельность. 

4.

Открытие нового знания.

Словесный: учебный диалог 

Практический: работа с учебником 

6-7 мин

- Составьте нераспространенное предложение к левой части.

- К правой части?

- Запишите их в тетрадь.

-Что изменилось в записи глаголов? выделите.

-Почему оно изменилось?

 -Укажите у себя в тетрадях.

- От какой части речи вы задаете вопрос?

 

- Подпишите часть речи – сущ-е.

- Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

Динамическая пауза

А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)

Припекло, припекло.

И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)

Разлило, разлило.

Ручейки по улице (Бег на носочках.)

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят.

- Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке? о Весне.

- Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?

- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?

- Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

- Птица летит

-   Птицы летят

- окончание

-  летит - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа,

летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – этоформа мн.числа.

-  от имени существительного

-  число глаголов зависит от числа имени существительного с которым глагол связан

-  Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает

И летит, и летит

Р – находят способ решения учебной задачи 
и выполняют учебные действия в устной 
форме.

К – обмениваются 
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении.

Первичное закрепление во внешней речи

2-3 мин

- На слайде записаны столбики слов

девочка

девочки

подснежник

подснежник

цветут

собирает

собирают

цветёт

- Из двух столбиков подберите, составьте и запишите пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов.

Проверяем.

девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.),

девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.),

подснежник(сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.),

подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.).

Работа с каждой парой слов. 

- (Кто?) девочка (что делает?) собирает. Можно сказать девочка собирают?

- Можно сказать «девочки собирает»?

- Глаголы «собирает» и „собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются?

- Как определили, в каком числе стоит глагол?

- Глагол «собирает» изменяется по числам?

- Быть может, только этот глагол изменяется по числам?

- Итак, глаголы изменяются по числам?

Глаголы изменяются по числам, что это значит. Это значит, что у глагола есть форма единственного и множественного числа.

Как правильно определить число глагола? 



- Нет, «девочка — в ед.ч., собирают- во мн.ч.»

- «собирает» —в ед.ч., «собирают» — во мн.ч.

- Посмотрели на число существительного

-  Да

-Нет, «цветёт» — «цветут», «поёт» — «поют» и т. п.

- (Да).

- Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе.

Л – осознают свои возможности в учении.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.

Самостоятельная работа

- Правильно, теперь найдите упражнение № 145 на странице 79

- Прочитайте задание

- Что нам необходимо сделать?

- Значит что изменится?

- Давайте попробуем составить устно

- Правильно, теперь раскрывая скобки записываем исправленный вариант в тетради, приступаем

- Сверяем с эталоном на доске, у кого допущены ошибки?

- Исправляем

- переделать текст так, чтобы речь шла о нескольких  ласточках, а не об одной

- число

Включение в систему знаний

1 мин

- Игра «Помоги братьям лосям спуститься на землю». ( Ученики должны правильно распределить глаголы единственного и множественного числа в две корзины. Один ученик распределяет мешочки с глаголами единственного числа в 1 корзину, а второй ученик распределяет глаголы множественного числа во 2 корзину).

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию

Рефлексия деятельности

1 мин

Какая основная тема сегодня была, о чем мы узнали?

- Все поставленные цели достигнуты?

- Запишем домашнее задание стр. 79 № 144, урок окончен

- о том, что глаголы могут изменяться по числам

- да

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение глаголов по числам

Слайд 2

Долгожданный дан звонок начинается урок Встанем, подравняемся, с трудностями справимся!

Слайд 3

Минутка красивого письма Красивый прелестный красота Тринадцатое марта. Классная работа.

Слайд 4

Картинный диктант

Слайд 5

Проверь соседа! м о л о ток пл а ток с о р о ка п о м и дор с о б а ка м а лина

Слайд 6

Для чего нужно уметь изменять глаголы по числам? В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали . Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.

Слайд 7

. Тема: «Изменение глаголов по числам». Цель: «Научиться различать глаголы в ед. и мн. ч.»

Слайд 8

Работа с учебником Упр. 356. Прочитайте первое словосочетание. В каком числе стоит существительное? Глагол? Определите время глагола. Составьте словосочетание во втором столбике. Что изменилось? Имена существительные изменяются по числам. Можно ли то же самое сказать о глаголах?

Слайд 9

Изменение глаголов по числам Ед. ч. Мн. Ч. Самостоятельно подобрать по два глагола на тему «Море», записать в два столбика Волны бьются. Чайки кричат. Плывем на корабле. Светит солнце.

Слайд 10

На стене корабля висит картина. На ней светит яркое солнце. Длинные дороги ведут к замку. Художник изобразил красивый пейзаж.

Слайд 11

Проверь себя! Висит, светит, ведут, изобразил. Висит – висят, светит- светят ведет- ведут, изобразил – изобразили. 1 гр 2 гр

Слайд 12

Подведём итог. Как изменяются глаголы? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Приведите примеры.

Слайд 13

Мне всё понятно, работал хорошо Мне трудно, нужна помощь Мог бы работать лучше, кое- что не понимаю

Слайд 14

Домашнее задание Упр.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Конспект урока русского языка на тему "Изменение глаголов по числам".

Конспект урока русского языка на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.  Программа "Перспектива".Цель:1. Формировать умение определять число глаголов;2 .Отрабатывать правописание сл...

Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по числам" (3-й класс) Снежкова О.В. учитель МБОУ НОШ г. Покров

Тема урока: Изменение глаголов по числамТип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: информационнаяЭлементы технологий:1).работа в группах;2).здоровьесберегающие технологии;3).технология проблемно...

Конспект урока по русскому языку на тему:« Изменение глаголов по числам » (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: дать представления об изменении глаголов по числамПланируемые результатыПредметные:- устанавливать грамматическую  связь существительного и глагола;- опознавать у глаго...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: Изменение глаголов по числам

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов,  изменять глаголы по числам. Планируемые результаты:   Предметные:уметь изменять глаголы по числам;уметь р...