Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гайфулина Алсу Рифатовна

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;
  • уметь определять слова, обозначающие предмет, признак предмета;
  • уметь ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16 апреля, 2019

Школа: МОУ Байгазинская СОШ

Класс: 2

Урок: 1

Учитель: Саматова Т.М..

Студент: Гайфулина А., 46 гр

Методист: Галиуллина Н.К.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;
  • уметь определять слова, обозначающие предмет, признак предмета;
  • уметь ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П, Горецкий В.Г. 2 класс (2 часть), тетради.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Здравствуйте!

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: словарный диктант

5 мин

- Открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 8 апреля, классная работа.

- Кто готов, руку на локоток.

Минутка чистописания

- Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске:

ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый.

- У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками.

- Запишите эти узоры у себя в тетради.

- Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь?

- Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? 

- Какой частью речи являются названные вами слова?

- Что вы знаете об имени прилагательном? 

- Молодцы! Вы много знаете по этой теме.

ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый.    

- Любимая, теплое, жаркие, холодные, весенняя, крепкий, осеннее, тонкий, неугомонный.

- Имя прилагательное

- Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?       

П: структурирование знаний

Р: контроль

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин

- Обратите внимание на слайд:

ветер, земляника, суббота, сахар, берёза. 

- Определите часть речи слов, записанных на слайде. 

- Что такое имя существительное?

- От данных существительных образуйте прилагательные. Назовите их с вопросом.

- Запишите их с подходящими по смыслу существительными.

- Как вы будете их подбирать? На что вы будете опираться?

- Подчеркните прилагательные волнистой линией.

- Что нам помогло подобрать нужные слова? 

- Какие именно знания вам пригодились? 

- Образованные вами прилагательные обозначают предметы? Действия предметов?

- Как подбирать к прилагательным существительные?

- Что можно сказать о существительном и прилагательном? Можно ли их назвать друзьями? Почему?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? 

- Предположите, какая у нас сегодня будет тема. 

- Это имена существительные

- Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?

Ветер – ветряная мельница

земляника – земляничный пирог

суббота – субботний вечер

сахар – сахарная пудра

берёза – берёзовый сок

- уже имеющиеся знания.

- Знания об имени прилагательном, существительном.

- Нет. Признаки предметов.

- Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

- Связь имени прилагательного с именем существительным.

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

4.

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

8мин

- А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу слова – существительные и записывать в тетради на следующей строке с красной строки.

Например: маленький, колючий (ёж).

Серый, хищный, глупый… (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый… (заяц)

Сухое, свежее, душистое… (мыло)

Солнечный, весёлый… (день)

- Проверьте по образцу на слайде.

- Как называются части речи, из которых составлены словосочетания?

- Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь?

- Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? 

- Откройте учебники на стр. 88. Давайте прочитаем информацию на страничке для любознательных.

- Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

Физминутка

Обратите внимание на доску. Ребята, посмотрите: из корзинки выпали все предметы. Какие это предметы?

- Наша с вами задача собрать все предметы в корзинку, но для начала нужно выполнить задание: Назвать признаки этих предметов: величину, цвет, форму и вкус. Начнём с яблока.

- Молодцы! Все справились с этим заданием, теперь мы можем положить в нашу корзинку все овощи, фрукты и ягоды(кладу в корзинку все предметы кроме клубники).

- Но что же это, посмотрите, ребята, у нас осталась одна «клубника», это значит, что корзинка хочет, чтобы мы с вами выполнили ещё одно задание.

- Составьте и запишите предложение по любому рисунку. Подчеркните имена прилагательные.

- Кто желает прочитать нам свое предл.?

составить текст?
- Что случилось с зонтом?
- Как ворона приспособ

писать текст-повествование с

элементами описания

- Имена существительные и имена прилагательные.

- Были названы признаки предметов.

- Какой? Какая? Какое?

- признаки: цвет, форма, вкус, размер, запах, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека.

- На рисунках изображены фрукты, овощи и ягоды.

Яблоко (какое?) большое, зелёное, круглое, кислое

Морковь (какая?) средняя, красная, овальная, сладкая

Лимон (какой?) средний, жёлтый, овальный, кислый

Клубника (какая?) маленькая, красная, овальная, сладкая

Вишня (какая?) маленькая, бардовая, круглая, сладкая.

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

7 мин

- Обратите внимание на слайд, прочитайте загадки:

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Стоят в поле

Сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

- О чем эти загадки?

- Давайте найдем в каждой загадке имена прилагательные. Какие из них повторяются?

- Если бы не было имен прилагательных, вы смогли бы отгадать загадки?

-Запишите домашнее задание.

упр. 153, упр. 154 (устно)+стр 134 с буквы "Д" запомнить правописание слов

-  о ромашках.

- белая, золотое; желтый, белые; нарядные, желтые, красивой. Повторятся: белый, желтый.

- Нет, мы не знали бы признаков предмета, чтобы отгадать загадку.

П: анализ

П: синтез

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: упражнение

4 мин

- Выпишите из загадок имена прил. к данным именам существительным:

Реснички (какие?) …, корзинка (какая?) …, донце (какое?) …, глазок (какой?) …, платьица (какие?) …, брошки (какие?) … .

- кто желает прочитать, что получилось?

Реснички (какие?) белые, корзинка (какая?) белая, донце (какое?) золотое, глазок (какой?) желтый, платьица (какие?) нарядные, брошки (какие?) желтые.

П: структурирование знаний

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

7 мин

  • На слайде текст, послушайте его:

Февральская метель.

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

- Каким вы представляете февраль? 

- К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена…

- Давайте проверим, правильно ли вы выписали прилагательные. Посмотрите на слайд.

ветер (какой?) яростный

вихри (какие?) снежные

пелена (какая?) белая

солнце (какое?) тусклое

позёмка (какая?) злая

метель (какая?) косая

- У кого также? У кого по-другому? Почему?

- Какие прилагательные употребил автор для описания февраля?

- Какой делают нашу речь прилагательные? 

- Холодным, пасмурным, снежным и т.д.

- Яростный, снежные, белая, тусклое, злая, косая.

- Яркой, эмоциональной, выразительной.

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа 

3мин

- Что такое имя прилагательное?

- Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений:

Теперь я знаю…

Я могу…

- Кто попробует?

- Вы все сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок!

- Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?      

П: рефлексия способов и условий действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Задание для дистанционного обучения

Видеоурок (https://www.youtube.com/watch?v=WPlKasPbzW4) отправлен в беседу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном"

материал к уроку русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном". и презентация к уроку....

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

урок русского языка по теме:"Связь имени прилагательного с именем существительным" 3 класс

"Связь имени прилагательного с именем сушествительным" 3 класс...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным

Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект по русскому языку по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным", 2 класс.

Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока по русскому языку 2 класс по программе «Школа России» тема «Связь имени прилагательного с именем существ...