Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Черенкова Анастасия Анатольевна

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.

 

Планируемые результаты

Предметные: знать: вопросы на которые отвечает неопределенная (начальная) форма глагола; понятие неопределенной (начальной) формы глагола. уметь: правильно ставить глаголы в неопределенную (начальную) форму; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учить самоанализу; воспитывать трудолюбие.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация, карточки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русского языка

                                                                                                                                           

Челябинск, 2020

Дата: 8.04.20

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ

Класс: 3

Кабинет: 4

                                                               

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.

Планируемые результаты

Предметные: знать: вопросы на которые отвечает неопределенная (начальная) форма глагола; понятие неопределенной (начальной) формы глагола. уметь: правильно ставить глаголы в неопределенную (начальную) форму; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учить самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация, карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь!

Приветствуют учителя, стоя возле своих парт.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: слово учителя, эвристическая беседа

5 мин.

Проверка домашнего задания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня одиннадцатое апреля.

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

Минутка чистописания

- Аккуратно пишем в тетради первый элемент, делая отступ. Второй элемент пишем с новой строчки безотрывно.

Анализ сочинения

- Какие вопросы у вас возникли по сочинению?

Фронтальная работа

- Давайте вспомним, что такое нач. форма существительного?

- Верно.

- Что такое начальная форма прилагательного?

- На какой вопрос отвечает начальная форма прилагательного?

- Сейчас найдите имена прил. и поставьте их в нач. форму.

- Ребята, как вы думаете, а у глаголов есть начальная форма?

Выполняют задание учителя.

Неопределенная форма

Ед. число, именительный падеж.

Весна, лес, дорога.

Это форма И.п., ед.ч.

Это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже.

Какой?

Ближний, быстрый.

Предположения детей.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

2 мин.

- Откройте учебник на стр. 106. Прочитайте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим с вами на урок?

Неопределенная форма глагола.

1) Познакомиться с вопросами неопределенной формы глагола;

2)Уметь находить глаголы в неопределенной форме;

3)Уметь ставить глаголы в начальную форму.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV. Открытие нового знания

Словес.: учебный диалог.

Практич.:письменное упражнение с комментированием

10 мин.

- Прочитайте правило которое выделено.

- О какой части речи у нас говорится в правиле?

- На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме?

- На что могут оканчиваться глаголы в неопределенной форме?

- Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь. При разборе глаголов по составу эти суффиксы в основу слова не входят.

- Кто может рассказать правило?

Стр. 106, упр.181

- Прочитайте. Найдите сходство и отличие в значении каждой пары глаголов.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Выделите в них приставки.

- Не забываем подчеркивать вставленные буквы.

Открывают учебники.

Читает задание.

.

Работают по цепочке.

Сходство: каждая пара – однокоренные слова.

Различия: первое слово каждой пары отвечает на вопрос что делать? Второе – что сделать?

Говорить – поговорить.

В слове говорить безударная гласная (о) в корне, слова проверяемая ударением – говор.

В слове поговорить безударные гласные (о) в корне, слова проверяемые ударением – разговор, говор.

Желать – пожелать.

Это словарные слова. Пишу букву е.

Спросить – переспросить.

В слове спросить, переспросить безудар. глас. в корне слова, проверочное слово – спрос.

Рисовать – нарисовать.

Пишу букву и. непроверяемая гласная к корне слова.

Морозить – заморозить.

Пишу букву о, проверяемая глас. в корне слова, проверочное слово – мороз.

Ходить – уходить.

Пишу букву о, проверяемая глас. в корне слова, проверочное слово – ход

Смотреть – посмотреть.

Пишу букву о, безудар. глас. в корне слова – проверочное слово смотр.

Объяснить – объяснять.

Пишу разделительный ъ.

Ехать – подъехать.

Пишу разделительный ъ.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Словес.: эвристическая  беседа

Практич.: чтение учащихся

Нагляд.: модель правила

3 мин.

Стр.106, упр.182

- Прочитайте. Какая мысль выражена в предложении? Что вы думаете об этом?

- Спишите, подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Выполняют задание учителя.

Отвечают на вопрос.

Огромная сила заключена к наших словах. Но только в том случае, если мы умеем правильно распоряжаться этой силой, направлять ее в правильное русло.

Спрашивать, слушать, отвечать, переставать говорить, сказать.

К.: построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

1 мин.

Физминутка

На раз - поднимает руки класс

На два - завертелась голова,

Три — руками три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Повторяют действия за учителем.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.:

списывание с

орфограф.

заданием

Словес.: беседа

Практич.: устная взаимопроверка

5 мин.

Индивидуальная работа

- Ребята, посмотрите на слайд. На слайде вы видите слова. Образуйте от данных слов глаголы неопределенной формы, в скобках напишите вопрос.

Слова: бегает, ждали, выглядывает, воспроизводит, выучил, дежурит, богатеют, зацветает.

Выполняют задание учителя.

Бегает – бегать, ждали – ждать, выглядывает – выглядывать, воспроизводит – воспроизводить, воспроизвести, выучил – выучить, дежурит – дежурить, богатеют – богатеть, зацветает – цвести, зацвести.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: построение речевого высказывания.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.:

Письменное упр. с грам. заданием

Словес.: беседа

Нагляд.: учебная презентация

5 мин.

Самостоятельная работа

Разберите глаголы по составу: забегает, посмотреть, нести, делает, отвечает.

Выполняют задание учителя.

Читают про себя.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Практич.:

письменное упр. с грам. заданием

Нагляд.: учебная презентация

5 мин.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, ваша задача из данного списка найти глаголы неопределенной формы, написать сверху вопрос, на который он отвечает и подчеркнуть  глаголы.

- Поднимите руку, кто не понял задания. Приступайте!

- Обменяйтесь карточками с соседом и возьмите в руки карандаш.

- Сравните работу вашего соседа с ключом на доске.

- Поставьте карандашом оценку.

Если ни одной ошибки, то 5. Если 1-2 ошибки – 4. А если больше ничего не ставьте.

- Обменяйтесь обратно.

Поднимите руку, кто получил 5.

Поднимите руку, кто получил 4.

Остальным нужно быть внимательным в следующий раз.

Работают самост-но.

Проверяют работу соседа по ключу.

Выполняют требования учителя.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: беседа

2 мин.

- Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке?

- Какие цели мы ставили?

- Достигли  ли мы их?

- Кто сможет повторить нам правило по модели, которую мы составили? Молодцы!

Неопределенная форма глагола.

Познакомиться с вопросами неопределенной формы глагола

Уметь находить глаголы в неопределенной форме

Уметь ставить глаголы в начальную форму

Достигли.

Повторяют правило по модели.

П.: анализирование результатов своего труда

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Словес.: слово учителя

1 мин.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 108 упр. 186.

- Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию?

- Ребята, поднимите зеленый карандаш, кому понравилась собственная работа на уроке. Поднимите красный карандаш, кому не понравилась работа.

Молодцы! Урок окончен!

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Самооценивают.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. Для данного урока детям был отправлен видео – урок для самостоятельного изучения темы
  2. Разберите глаголы по составу: забегает, посмотреть, нести, делает, отвечает.
  3. Карточка «Неопределенная форма глагола»

Подчеркните глаголы неопределенной формы.

Ходил,   пить,      решал,      печь,      приходить,      нести,      уносил,      приносил,      пил,      отвечал,      уходить,      открывал,

следить,   сесть,      украсить,      нарисовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...

Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Неопределенная форма глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Неопределённая форма глагола» Тип урока: ОНЗЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. Задачи урока Дидактические:уметь...