Рабочая программа по русскому языку. Перспектива. 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа по русскому языку. Перспектива. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx82.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                        «УТВЕРЖДАЮ».

Педагогическим советом ОУ                                Директор ГБОУ СОШ № …..

от ……..  № 1                                                 ………………………………………
                                                                               Приказ…….  от …………

 

Рабочая программа

Учебный предмет: русский язык

Класс:  3 «А»

Учитель – составитель: Михайлова Т. Г.

Учебный год: 20.. – 20..

СОГЛАСОВАНА

наметодическом объединении

Протокол № 1 от………

Председатель МО   ______

Заместитель директора по УВР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № ….(1 - 4 классы), в том числе с приложениями;

Годовой календарный план-график ГБОУ школы № ….. на 20…-20…учебный год;

Учебный план ГБОУ школы № ….. на 20…-20… учебный год: пояснительная записка, учебный план;

Учебно-методический комплекс ГБОУ школы № …. 1-4 классов на 20.. -20..  учебный год;

Устав ГБОУ школы № ….

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно – познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно – речевую и познавательную направленность, охватывающую три  аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую  деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно – деятельностного подхода.                                                                                                                                               Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:

1)коммуникативного

2)познавательного

3)принципа личностной направленности обучения и творческой деятельности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

- осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;

- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

-формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

-развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно – познавательной;                                                                                                              

  - организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно – нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно – логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

- поэтапное усвоение важнейших понятий курса  от наглядно – практического  и наглядно – образного уровня до усвоения понятий в абстрактно – логической, понятийной форме;

- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно – исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т.е. до образования того или иного понятия);

- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

-осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

-формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально – грамматической (абстрактной) его формы.

 Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

- пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;

- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно – исторической ценности;

-развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребенка», а не «от науки о языке» ( последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и    обеспечивающих учащимся духовно – нравственную основу поведения и общения со сверстниками взрослыми;

- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно – нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения ( умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно – историческом плане – от  истоков возникновения  процесса общения у людей (в письменной его форме) до  развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им  в различных ситуациях общения;

- развитие коммуникативно – речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику  и его мнению;

- приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно – познавательная направленность курса и реализуемый в нем системно – деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без терминов), с многозначностью слов и синонимией.                                                                                                                            

 Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно  ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка  и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на  объяснительно – иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и  развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне  языка создает условия для гармоничного  развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес  и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса – анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).      В  число основных содержательных линий Программы входят:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация (орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно  с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса).

- развитие речи.

 Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело   с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно – логического мышления (способ образования понятий).    Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально – грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщенным) значением слов в грамматике.                                                                                                                                                                              Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о  наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).  

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщенным) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменен подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершенность, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные – невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность  и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель. Определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания – своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, дается установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы – знакомство со словарем. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи. Решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и формулируемые выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно – познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно – речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В первом классе – 165 ч. (5 ч. В неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч.  (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч. – на уроки русского языка. Во 2 -4 классах на  уроки русского языка  отводится по 132 - 136 ч.  (4 ч. в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе, в зависимости от календаря и расположения урока в расписании).

По программе на предмет «Русский язык» – … часов, по годовому календарному учебному графику на 20.. -20..  учебный год – … часов.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:

1 Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

2 Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,     учебно – познавательные и внешние мотивы;

3 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

4 Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

5 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

6 Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

7 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

8 Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

9 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

10 Установка на здоровый образ жизни;

11 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

12 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

6. Адекватно воспринимать оценку учителя;

7. Различать способ и результат действия;

8. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10. Выполнять учебные действия    в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»

Выпускник научится:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;

8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9. Устанавливать причинно – следственные связи;

10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13. Устанавливать аналогии;

14. Владеть общим приемом решения задач.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Формулировать собственное мнение и позицию;

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6. Задавать вопросы;

7. Контролировать действия партнера;

8. Использовать речь для регуляции своего действия;

9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  

Предметные результаты

1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.

4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского  и родного литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учебно-методический комплект

Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина «Русский язык»  3 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе

В двух частях

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

2 – е издание

Москва «Просвещение»  2012

Использование электронных образовательных ресурсов

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD).

http://prosv.ru.

http://fcior.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/Общероссийский проект  

Школа цифрового века http://digital.1september.ru/

Содержание курса «Русский язык»  3 класс

Тема

Количество часов

Речевое общение. Повторяем - узнаём новое.

10

Язык - главный помощник

32

Состав слова

16

Части речи

5

Имя существительное

27

Местоимение

3

Глагол

23

Имя прилагательное

14

Повторение

6

Итого                                              136

Речевое общение. Повторяем – узнаем новое. (10ч.)
Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Воображаемые коммуникативно – речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах. Общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников (без использования терминов), которые по – разному относятся друг к другу ( общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, безразличное).  Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части – вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста.                                                                                                            Виды текстов ( текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование), художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя). Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов.                                                                                                                                                                    
Язык – главный помощник в общении (32ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные значения слов ( подснежник, подберезовик и т.п.)                                                                           
Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.                                                                                                                                                                                Слова с обобщающим значением.                                                                                                                                                                                                  Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных.                                                                                                                                         Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов).                                                                                                                                                                                                                          Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и форме.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.                                                                                                                 
Состав слова (16 ч. )                                                                                                                                                                                                                                                    
Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.                                                                                                                                                                                                                       Обобщение и систематизация изученных правил орфографии ( девять правил  орфографии): прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые по звонкости – глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твердый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (речка – реченька, снег – снежок, бег – бежать).                                                                                                                                                                                                                                                        Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (- чик, -щик,  -ик и др.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Сложные слова – слова с двумя корнями. ( ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов.                                                                                                                                                                                                                  
Части речи (5)

 Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Имена существительные, употребляемые только в единственном числе ( листва, мед, молоко) или только во множественном числе ( каникулы, ножницы, грабли).

Имя существительное (27 ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Порядок разбора имени существительного как части речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Местоимение (3 ч. )                                                                                                                                                                                                                                        Личные местоимения ( общее представление). Наблюдение над ролью  местоимений в речи( замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями).                                                                                                                                                                                                                      Глагол.  (23 ч.)                                                                                                                                                                                                                         Общее значение глаголов, вопросы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.                                                                                                                                                                                                                                                           Правописание мягкого знака после «ч» в глаголах неопределенной формы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Окончания глаголов в прошедшем времени.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Имя прилагательное (14 ч.)

  Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Резерв учебного времени на изучение раздела «Части речи»

Повторение (6 ч.)

Календарно-тематическое планирование

По программе на предмет «Русский язык» – 136 часов, по годовому календарному учебному графику на 20.. -20.. учебный год – … часов

№  урока

Тема урока

Тип/форма урока

Формы                 контроля

Планируемые результаты обучения,

формирование УУД (виды  деятельности    учащихся)

Дата урока

Фактическая дата урока

1

 Речевое общение. Повторяем - узнаём новое (9 ч.).

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника.                  

Урок изучения нового материала.

проверка выполнения работы в тетради

Работа в паре: повторение изученного о теме и главной мысли текста.  Правила оформления текста на письме.

2

Общее представление о тексте и его особенностях.

Комбинированный урок

-

Работа в группах: распознавать предложения, словосочетания, текст; отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте.

3

 Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану.

4

 Виды текстов: описание, рассуждение, повествование.

Урок изучения нового материала.

Написание сочинения по сюжетной картинке

Работа в группах:  распознавать виды текстов. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом.

5

 Основные части текста: вступление, основная часть, заключительная часть.

Комбинированный урок

написание сочинения по сюжетной картинке

Работа в паре: писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Дополнение текста описанием. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с образцом.

6

Основные части текста. План текста.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: делить текст на части, составлять план текста. Восстанавливать правильный порядок частей текста.

7

Художественный и научный тексты.

Комбинированный урок

списывание текста с грамматическим заданием

Работа в группе: обсуждение презентации, обмен мнениями. Определение темы текстов. Списывание текста с выделением изученных орфограмм.

8

 Определение типов текста. Составление текстов разного типа.

Урок повторения и закрепления

проверка составленных текстов

Работа в паре: составление текстов разного типа на заданные темы. Обсуждение и коррекция составленных текстов.

9

 Контрольный диктант (входной)

Урок контроля умений и навыков.

Проверочный диктант

 Проверка знаний учащихся по теме «Речевое общение»

10

 Работа над ошибками.  

Язык - главный помощник в общении

(30 ч.)

Гласные и согласные звуки русского языка.  .

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: закрепление знаний о звуках русского языка.  Выполнение работы над ошибками. Взаимопроверка.

11

Согласные звуки, их особенности.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: особенности согласных звуков русского языка в  зависимости от положения в слове. Упражнение в звуко – буквенном анализе слов.

12

 Упражнение в определении ударного слога в словах. Перенос слов.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в группах и в паре: делить слова на слоги, определять ударный слог,  применять правила переноса слов. Применять понятие «открытый и закрытый слог» при выполнении упражнений.

13

 Прописная буква в именах собственных.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: находить в тексте слова с данной орфограммой. Взаимоконтроль выполнения заданий в учебнике и в тетради. Объяснять значение данной орфограммы. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения, текст.

14

Правописание безударных гласных в корне слова.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: обсуждение  и написание заявления по образцу в учебнике. Находить в тексте слова с данной орфограммой. Объяснять данную орфограмму.

15

 Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: находить в тексте упражнений слова с данной орфограммой и подбирать проверочные слова с использованием алгоритма проверки. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

16

 Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах:  повторение изученного во 2 классе по данной теме. Работа по таблице (ИКТ).  Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради с использованием алгоритма, взаимопроверка.  

17

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в паре: делить текст на предложения, оформлять их на письме; находить в тексте слова с изученными орфограммами и подбирать проверочные слова с использованием алгоритма. Взаимопроверка работы.

18

Непроизносимые  согласные.

Комбинированный урок

письмо по памяти

Работа в паре: повторение изученного во 2 классе по данной теме на основе таблицы. Подбор проверочных слов с использованием алгоритма при выполнении заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка.

19

Разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Правила переноса слов.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: повторение изученного по данной теме во 2 классе. Объяснять данную орфограмму и приводить примеры слов с данной орфограммой. Выполнять задания в учебнике и в тетради с использованием алгоритма проверки орфограммы. Взаимопроверка выполненных заданий.

20

Правописание слов с двойными согласными. Правила переноса слов.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: повторение изученного во 2 классе по данной теме на основе таблицы. Выполнение заданий в учебнике и в тетради с использованием алгоритма проверки орфограммы. Запись текстов упражнений без ошибок, пропусков и искажений. Взаимопроверка выполненных заданий.

21

 Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в группах: повторение изученного по данной теме во 2 классе на основе таблицы. Находить в тексте слова с данной орфограммой. Объяснять данную орфограмму.  Работа в паре: взаимопроверка выполненных заданий в учебнике и в тетради.

22

 Проверочная работа по теме.

Урок контроля и коррекции умений и навыков

проверочная работа

Работа в паре: находить в тексте слова с изученными орфограммами и подбирать проверочные слова. При списывании текста применять правила переноса слов. Каллиграфически правильно списывать текст упражнений.

23

 Зависимость значения слова от его звуко – буквенной формы.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Находить орфограммы и подбирать проверочные слова с использованием алгоритма.

24

 Синонимы, их значение в речи.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: работа с моделями слов – синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов. Находить в учебнике необходимую информацию. Подбор синонимов к данному слову. Распределение слов в синонимические группы. Расположение синонимов по степени нарастания признака.

25

 Употребление синонимов в устной и письменной речи.

Урок повторения и закрепления

Проверка выполнения заданий в парах

Работа в паре: подбирать синонимы к данным словам, распределять синонимы по группам. Наблюдать за употреблением синонимов в предложении. Наблюдать за синонимами, выраженными  словосочетаниями или фразеологическими оборотами.

26

 Антонимы, их значение в речи.

Урок изучения нового материала.

  самостоятельная работа                                                                                                                    

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Находить в учебнике необходимую информацию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка. Игра «Волшебное превращение»                       (упр. 107 р. т.)

27

 Омонимы, их значение в речи.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Находить омонимы в тексте, по рисункам, определять их значение. Знакомство с новыми омонимами, составление и запись в тетради предложений с каждым из данных омонимов.

28

 Слова с обобщающим значением.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в группах: выполнять задания  в тетради, писать сочинение по вопросам, работать с текстом и записывать ответы на вопросы к тексту. Находить и оформлять орфограммы в тексте.

29

Контрольный  диктант.

Урок контроля и коррекции умений и навыков

Проверочный диктант

Проверка знаний учащихся по данной теме.

30

 Понятие о местоимении.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями. Находить в учебнике необходимую информацию.  Наблюдать за ролью местоимений в тексте. Редактирование текста. Работа с текстом по вопросам.

31

 Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения заключенной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям.

32

Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.

33

 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: выделять главные члены предложения. Составлять предложения с опорой на иллюстрацию в учебнике. Самостоятельно придумывать предложения по заданным схемам.

34

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

35

Главные и второстепенные члены предложения.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. Составление объявления по образцу в тетради.

36

  Предложения с однородными членами. Интонация перечисления.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: наблюдать за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Составлять предложения с однородными членами. Дополнять предложения однородными членами. Работа с текстом. Нахождение однородных сказуемых. Повторение правила написания безударных гласных в корне слова (р. т. упр. 128)

37

Знаки в предложениях с однородными членами.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: наблюдать за постановкой знаков препинания при однородных членах. Находить в учебнике необходимую информацию. Выполнение заданий в учебнике. Взаимопроверка.

38

Контрольный диктант.

Урок контроля и коррекции умений и навыков

контрольная работа

Проверка знаний учащихся по данной теме.

39

 Работа над ошибками.                          Обобщение по теме.

Урок коррекции умений и навыков

Урок коррекции умений и навыков

самостоятельная работа

Работа в паре: взаимоконтроль и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

40

Состав слова (16)

Основа и окончание. Роль окончания в слове.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: разбирать по составу слова, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразователь-ным моделям. Объяснять значение морфем   (корня, приставки, суффикса)

41

                                                   Корень слова. Однокоренные слова.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: находить корень в родственных словах и дополнять группы однокоренных слов своими примерами. Распределять слова в группы по общности корня. Работа с текстом – сказкой по заданиям. Самостоятельное выполнение упр. 134 и взаимопроверка.

42

 Чередование букв согласных звуков  в корнях слов.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в группах: обсуждение презентации; поиск однокоренных слов в тексте. Различать корни – омонимы (упр. 133). Поиск однокоренных слов в тексте. Каллиграфически правильно списывать предложения.

43

Единообразное написание корня в родственных словах.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: выделять корень в родственных словах. Находить в слове безударную гласную, парные звонкие и глухие согласные, подбирать проверочное слово с опорой на алгоритм, выделять орфограмму. Взаимопроверка работ.

44

 Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в группах: выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Писать под диктовку текст упр. 168. Определять вид орфограмм (упр. 141)

45

 Различение орфограмм парных согласных и непроизносимых согласных.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: применять алгоритм проверки  парных согласных и непроизносимых согласных при выполнении заданий в учебнике и в тетради. Работа с текстом по заданиям упр. 144.

46

  Приставка. Значение, которое привносит в слово приставка.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах:  обсуждение презентации, обмен мнениями. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Определение значения приставок. Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками.

47

Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: повторение изученного во 2 классе о написании слов с разделительным ъ и разделительным ь (сравнение). Самостоятельная работа с текстами и взаимопроверка выполнения заданий.

48

 Отличие приставки от предлога.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: отработка навыка различения приставки и предлога, восстановление деформированного текста с выделением приставок в словах.

49

 Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.

50

 Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: распределять слова на группы в зависимости от значения суффиксов. Работа с текстом упр. 197. Выписать из текста родственные слова. Выполнение заданий в тетради и взаимопроверка.

51

  Роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: находить в учебнике необходимую информацию, находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Представление о нулевом окончании.

52

 Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: находить окончания в изменяемых словах. Выделять основу слова и окончание. Разбор слов по составу  с использованием алгоритма.

53

 Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: определять морфемы, с помощью которых образовались слова  (выполнение заданий в учебнике и в тетради). Взаимопроверка.

54

  Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление)

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями, выполнение заданий в учебнике и в рабочей тетради. Образование сложных слов по предложенным схемам (упр. 164)

55

 Упражнение в разборе слов по составу, в образовании новых слов.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

тест

Работа в паре: образование группы родственных слов с данными корнями. Развитие языковой интуиции (упр. 216). Распределение слов по графическим схемам.

56

 Части речи (5)

Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: решение проблемной ситуации; выполнение заданий в учебнике и в рабочей тетради. Взаимопроверка.

57

 Проверочная работа по теме «Части речи»

Урок контроля и коррекции умений и навыков

проверочная работа

Самостоятельное выполнение заданий в учебнике с последующей взаимопроверкой.

58

 Обобщение по теме «Части речи»

Обобщающий урок

самостоятельная работа

Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради с последующей взаимопроверкой.

59

Контрольный диктант по теме «Части речи».

Урок контроля и коррекции умений и навыков

контрольная  работа

Проверка знаний учащихся по данной теме.

60

 Работа над ошибками. Обобщение по теме «Части речи».

Обобщающий урок

самостоятельная работа

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

61

 Имя существительное

(25 ч.)

 Единственное и множественное число имен существительных.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: повторение изученного во 2 классе по теме урока; определение числа имен сущ. в тексте, подбор имен сущ. по рисунку  с определением их числа. Списывание текста с выбором окончания слов. Запись текста по памяти. Взаимопроверка.

62

 Имена существительные, употребляемые только в ед. числе или только во мн. числе.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: распределять имена сущ. по группам, наблюдать за особенностями связи имен сущ. с другими словами в предложении. Выполнение заданий в тетради.

63

 Обучающее изложение «Воробей»

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре:  чтение текста и беседа по содержанию; словарная работа. Составление плана текста. Письменное изложение текста.

64

  Род имен существительных.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: выполнение заданий в учебнике  (распределение слов, определение рода и. сущ., выявление роли суффиксов в определении рода и. сущ.; игра «Собери семью вместе».

65

 Упражнение в определении рода имен существительных.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в группах:  понимать значение правильного определения рода и. сущ. для связи с другими словами в словосочетании и предложении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

66

 Имена существительные с «проблемным» определением рода.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: понятие о сущ. с «проблемным» определением рода. Определение рода и. сущ. и повторение изученных орфограмм. Списывание измененного текста. Работа в тетради (упр. 12) Беседа о родителях.

67

Род имен существительных во множественном числе.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: определять род и. сущ. во мн. числе с использованием алгоритма. Словарная работа. Работа с текстом  с повторением орфограмм.

68

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная

Работа в паре: самостоятельная формулировка правила по теме урока. Уточнение вывода в учебнике. Выполнение упр. 17, 18,19.  Работа с пословицами (упр. 19)

69

 Сопоставление написания имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в группах:  нахождение в тексте учебника необходимой информации. Закреплять знания о роли ь (сравнение трех функций). Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний.

70

 Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих (обобщение)

Обобщающий урок

проверочная работа

Работа в группах: систематизация знаний по данной теме. Командная игра «Кто больше?»  Игра «Кто самый внимательный?»                (упр. 47). Работа с текстом по заданиям учебника.

71

 Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: представление о склонении имен сущ. по упр. 28, 29.  Знакомство с названием падежей (по учебнику). Выполнение заданий в тетради с использованием таблицы склонения.

72

 Алгоритм определения падежа имени существительного.

Урок изучения нового материала.

проверочная работа

Работа в паре: знакомство с алгоритмом на основе текста в учебнике. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Диктант с грамматическим заданием. Игра «Помоги автору сказки».

73

 Именительный падеж.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: этимология названия падежа. Алгоритм определения падежа. Выборочный диктант с заданиями. Литературная викторина (упр. 38)

74

 Родительный падеж.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: повторение названий падежей, знакомство с вопросами Р. п.  Составление словосочетаний из данных слов с именами сущ. в Р. п. Выполнение заданий в учебнике и в тетради, выделение окончаний и. сущ. в Р. п. Взаимопроверка.

75

 Родительный падеж.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: исправление ошибок  в выборе предлогов (упр. 44), игра «Вернись назад»,  запись предложений (упр. 46), составление диалогов на заданную тему, работа в тетради.

76

 Дательный падеж.

Урок изучения нового материала.

проверочная работа

Работа в группах: повторение этимологии названия дательного падежа, определение его вопросов. Составление словосочетаний с сущ. в Д. п. (упр. 49) комментированное списывание текста с выбором предлогов и определением орфограмм (упр. 50). Составление рассказа по рисунку и опорным словосочетаниям (упр. 51) Выполнение заданий в тетради.

77

 Винительный падеж.

Урок изучения нового материала.

проверочная работа

Работа в тетради: этимология названия В. п. Вопросы В. п. Определение различий между И. п. и В. п. (упр. 55). Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка.

78

 Творительный падеж.

Урок изучения нового материала.

проверочная работа

Работа в паре: этимология названия Т. п. Составление словосочетаний с именами сущ. в Т. п. (выбор предлогов, выделение окончаний). Составление рассказа по опорным словосочетаниям             (упр. 60). Работа в тетради. Игра «Я творю!»

79

 Творительный падеж.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: наблюдать за употреблением сущ. в Т. п. Поиск сравнений, замена сравнительных оборотов с союзом как именами сущ. в Т. п. Выполнение заданий в тетради     (упр. 70) по алгоритму. Диктант с грамматическим заданием.

80

 Предложный падеж.

Урок изучения нового материала.

проверочный диктант

Работа в группах: знакомство с вопросами и предлогами П. п. Заполнение таблицы (тетрадь, упр. 71) Выполнение заданий в тетради и в учебнике, выделение окончаний  имен сущ. Диктант с грамматическим заданием.

81

 Изменение имен существительных по падежам (обобщение по теме).

Обобщающий урок

самостоятельная работа

Работа в паре: называть падежи имен сущ. по порядку. Называть вопросы падежей имен сущ. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен сущ. по предложенному алгоритму. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка в паре.

82

Порядок анализа имени существительного как части речи.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: знакомство с алгоритмом разбора имени сущ. как части речи                                           (учебник с. 42) Устный и письменный разбор имен сущ.  Игра «Самый внимательный» Выполнение задания в тетради. Составление плана текста и его устный пересказ.

83

Контрольный диктант.

Урок контроля и коррекции умений и навыков

контрольная работа

Проверка знаний учащихся по данной теме.

84

Работа над ошибками. Обобщение по теме.

Урок коррекции умений и навыков

самостоятельная работа

Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

85

 Порядок анализа имени существительного как части речи.

Комбинированный урок

тест

Работа в группах: наблюдать за употреблением имен сущ. в разных текстах: научных, разговорных, художественных. Выполнение заданий в учебнике.

86

 Местоимение (2 ч.)

Личные местоимения (общее представление).

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Выполнение упр. 83, 84, 85. Выяснение этимологии термина «местоимение». Выполнение упр.84 в тетради.

87

 Наблюдение за ролью местоимений в речи.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: чтение и анализ сообщения в учебнике. Работа с рисунками – схемами речевого общения. Наблюдать за грамматической связью местоимений с другими словами в предложении. Пропедевтические наблюдения за склонением местоимений.  Работа в тетради (упр. 85)

88

 Глагол (23 ч.)

Значение и грамматические признаки глаголов.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: лексическая работа с глаголами по учебнику: объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов (упр. 95), антонимов                     (упр. 96), замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами (упр. 98)  Игра «Кто больше?» (упр. 97). Выполнение упр. 91 в тетради.

89

Синтаксическая функция глаголов.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: выполнение заданий в учебнике и самостоятельный вывод  учащихся о роли глагола в предложении. Составление рассказов по рисункам и опорным словам с выделением главных членов предложения. Знакомство с этимологией термина «глагол».

90

Изменение глаголов по временам.

Урок изучения нового материала

самостоятельная работа

Работа в паре: выполнение в тетради упр. 93 с устным комментированием.  Работа в паре (упр. 94). Выполнение заданий в учебнике  - наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах.

91

 Глаголы настоящего времени.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени (учебник с. 63) Работа в тетради                                 (упр. 97) – образование форм глагола в настоящем времени. Выделение окончаний глаголов. Нахождение глаголов настоящего времени в тексте       (упр. 117). Работа с рубрикой «Их толкового словаря»

92

 Глаголы прошедшего времени.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: чтение и обсуждение сообщения на с. 66. Работа с текстом упр. 118. Поиск глаголов в тексте упр. 119. Работа с орфоэпическим словариком (с. 138 – 139). Распределение слов по частям речи                      (упр. 121) Выполнение упр.122 и взаимопроверка.

93

Глаголы будущего времени.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам. Игра «Машина времени»  (упр. 123). Выполнение заданий в тетради.

94

 Глаголы будущего времени.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в паре: дополнение текста подходящими по смыслу глаголами (упр.126) Выполнение упр. 127 с обозначением орфограмм. Повторение знаний о временах глагола (упр. 109).

95

Изменение глаголов по временам (обобщение).

Урок изучения нового материала.

проверочная работа

Работа в паре: определение времени глагола  (упр. 130); дописывание предложений с определением времени глаголов (упр. 110). Нахождение глаголов в скороговорках.

96

 Понятие о неопределенной форме глагола.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах:  обсуждение презентации, обмен мнениями. Чтение и обсуждение сообщения в учебнике на с. 72. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

97

 Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: знакомство с новой орфограммой. Чтение сообщения с. 74. Выполнение упр. 136, 137 с коллективным комментированием орфограмм. Выполнение заданий в учебнике.

98

 Изменение глаголов по временам. Обобщение по теме.

Обобщающий урок

проверочная работа

Работа в паре: Выполнение заданий в учебнике и в тетради с комментированием.  Игра «Определи время глагола». Составление и заполнение таблицы «Времена глаголов».

99

Изменение глаголов по числам.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: систематизация знаний учащихся о ед. и мн. числе имен сущ. Выполнение с комментированием упр. 141, 142. Выполнение задания в тетради с выделением изученных ранее орфограмм. Взаимопроверка.

100

 Изменение глаголов по числам.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: выполнение с комментированием заданий в учебнике. Определение типа текста упр. 144. Доказать свое утверждение. Работа в  тетради (упр. 119) – трансформация текста.

101

 Определение связи между подлежащим и сказуемым в предложении.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: изложение по тексту упр. 146. Выполнение грамматических заданий. Устное составление рассказов по рисункам (упр. 147)

102

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: упр. 149 и самостоятельный вывод по теме урока. Упр. 152 – редактирование предложений.  Комментированное письмо (упр. 151). Работа с текстом басни (упр. 153)

103

 Отсутствие значения рода у глаголов прошедшего времени во множественном числе.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в паре: наблюдение за предложениями упр. 154 и самостоятельный вывод по теме урока.  Работа в тетради, коллективное комментирование орфограмм. Подчеркнуть основу предложения. Игра «Не ошибись!» Игра «Помоги герою сказки»

104

 Раздельное написание частицы не с глаголами.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Конкурс «Кто больше?» (пословицы, содержащие частицу не)

105

 Раздельное написание частицы не с глаголами.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: выполнение упр. 163.Разбор глаголов с указанием времени, числа и рода (если он есть). Выполнение упр. 130 в тетради. Объяснение орфограмм, запись текста.

106

Контрольный диктант.              

Урок контроля и коррекции умений и навыков.

контрольная работа

Проверка знаний учащихся по данной теме.  Выполнение заданий в учебнике с. 96.

107

Работа над ошибками

Урок коррекции умений и навыков.

самостоятельная работа

Коллективная работа над  ошибками, допущенными в контрольной работе. Выполнение заданий по карточкам.

108

Раздельное написание частицы не с глаголами.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: составление правил поведения ученика на уроке (включая юмористические). Исправление содержания текста упр. 166. Самостоятельная запись текста.

109

 Разбор глагола как части речи.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: знакомство с алгоритмом письменного разбора глагола (учебник с. 92) Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

110

 Обобщение изученного о глаголе.

Обобщающий урок

самостоятельная работа

Работа в паре: работа с текстами в учебнике                (упр. 169 – 171). Разбор имен сущ. и глаголов по заданию к упражнению 171. Повторение изученных орфограмм                     (упр. 170)

111

Имя прилагательное

 (14 ч.)

Имя прилагательное как часть речи.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: определение типа текстов (упр. 180), выполнение упр. 183, 184. Работа с прилагательными – антонимами. Наблюдение над эпитетами (упр. 181) Распределение имен прилагательных по синонимическим рядам.

112

Понятие об изменении имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Комбинированный урок

проверочная работа

Работа в группах: выполнение упр. 192 и самостоятельное формулирование вывода о том, от чего зависит окончание имени прилагательного. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Обобщение: имена прилагательные имеют разные окончания, т. к. относятся к существительным разного рода. Постановка имен прилагательных в нужную форму                         ( упр. 195)

113

 Определение рода имен прилагательных.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в группах: Выполнение заданий в учебнике (определение рода имен прилагательных). Игра «Кто быстрее?» Запись словосочетаний.

114

Изменение имен прилагательных по числам.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: лингвистический эксперимент, вывод по сообщению в учебнике (с. 110). Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выписывание словосочетаний (упр. 199). Редактирование текста (упр. 201).

115

Изменение имен прилагательных по числам.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в группах: выполнение упр. 202 и чтение сообщения с. 113. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.  Составление словосочетаний, определение числа и , где возможно, рода имен прилагательных. Взаимопроверка.

116

 Изменение имен прилагательных по падежам.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: создание проблемной ситуации об изменениях имен прилагательных по падежам. Вывод с. 114. Составление памятки о порядке действий при определении падежа имени прилагательного. Самостоятельная работа – упр. 140 в тетради. Взаимопроверка.

117

Изменение имен прилагательных по падежам.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в паре: комментированное выполнение упр. 207, 208, выделение окончаний в именах прилагательных, определение рода имен прилагательных. Работа в тетради. Взаимопроверка.

118

Безударные окончания имен прилагательных.

Урок изучения нового материала.

самостоятельная работа

Работа в группах: игра «Исследователь» и вывод с. 117. Склонение имен прилагательных с выделением окончаний. Составление текста по опорным словосочетаниям. Составление текста – описания по вопросам (упр. 210)

119

 Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: чтение и обсуждение алгоритма «Шаги к умению». Выполнение заданий в учебнике и в тетради с использованием алгоритма. Составление словосочетаний по рисунку. Взаимопроверка.

120

 Упражнение в грамматическом разборе изученных частей речи.

Урок повторения и закрепления

фронтальный контроль

Коллективная работа с текстом упр. 220, выполнение дополнительных заданий к упр. 220: выписать 3 – 4 словосочетания имен сущ. с именами прилагательными, глаголов с именами существительными. Разобрать как часть речи одно существительное, одно прилагательное, один глагол  (по выбору учащихся) Взаимопроверка.

121

Правописание окончаний имен прилагательных.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: игра «Лото». Запись составленных словосочетаний в тетрадь. Составление и запись предложений. Главные члены предложения (повторение). Выписывание словосочетаний из упр. 223. Взаимопроверка.

122

Контрольный диктант.

Урок учета и коррекции умений и навыков

контрольная работа

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

123

Работа над ошибками.

Урок коррекции умений и навыков

самостоятельная работа

Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

124

Алгоритм разбора имени прилагательного как части речи.

Комбинированный урок

самостоятельная работа

Работа в паре: выполнение упр. 216, 217 (запись словосочетаний с вопросами). Составление и запись предложений с данными словосочетаниями. Работа с алгоритмом разбора имени прилагательного.

125

Повторение (6 ч.)

Основные признаки единиц языка и речи: слова, предложения и текста.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в паре: повторение основных признаков изученных единиц языка и речи. Повторение типов предложение по цели высказывания и интонации. Повторение главных членов предложения.   Запись скороговорок.

126

Систематизация знаний о значении слова. Текст – рассуждение.

Урок повторения и закрепления

самостоятельная работа

Работа в группах: игра «Как называется?»  работа с текстом упр. 228: озаглавить текст, определить его тему и главную мысль, составить план текста. Взаимопроверка работ.

127

Текст – описание «Степь весною».

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в паре:  обсуждение презентации, обмен мнениями. Выполнение заданий в учебнике (упр. 231). Запись ответов на вопросы к тексту. Выделение окончаний в именах прилагательных, определение рода, числа, падежа имен прилагательных. Взаимопроверка.

128

Упражнение в разборе слов по составу.

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в паре: повторение знаний о составе слова. Разбор слов по составу (комментирование) Нахождение орфограмм в тексте упр. 232

129

 Упражнение в звуко – буквенном анализе слов

Урок повторения и закрепления

проверочная работа

Работа в паре:  звуко - буквенный анализ слов из упр. 233. Списывание текста упр. 233, 235 и выполнение заданий. Взаимопроверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, УМК "Перспектива"

Разработана на основе Примерных программ по учебным предметам.  Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-Русский язык - М.:  Просвещение, 2010.   (Стандарты второго поколения); Сборник рабочих ...

Рабочая программа по русскому языку, 2 класс УМК "Перспектива"

Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая пограмма по русскому языку. 2 класс, УМК "Перспектива". Программа составлена согласно учебника "Русский язык", автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. В программе отражены УУД по разделам соглас...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе УМК "Перспектива", учебник Климановой Л.Ф....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе УМК "Перспектива".

Титульный лист.Календарно тематическое планирование.Учебно - тематический план.Диктанты.Технологические карты....