Организация словарно-орфографической работы на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку

Максимова Наталья Александровна

В моей презентации сделан акцент на интерактивные методы и приёмы со словарными словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация словарно-орфографической

работы на уроках русского языка.

 (1слайд)В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание, которых правилами не проверяются –  это словарные слова. Одной из главных задач, стоящих перед учителем – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Причинами трудного запоминания словарных слов является (2 слайд) слабая волевая сфера, небольшой объем памяти, непроизвольное внимание у младших школьников, трудоемкий алгоритм по их запоминанию и, наконец, буква для ребенка, только что научившегося писать, – лишь набор элементов.

      В настоящее время существуют традиционные и новые подходы к предоставлению нового слова из «Словарика». В своём выступлении я сделаю акцент на интерактивные методы и приёмы работы со словарными словами.

  Для формирования       орфографических навыков при изучении    слов с непроверяемым написанием надо            стараться организовать активную учебную    работу учащихся, то есть деятельностный          подход к обучению.   При этом дети «открывают» новые  знания в процессе самостоятельной          исследовательской деятельности.       Важно учить ребят работать с  информацией: (3 слайд) пользоваться толковым,     орфографическим, этимологическим, орфоэпическим словарями, словарями       синонимов и антонимов, словарями онлайн, справочниками, энциклопедиями и       другими источниками.     При изучении слов с непроверяемым   написанием учитель должен работать   и над орфографией, и над лексическим    значением слова. Если ребенок не понимает смысла слова, он часто прибегает к его    механическому заучиванию, что влечет за собой ошибки на письме и в речи.  Объединение словарно-лексического и  словарно-орфографического направлений  в словарной работе позволяет изучать слово всесторонне: этимологически, лексически, орфоэпически, орфографически, синтаксически. Реализуя ФГОС, педагог должен   осваивать информационно образовательную среду УМК «Школа  России»– применять    на уроках электронное приложение  к учебнику  русского языка В.П.Канакиной. (4 слайд) Авторы  этого пособия  при работе со словом из словаря предлагают детям сначала  ответить на вопрос: «Что означает слово?», а далее знакомят учеников  с толкованием слова, затем предлагают произнести слово орфоэпически,  потом  прочитать  орфографически, сравнить произношение с написанием, найти расхождение, назвать трудное место в слове и запомнить его написание.

   Также данное пособие содержит       различные  задания с изучаемым словарным словом.  Эта работа нравится ученикам, потому что задания интерактивны, ярко оформлены, ребятам интересно проверить свои знания и умения, так как результат становится известен сразу после выполнения задания. Важно, что такая         работа способствует развитию зрительной      памяти учащихся и, несомненно, повышает     их познавательную активность и мотивацию.

    Если не пользоваться приложением к учебнику, можно выделить следующие этапы работы над словарным словом: (5 слайд)

Этапы работы со словарными словами:

  • ознакомление;
  • усвоение, закрепление;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • контроль.

На первом этапе проводится ознакомление с новым словарным словом. Я использую следующие приемы ознакомления:

  • 1. Введение нового словарного слова.

При работе с новым словарным словом  использую загадки:  (6слайд)

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.(берёза.)

стихотворные строчки “Доскажи словечко”:

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста).

Ребусы

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09ca/0000e0a1-1e0df17e/hello_html_158e47bd.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03f8/00088f77-e4a210e6/img4.jpg

   Загадки можно задавать не самой , а включить видео. На ютубе таких видео много .(ссылка)

   Ввести новое словарное слово можно с помощью создания игровых ситуаций. Например: “АНАГРАММА” (7 слайд)

Овёс     ужин

Следующая игра «Догадайся, что за слово» (8 слайд)

Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?

в

с

г

и

л

г

и

к

п

а

м

о

т

н

ш

б

е

п

д

у

ф

 САПОГИ

  Игра «Расшифруй слово». (9 слайд)

Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636743/img2.gif

ЯРМАРКА букв (интер.доска)

Приём "Этимологическая викторина"

Данный прием позволяет в игровой форме проверить знания о значении слов.

О происхождении каких слов идет речь?

  1. Его название значило в древности «скакун», «прыгун». (Заяц.)
  2. Образовано от слова, означающего «желтоватый». (Лиса.)

2. Толкование слова.

    Вслед за представлением нового словарного слова, идет его толкование. Объяснение значения слова осуществляется путем комментирования при демонстрации конкретных предметов, иллюстраций,  предметных или сюжетных картинок, путем замены слова синонимами или антонимами. (10 слайд)

     Работа с толковым словарем – главный, незаменимый вид деятельности учащихся. Такая работа проводится в классе и дома. Обращаю внимание детей на многозначные слова и омонимы. Часто при чтении статей из толкового словаря дополнительно привлекаю отрывки их художественных произведений, цитаты или стихи.


   Знакомя детей с лексическим значением слова, часто обращаюсь к этимологии. Этимология помогает не только понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется, но и будит фантазию детей, зовет их делать свои маленькие открытия, вызывает большой интерес к изучению родного языка, развивает мышление и память учащихся. НАПРИМЕР: (11 слайд)

Корова – от латинского «кор» – это рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.

Коньки – изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (коньки – конь)

    После толкования слова мы с ребятами ведем наблюдение, сравниваем произношение слова с написанием, (12 слайд) устанавливаем разницу, выделяем орфограмму. Учащиеся записывают слово в тетрадь.

 Для лучщего запоминания словарных слов пользуюсь различными приёмами мнемотехники. (13 слайд)

Мнемотехника -в переводе с греческого -«искусство запоминания».

Мнемотехника -это система методов и приѐмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

ЗАПОМНИЛ -СОХРАНИЛ –ВОСПРОИЗВЕЛ

Приведу приѐмы мнемотехники, которые я использую на уроках русского языка.

1.)Метод ярких ассоциаций. Эта работа моим детям очень нравится. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается ребенком при записи данного слова, помогая правильно написать орфограмму.

– рядом с записанным словом  дети выполняют ассоциативный рисунок – метод графических запоминаний.      (14 слайд)

Суть этого метода – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. Нельзя  навязывать  ученику  свой  ассоциативный образ! То, что человек придумал сам, врезается в его память на всю жизнь.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/001b/00057e5a-eaa6a843/img35.jpghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5548df14a0611/img_user_file_5548df14a0611_9.jpg


    К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие (16 слайд) ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5548df14a0611/img_user_file_5548df14a0611_7.jpg

3

 Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. (17 слайд)

Суть приёма  в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 
http://www.inklesstales.com/stories/one23/01_one.jpghttps://i.ytimg.com/vi/hOUYJacYO_k/maxresdefault.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/19/s_5946eaf55d354/650418_10.png

МАшина у  МАши

Пенал моют ПЕной 

ПАвел в Пальто

Интересен мнемотехнический приѐм  "Зовём на помощь иностранный язык"

Данный прием основан на сопоставлении лексемы (слова с непроверяемым написанием) с "материнской" лексемой - иностранным словом. Нередко непроверяемая гласная русского аналога в иноязычном варианте произносится отчетливо, так как находится под ударением.

(18 слайд)


/ Арбуз – арбуз /укр./

/ Морковь – морква /укр./

Вчера – вчёра /укр./ /

 Москва – Москоу /англ./

    Ещё один эффективный приём, который поможет избежать простой зубрёжки слов – называется «Чепушина». (19 слайд)

    Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

В - ветер
Д - девочка
Р
- ребята
У
- улица
Г
– город

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д – девочка

  Для работы можно предложить учащимся словари. Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

  • Данные способы запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словарным словом.
  • Предлагаемые способы запоминания эффективны при систематическом их применении.

    Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приёмов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующую ассоциацию.

    Эффективным приёмом запоминания словарных слов является игра.  Игры способствуют активизации процесса обучения, оживляют урок, расширяют кругозор учащихся, их творческое воображение, образное мышление, приучают к наблюдательности. Учат рассуждать.

На этапе закрепления,  использую игровое задание «Путаница» (20 слайд)

Принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

- Какой темой объединены слова?

    Повторяем и закрепляем словарные слова через сайт Учи.ру. Сайт  Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Через этот сайт я иногда задаю д.з. в том числе повторить словарные слова и подготовиться к диктанту.(ИНТЕР.ДОСКА)

    Таким образом, нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологических оборотов на уроках русского языка

Описана методика работы над словами с непроверямыми написаниями с использованием фразеологизмов. Предложен конспект урока по данной методике....

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Практический материал для словарно-орфографической работы по русскому языку.

Все задания и упражнения данного практического материала направлены в помощь учителю содержательно и интересно построить урок русского языка.Систематическое использование практического материала помог...

Словарно-орфографическая работа по русскому языку в начальной школе

Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык.Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в по...