Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                ФГОС ОВЗ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАММОТЕ (ПИСЬМО)

ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.  

Подготовил: учитель начальных классов ГБОУ школа №131 Аграновская Л.А.

2016-2017 учебный год

Педагогическая цель: Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Г, г; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Г; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [г]; используют заглавную букву в именах собственных.

Личностные результаты: Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

        Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе

выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основное содержание темы, понятия и термины: Строчная и заглавная буквы Г, г, звук [г], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных.

Образовательные ресурсы: Презентация по письму [Электронный ресурс]. Прописи тетрадь №3.

Этапы урока

Формы и методы, методические приемы

Деятельность учителя

Осуществляемые действия учащихся

Формируемые умения учащихся

Вид и форма контроля

1

2

3

4

5

6

1. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

В путешествие пойдем. В страну знаний попадем!

Проверим готовность к уроку.

- О чем нужно помнить, чтобы хорошо учиться?

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Дисциплина, осанка, внимательность и активность. Слушать не перебивая, руку поднимать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Постановка

учебной

задачи

1.Актуализация опорных знаний.

2.Припоминание способов анализа звука

Фронтальная.

Словесный.

Вступительное

слово учителя

Если ты никуда не спешишь,

Ты в траве меня разглядишь,

Переступишь и не обидишь,

Я же маленькая, ты видишь,

Быстро бегать я не могу,

Угадай мое имя: я ГУ…..

Гриб растет среди дорожки – голова на тонкой ножке.

Что общего у этих слов?

- Да, сегодня мы подружимся с буквой Г.

- Давайте произнесем звук {Г}

ВЫ чувствуете, что во рту появилась преграда для воздуха?

Г, Г, Г, Г (приложите руку к горлу и ощутите, что воздух выходит с препятствием).

- Воздух не идет свободно и такой звук у нас не получиться тянуть и не получиться его спеть, значит перед нами согласный звук.

- Давайте прислушаемся, чего слышим больше шума или голоса?

- Г, г, г, - голоса!   Точно, значит это звонкий звук.

- Теперь давайте послушаем звук – Г, Г, Г в слове ГЛАЗА

Внимательно слушают.

Отгадывают загадки

Гусеница

Гриб

Они начинаются на букву Г.

согласный звук

голоса!  

звонкий звук.

Принимают учебную задачу.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопрос.

Индивидуальный.

Проверка готовности к уроку

III. Усвоение новых

знаний

и способов

деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Глаза, глаза, глаза – вы слышите, что этот звук твердый

- Теперь давайте послушаем звук г в слове ГИРЯ

Вы чувствуете мягкий звук? Гиря, гиря, гиря.

Значит буква Г может обозначать и твердый и мягкий звуки.

Как же нам быть при чтении? ВЫ уже знаете, что нам будут помогать буквы, которые стоят после буквы согласного звука.

Именно они часто подсказывают как читать согласный, как твердый или как мягкий.

-А теперь давайте понаблюдаем, в каких частях слова может находится буква Г.

 Рассказывают о букве

Г.

Воспроизводят

по памяти информацию, полученную ранее. Вы-

сказывают свое

мнение

Фронтальный.

Устные ответы

3.1. Дидактическое упражнение

Загадки

(определение положения буквы в слове)

Фронтальная,

индивидуальнаяПрактический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ,

беседа

В этом нам помогут веселые загадки:

  1. Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож.

Здесь в начале слова мы слышим твердый звук. Г – после буквы Г идет буква р. Она подскажет нам как правильно прочесть.

  1. Еще одна загадка

Он качалка и кровать, в нем так хорошо лежать.

Он в саду или в лесу

Нас качает на весу.

Г – гамак. С буквы г начинается слово. Вы чувствуете, что эта буква здесь передает твердый звук. При чтении нам помогла это понять следующая за буквой Г буква А

  1. А вот такая загадка нам поможет вспомнить народную былину.

На чем в гостях в дали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Если помните, он играл на гуслях. 

В слове гусли мы произносим твердый звук Г, а при чтении нам помогает буква у, которая стоит после буквы Г.

  1. А вот еще один музыкальный инструмент и его название так же начинается с буквы Г.

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

Да правильно – это гитара! А вот тут буква Г передает мягкий звук Г и при чтении нам помогает стоящая рядом буква и.

Буква Г может встречаться и в середине слова:

В зоопарке мы видали

     Экзотические дали:

Попугаев и мартышек,

Крокодилов, белых мишек,

А в воде, раскрывши рот,

Удивлял всех …..

Вслушаемся в слово бегемот. В середине слова мы встречаем мягкий звук Г, а прочить его нам поможет стоящая после буква е. В середине слова мы можем встречать и твердый звук Г

Слайд 4

Погода (облако), треугольник, наперегонки

Букву Г мы находим и ближе к концу слова:

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе

И мир открывается с ней.

 

Здесь мы слышим твердый звук Г, следом на ней идет буква а.

Но в качестве предпоследней буквы в слове, буква г может передавать и мягкий звук тоже.

НОГИ -  ги

Встречаем мы букву г и в конце слова , но в этих случаях она передает только твердый звук –

Давайте посмотрим сейчас на слово сапог – вы видите написана буква г – сапог, но когда мы произносим, то говорим другой звук. (к). Произнесем это слово – сапог, сапог.

Почему так происходит вы очень скоро обязательно узнаете))).

Слушают загадки,

выполняют звуковой анализ слова.

 (Груша)

Определяют твердость звука

(Гамак)

(гусли)

(Гитара).

(бегемот).

(дорога)

Воспроизводят

по памяти информацию, полученную ранее. Высказывают свое мнение

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых

знаний

и способов

деятельности.

1.  Правила

посадки

за столом

во время

письма

Индивидуальная. Практический

А сейчас пришло время научиться писать букву Г, и начнем мы с заглавной буквы. В каких случаях мы пишем заглавную букву?

Проверим посадку, правила обращения с ручкой

В именах людей и кличках животных, в начале предложения.

Показывают посадку

за столом при письме,

как правильно дер-

жать ручку

Правильно держат

осанку при письме, верно обращаются с ручкой

Индивидуальный.

Проверка правильной посадки при письме, верного обращения

с ручкой

2. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная,

индивидуальная Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики

Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Краб».

Краб ползет, ползет по дну,

Выставив клешню одну

Ладони вниз, пальцы

перекрещены и опущены вниз. Большие

пальцы к себе. Пере-

двигаем на пальчиках

ладони в одну сторо-

ну, затем в другую

Внимательно слушают, выполняют

упражнение в соответствии с показом учителя

Индивидуальный.

Правильное вы-

полнение упражнения для мелкой моторики

пальцев рук

V. Работа

в «Прописи 3». Анализ начертания и написание за-

главной

буквы Г

(с. 25)

Фронтальная,

индивидуальнаяПрактический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ,

беседа, письмо

-Рассмотрите заглавную букву Г.

Посмотрите на печатную букву Г, г – вы видите в ней всего два элемента.

Вверх черту, затем согнем,

Буквой Г мы назовем.

Столик на одной ноге

Нам напомнит букву Г.

-Обведем по контуру элементы буквы.

-Прописная (заглавная) буква Г состоит из двух элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу, поперечной закругленной линии вверху.

-Напишите букву Г по элементам: в воздухе..

-Напишите заглавную букву Г в прописи.

-Напишите слоги с заглавной буквой Г: Га, Ги, Ге

Обводят по контуру

элементы букв. Рас-

сматривают пропис-

ную букву Г, прописывают элементы буквы, букву Г, слоги

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют

элементы в заглавной букве букве.

Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут

букву Г в соответствии с образцом

Инд и в идуальн ый.

Проверка пра-

вильной ориен-

тировки в рабочей строке. Верное называние

и написание элементов и заглавной  буквы Г

VI. Письмо

предложений (с. 25)

Фронтальная,

индивидуальная Словесный. практический. Беседа

Прочитайте и запишите предложения:

Галя и Гена собирали грибы.

Глеб загадал загадку

Читают. Пишут

Правильно оформляют предложение

на письме

Индивидуальный. Правильное

написание предложений

 VII.

Определение звука

(с. 25)

Фронтальная,

индивидуальнаяСловесный, практический. Чтение,письмо

-Прочитайте слова.

Определите, в каком слове есть

звук [г].

-Запишите эти слова

Читают.

-Ягодка, горка

Распознают звук,

правильно запи-

сывают слова

Фронтальный,

индивидуальный.

Правильное на-

писание слов,

чтение

VIII. Физкульт-

минутка

Коллективная,

индивиду аль-

ная. Практиче-

ский

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал

От того, что приседал. 

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно!

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Ходьба на месте.

Приседания.

Осуществляют

профилактику

утомления

Правильное вы-

полнение упражнения

IX. Дидактическое упражнение

Давайте поиграем!

Кто из вас вспомнит больше названий птиц, которые начинаются с буквы г?

А сколько у нас животных, чьи названия начинаются с буквы Г? Тоже много

Голубь, гусь, грач, галка, глухарь, гриф,

Гепард, газель, гиена, горилла, гадюка, гризли.

Воспроизводят

по памяти информацию, полученную ранее. Высказывают свое мнение

Индивидуальный. Фронтальный. Устные ответы

X. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Индивидуальная. Словесный, беседа

-Вы славно сегодня потрудились!

- Что нового узнали о букве  на уроке?

- Что запомнилось?

Что вызвало затруднение?

- Какое задание понравилось и далось легко?

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Согласная – мягкий и твердый, звонкий.

Встречается в разных частях слова.

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный. Фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте. Письмо. Строчная буква з.

В помощь учителям, работающими по программе Перспективная начальная школа....

Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)

Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых  ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Письмо строчной и прописной буквы Ж" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.Задачи урокаДидактические:Научить анализировать фо...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х,] и строчной буквы х; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формиров...

Технологическая карта урока Обучение грамоте: "Письмо строчной буквы т" (1 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: формирование графического навыка написания строчной буквы т.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умение писать строчную букву т.2. Форм...