Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Лексическая работа в начальной школе  разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется  незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются  только  недавно вошедшие в язык иностранные слова. Однако, в русском языке существует большое количество слов, которые являясь иноязычными,  адаптировались в нём и не воспринимаются таковыми ребенком. Как следствие обучающиеся не видят разницу между своим и чужим словом.

При обучении младших школьников, необходимо обращать внимание на богатство и многогранность языка. Работа с иноязычной лексикой не выстраивается учебными программами как отдельный блок, хотя она может быть интересной и разнообразной. Психологические особенности обучающихся начальных классов требуют того, чтоб задания были не однотипными. Работа с иноязычной лексикой предполагает приёмы, вызывающие интерес обучающихся и способствующие формированию познавательных УУД.

Для того, чтобы при лексической работе происходило формирование наибольшего количества познавательных УУД, приёмы работы должны быть максимально разнообразными и иметь характер, позволяющий менять направление деятельности, чтоб сама деятельность не казалась обучающимся однотипной и скучной. В публикации представлены приемы лексической работы с иноязычной лексикой, которые могут служить формированию познавательных УУД. Из представленных приёмов, некоторые наиболее эффективны для работы с ранее неизвестными обучающимся словами, другие – со словами, значение которых уже известно.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение традиционной лексической работы на этапе  актуализациии фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии

Возможным вариантом проведения лексической работы на этапе актуализации, мог бы быть приём объяснения значения слова путем замены его синонимом. К такой работе были бы представлены иноязычные слова такие как электричество, пальто, альбом, сахар, посуда, багаж, билет, аллея. Этот приём может способствовать формированию таких познавательных УУД как: осуществление  анализа объектов с выделением существенных и Фрагмент урока на этапе актуализациии фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии:

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Словесный

Наглядный

-Открываем тетради, отступаем от предыдущей работы 2 строки, записываем число, классная работа.

Словарная работа.

- Сейчас я буду говорить вам синонимы иноязычных слов, которые мы с вами уже изучили, а вы должны будете догадаться, о чём идёт речь, и написать задуманное слово.

- свет, ток, освещение;

- плащ, накидка;

- дневник, блокнот, этюдник;

- подсластитель;

- утварь, сервиз;

- груз, поклажа, кладь;

- купон, талон, пропуск;

- дорога, бульвар, рощица.

- Проверьте свои ответы со слайдом, у кого нет ошибок, поставьте себе пятёрку, у кого одна-две ошибки – четверку, у кого 3-4 ошибки – тройку, у кого больше ошибок – учите словарные слова.

-Ребята, что такое глагол?

-Как изменяются глаголы?

-Какие времена глаголов мы знаем?

-Как определить время глагола?

-Какие числа глаголов мы знаем?

Итд.

Выполняют словарную работу, записывая следующие слова:

электричество, пальто, альбом, сахар, посуда, багаж, билет, аллея

-Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

-По временам и числам.

-Настоящее, будущее и прошедшее времена.

-По вопросу.

-Единственное и множественное.

определять грамматические признаки глагола- форму времени, число

выявлять существенные признаки при анализе объектов(П)

владеть диалогической формой речи (К)

Как возможный вариант, на уроке русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» на этапе реализации построенного проекта, была бы проведена лексическая работа со словом резеда (лат). Обучающимся был бы предложен приём выяснения значения ранее неизученного слова с помощью справочных материалов, где они самостоятельно обратились бы к толковому словарю или словарю иностранных слов и выяснили значение. Данный приём способствует формированию таких познавательных УУД как произвольное и осознанное владение общими приемами решения задач,  осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Организует закрепление, выполняя задание из учебника с. 94 упр.192.

-Прочитайте задание 192, что нужно сделать?

-У вас дан образец рассуждения, прочитайте его.

- Прочитайте задание 203

- Что нужно сделать?

- Прочитайте первое предложение.

- Скажите, есть ли непонятные вам слова?

- У вас на столах лежат словарики иноязычных слов, откройте его и найдите значение слова «резеда» и язык, из которого оно к нам пришло.

Всё верно, молодцы.

- А теперь по очереди выходим к доске, записываем по предложению и проверяем. Начинаем с первого ряда, остальные работают в тетради.

Организует работу с тренажером.

-Определите глагол первого спряжения пользуясь алгоритмом.

-Вставьте пропущенную букву, объясните выбор пользуясь алгоритмом.

Читают задание 192, отвечают на вопросы, устно выполняют работу

- Читают задание 203

- Списать, вставляя пропущенные буквы.

- Пахнет свежестью сирени, пахнет резедой.

- Резеда.

Резеда, мн. нет, ж. [фр. reseda]. Однолетнее садовое растение с конусообразными, сильно пахучими цветами. || Название духов, имеющих запах этого цветка.

Выполняют упражнение в тетради и у доски.

Работают с тренажером.

правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

-определять в тексте глаголы с безударными личными окончаниями

-находить глаголы-исключения среди других глаголов.

учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

На уроках русского языка в четвертом классе обучающиеся  встречаются с иноязычным словом карниз(нем.)  учителем предлагается работа с приёмом самостоятельного включения нового слова в иной контекст. Реализовать это можно следующим образом: учитель спрашивает обучающихся о лексическом значении слова карниз. После этого, даёт точное определение этого слова по словарю, и просит обучающихся, составить и записать свои предложения с данным словом в тетрадь. При реализации данного приёма могут быть сформированы такие познавательные УУД как: построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей, установление аналогии; владение рядом общих приемов решения задач.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Организует закрепление

- Прочитайте текст с карточек.

- Выпишите себе глаголы с пропущенными буквами, вставьте мягкий знак, если требуется и аргументируйте свой выбор.

- Скажите ребята, а что такое карниз?

- У вас на парте лежат словарики иноязычных слов, найдите пожалуйста в них значение данного слова и язык его происхождения.  

- Теперь ваша задача придумать одно или два предложения со словом карниз. В этих предложениях так же должны присутствовать возвратные глаголы.

- Сейчас мы послушаем предложения, которые вы записали, аргументируйте свой выбор написания –тся и –ться.

-Прочитайте слова на доске.

- Ваша задача записать их в тетрадь в два столбика –тся и –ться подчеркивая орфограммы.

Проверяем. Какие слова вы записали в первый столбик, почему?

- А во второй?

- На карнизе веселит..ся птица. Она купает…ся в солнечных лучах и дергает крыльями. Ей было достаточно легко смирит…ся с тем,  что холода отступили.

 Выполняют в тетрадях и аргументируют выбор.

Предполагают.

Карниз. Немецкое — karnies. 1. Продольный выступ над окном или дверью.

Придумывают контекст слову карниз, с применением возвратных глаголов.

Зачитывают, аргументируют.

Он  хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

Выписывают слова в два столбика.

-тся

Он хвалится

Она боится

Они нравятся.

-ться

Вращаться

Качаться

Прощаться.

- определять признаки возвратных глаголов;

- находить возвратные глаголы в тексте;

определять написание –тся и –ться в возвратных глаголах;

определять написание –тся и –ться в возвратных глаголах;

- находить возвратные глаголы в тексте;

учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

В основу заданий предложенных  обучающимся, были положены познавательные универсальные учебные действия,  например, обучающимся предлагалось узнать слово по синонимам, самостоятельное включение иноязычного слова в контекст, работа со словарями. Это позволило выявить положительную динамику не только в улучшении фактических знаний в области иноязычной лексики в русском языке, но и повышении уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Русский язык в начальной школе. Работа над безударными гласными."

Эта публикация  раскрывает некоторые приёмы работы над безударными гласными, начиная с первого класса....

Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"

Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"

В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...

Методическая разработка "Правила грамматики русского языка для начальной школы"

Данная разработка является помощником для современного школьника начального звена. В разработке наглядным образом представлены темы по русскому языку. Работая с данным пособием, ребенок систематизиуре...