Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме "Имя существительное.Части речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Черезова Лариса Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"                                                                                                                                                                                                                                                             Тема урока: «Части речи. Имя существительное».                                                                                                                                                                                                                                                                                       Цель: закрепление знаний учащихся о частях речи, морфологических признаках имени существительного: одушевлённость, число.                                                                                                                                               Задачи: 1) совершенствовать умение  учащихся различать  самостоятельные части речи, закрепить знания изученных морфологических признаков имени существительного: одушевлённости, числа.                           2) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;  3) воспитывать интерес к предмету, чувство любви к своему краю.                                                                                                                       Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе, проявлять осознание собственных достижений при закреплении  изученного материала.                               Предметные: учить различать части речи, определять морфологические признаки имён существительных.                                                                                                                                                             Метапредметные  (универсальные учебные действия):                                                                                                                                                                                                                                                                            • познавательные: формировать умение использовать логические операции  сравнения, анализа, обобщения, классификации, стоить речевое высказывание в устной форме.
регулятивные: высказывать предположение на основе работы с учебным материалом, отличать верно выполненное задание от неверного.
коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать  свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности.  

Оборудование:  образцы написания соединений письменных букв, учебная презентация, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 – Б классе.  

Тема урока: «Части речи. Имя существительное».                                                                                                   Цель: закрепление знаний учащихся о частях речи, морфологических признаках имени существительного: одушевлённость, число.                                                                                                                                                                              Задачи: 1) совершенствовать умение  учащихся различать о самостоятельные части речи, закрепить знания изученных морфологических признаков имени существительного: одушевлённости, числа.                                                                                                                                      2) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;                                                             3) воспитывать интерес к предмету, чувство любви к своему краю.                                                                      Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                             Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе, проявлять осознание собственных достижений при закреплении  изученного материала.                                                                                                                                                                                                   Предметные: учить различать части речи, определять морфологические признаки имён существительных.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Метапредметные  (универсальные учебные действия):                                                                                                                                                                                 познавательные: формировать умение использовать логические операции  сравнения, анализа, обобщения, классификации, стоить речевое высказывание в устной форме.
 регулятивные: высказывать предположение на основе работы с учебным материалом, отличать верно выполненное задание от неверного.
 коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать  свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности.                                                                                                           

Оборудование:  образцы написания соединений письменных букв, учебная презентация, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы. 

                                                    Ход урока.                                                                                                                                                            I. Организационный  момент.                                                                                                                                  II. Мотивирование к учебной деятельности.  (Эмоциональный настрой)                                            Загадка:  Тройка, тройка прилетела,                                                                                                                               Скакуны в той тройке белы,                                                                                                                                        А в санях сидит царица-                                                                                                                        Белокоса, белолица,                                                                                                                                                          Как махнула рукавом –                                                                                                                                   Всё покрыла серебром. (Зима)                                                                                                                        - Какие слова  подсказали вам отгадку?                                                                                                       - Какие сравнения используются? (Тройка, царица, серебро)                                                                - Назовите по порядку зимние месяцы.                                                                                                – Кто любит зимнее время года? Почему?                                                                                                                                                - А кому нравится зимняя природа? Давайте вместе полюбуемся зимними пейзажами нашего края.                                                                                                                                                      III. Подготовка рук к письму.                                                                                                                                                 IV. Чистописание. (зим, ме, ний, сяц)                                                                                                      V.  Составление слов, словосочетания.                                                                                                                     VI. Уточнение знаний о первом месяце зимы- январе.                                                                        Стихотворение Татьяны Керстен  «Январь»                                                                                          Январь — начало года,                                                                                                                                    Силён его мороз.                                                                                                                                                    Уснула вся природа.                                                                                                                                                                              Теперь уж не до гроз.                                                                                                                                           Под снежным покрывалом                                                                                                                     Покоится земля.                                                                                                                                           В краю большом и малом                                                                                                                              Всё белые поля.                                                                                                                                                        Бери скорее санки,                                                                                                                                          Из дома выбегай.                                                                                                                                      Поедем спозаранку                                                                                                                             Кататься в снежный край.
VII. Актуализация  знаний. ( Работа с кроссвордом)                                                                                              
Задание  № 1. Разгадайте  кроссворд.                                                                                                         VIII. Определение темы урока.                                                                                                                       – Как можно назвать слова-отгадки к кроссворду?                                                                                         - Посмотрите задания, которые нам предстоит выполнить, с какой именно частью речи мы будем работать?                                                                                                                                                            - Сформулируйте тему урока.                                                                                                                              IX. Повторение алгоритма «Как определить часть речи?»                                                                      X. Классификация слов.                                                                                                                       Задание  № 2. Разделите слова на группы.                                                                                                   – Прочитайте задание № 2. На какие группы можно разделить слова?                                              - Прочитайте первое слово, к какой группе его можно отнести? Почему? Второе? Третье?                 -Принадлежность остальных слов  к соответствующим группам определите сами и запишите самостоятельно.                                                                                                                                 – Кто выполнит это задание, сделает дополнительные.                                                                      XI. Физкультминутка.                                                                                                                             Стихотворение Татьяны Керстен «В шубках ёлочки-подружки…»
В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.
Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже,
Улыбнётся широко.

XII. Самостоятельная работа.                                                                                                                         XIII. Проверка выполнения самостоятельной работы.                                                                                       – Прочитайте все имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные. Какие однокоренные слова  вы можете назвать? Почему? Какой корень выделили в них? Какие выписали словосочетания? Нераспространённые предложения?       XIV.    Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.                                                                                                                                              – Прочитайте задание № 3. На какие группы надо разбить существительные? Какие существительные называются одушевлёнными? Неодушевлёнными? Какое  следующее задание вы будете выполнять? Как определить число имён существительных?                                  XV.   Самостоятельная работа.                                                                                                             XVI. Проверка выполнения  самостоятельной работы.                                                                                         - Прочитайте все одушевлённые имена существительные, неодушевлённые, единственного числа, множественного числа. Назовите имена собственные. Почему Снежногорск – это имя собственное?                                                                                                     XVII. Итог урока.                                                                                                                                               - Оцените на своих рабочих листах, результат своей работы на уроке.                                                                                                                                                                             – Прочитайте стихотворения о Снежногорске?                                                                                              На самом краешке земли                                                                                                                             Наш город очень-очень мал.                                                                                                                       Мы лучше выбрать не могли-                                                                                                                         Он нашей родиною стал!                                                                                                                             Мой маленький город, в  холодные ночи                                                                                                   Согрей мое сердце скорей!                                                                                                                          Пусть лето у нас недели короче,                                                                                                                  Но нет Снежногорска родней!                                                                                                                     - Как назван наш город? Почему? О чём хотел сказать автор стихотворение? Что значит любить свой край?                                                                                                                                                                  - По какой теме работали на уроке? Какие задания выполняли?  Кто  легко справился с ними? Кому было  трудно? С каким трудностями столкнулись?                                                                                                                                      -  Кому урок показался интересным? Что именно?                                            



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Класс: 3 – Б.

Учитель: Черезова Л.А.

Тема урока: Части речи. Имя существительное.  

Цель: закрепление знаний учащихся о частях речи, морфологических признаках имени существительного: одушевлённость, число.                                                                                                                                                                              Задачи: 1) совершенствовать умение  учащихся различать о самостоятельные части речи, закрепить знания изученных морфологических признаков имени существительного: одушевлённости, числа.                                                                                                                                                                                              2) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;                                                                                                                                                                 3) воспитывать интерес к предмету, чувство любви к своему краю.                                                                                                                                                     Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                             Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе, проявлять осознание собственных достижений при закреплении  изученного материала.                                                                                                                                                                                                   Предметные: учить различать части речи, определять морфологические признаки имён существительных.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Метапредметные  (универсальные учебные действия):                                                                                                                                                                                 познавательные: формировать умение использовать логические операции  сравнения, анализа, обобщения, классификации, стоить речевое высказывание в устной форме.
 регулятивные: высказывать предположение на основе работы с учебным материалом, отличать верно выполненное задание от неверного.
 коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать  свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности.                                

Оборудование: образцы написания соединений письменных букв, учебная презентация, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организация начала урока.

Настрой учащихся на работу

(загадка,  правильная посадка).

Подготовка класса к работе, проверка готовности к уроку, организация рабочего места, настрой.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание.

Л: самоопределение к деятельности;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

Организация актуализации требований к ученикам со стороны учебной деятельности. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Эмоциональный настрой на учебную деятельность, на сотрудничество с одноклассниками и учителем.

3.Актуализация знаний учащихся.

Организация актуализации знаний и умений учащихся (работа с кроссвордом)

Самостоятельная работа  по разгадыванию кроссворда, повторение теоретических сведений о частях речи.

Р: умение принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи;

П: формирование мыслительных операций, умения извлекать необходимую информацию по заданию учителя.                                              К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументирования своего мнения в учебном диалоге.

4. Постановка  темы и учебной задачи урока.

Создание условий для формулирования учащимися темы урока и учебной задачи.

Изучение предложенного материала, формулирование темы урока и учебной задачи.

Р: умение прогнозировать предстоящую работу.                                                          П: целеполагание.

Л: самоопределение к деятельности;

5. Деятельность учащихся по освоению теоретических  знаний и выработке  умений различать части речи

Организация устной коллективной и письменной самостоятельной работы с предложенными словами по различению частей речи.

Участие в устной работе класса по анализу предложенного учителем учебного материала, выполнение самостоятельной письменной работы по классификации частей речи.

П: освоение умения различать слова разных частей речи, мыслительные операции.                                                       К: осознание, высказывание своей точки зрения, вступление в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Р: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, определять последовательность действий при выполнеиии самостоятельной работы.

Л: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6. Контроль результатов.

Проведение  фронтального  опроса.

Совместный с учителем анализ выполненной работы.

П: умение на основании анализа  делать выводы.                                                   К: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами   родного языка.

Л: проявлять осознание собственных достижений при закреплении учебного материала.                                           Р: способность к самоконтролю и самопроверке.

7. Деятельность учащихся по освоению теоретических  знаний и выработке  умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, указывать их число.

Организация устной коллективной и письменной самостоятельной работы с предложенными словами по различению одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, определению их числа.

Участие в устной работе класса по анализу предложенного учителем учебного материала, выполнение самостоятельной письменной работы по различению одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, определению их числа.

П: освоение умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их число.                                                        К: формирование умения слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению;

Р: осуществлять самоконтроль, отличать верно выполненное задание от неверного.

Л: определять общие для всех правила поведения, оценивать усваиваемое содержание, исходя из личных ценностей.

8. Контроль результатов.

Проведение  фронтального  опроса.

Совместный с учителем анализ выполненной работы.

П: осуществлять анализ учебного материала.                                                   К: умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.                        Л: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.                                            Р: умение оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей.

9. Рефлексия.

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: выделение и осознание того, что усвоено, что подлежит усвоению.

Л: самооценка результатов своей деятельности, личное мнение об уроке.

П: рефлексия



Предварительный просмотр:

     Ф.И.   _____________________________________________________________                      _____________________________________________________________________                                 _____________________________________________________________________                                  _____________________________________________________________________                                   _____________________________________________________________________

          Задание № 1. Разгадать кроссворд.        

1.Часть речи, обозначающая предмет.                                                                                      2.Часть речи, обозначающая признак предмета.                                                                                     3.Часть речи, обозначающая количество предметов или их порядок при счёте.                                 4. Часть речи, которая не называет предмет, но указывает на него.                                                       5.Часть речи, обозначающая действие предмета.

           Задание № 2.  1. Разделить слова на группы.                                                                                                 Зима, сильные, замёрз, я, первые, морозы, пять, ты, гуляли, снежная, один, сияние, идёт, они, северное.    

имена сущ.

имена прил.

глаголы

местоимения

имена числ.

            Задание № 3.  1. Прочитать  слова. 2. Определить, к какой части речи они относятся. 3. Разделить их на группы.                                                                                                                                          

Голуби,  Снежногорск,  герб,  нерпа,  зайцы,  завод,  вьюги, лиса.                                                          

4. Определить  число имён существительных.                                                                                          5. Выполнить задания по вариантам:                                                                                                           Вариант 2. Выписать неодушевлённые имена существительные. ____________________________________________________________________________________________________________________________________            

                                                                                                 

Задание № 4. *  1. Прочитать отрывок из стихотворения.  Указать число имён существительных. Подчеркнуть слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова».

На самом краешке земли -

Наш город очень-очень мал.

Мы лучше выбрать не могли…

Он нашей родиною стал!

Мой маленький город, в холодные ночи

 Согрей моё сердце скорей!

Пусть лето у нас недели короче,

Но нет Снежногорска родней.  

2. Выписать слова, в которых звуков меньше, чем букв.  _________________________________________________________________________                                      _________________________________________________________________________ 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица- Белокоса, белолица, Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.

Слайд 4

20 января. Классная работа.

Слайд 5

зим ме сяц ний

Слайд 6

зимний месяц

Слайд 7

Январь – «студень». Самый холодный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина.

Слайд 9

Разгадай кроссворд

Слайд 10

Часть речи, обозначающая предмет Часть речи, обозначающая признак предмета Часть речи, обозначающая количество предметов или их порядок при счёте Часть речи, которая не называет предмет, но указывает на него Часть речи, обозначающая действие предмета

Слайд 11

c у щ е с с т о и т и в е т л е о н ь м е н и е м о г а г л т и с а г а л п р ь л е т о н е 2 1 3 5 4 е ь ч л н о е

Слайд 13

Части речи. Имя существительное. Тема урока

Слайд 14

1. Поставить к слову вопрос. 2. Определить, что оно обозначает. 3. Назвать часть речи. Как определить часть речи?

Слайд 15

имена существительные зима

Слайд 16

имена прилагательные сильные

Слайд 17

имена существительные зима морозы сияние

Слайд 18

имена прилагательные сильные снежная северное

Слайд 19

глаголы замёрз гуляли идёт

Слайд 20

местоимения я ты они

Слайд 21

имена числительные первые пять один

Слайд 23

голуби нерпа зайцы лиса одушевлённые

Слайд 25

Снежногорск герб завод вьюги неодушевлённые

Слайд 27

Снежногорск герб нерпа завод лиса единственное число

Слайд 28

голуби зайцы вьюги множественное число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....