авторская методика обучения каллиграфии "Правило середины"
статья по русскому языку (1 класс)

Братчикова Мария Михайловна

           Имея за плечами опыт педагогической деятельности длиною в 30 с лишним лет, передо мной встала задача разработки методики обучения каллиграфии младших школьников с применением личностно-ориентированных, игровых технологий, осуществлением дифференцированного подхода в обучении , учётом возрастных психо-физиологических особенностей учащихся.

           И как всегда тема работы, идея ее создания «вытекла» из проблемы современного мира...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторский взгляд на методику обучения письму

«Правило середины» или «Каллиграфия начинается с правил»

Имея за плечами опыт педагогической деятельности более 30 лет, передо мной встала задача разработать методику обучения каллиграфии младших школьников с применением личностно-ориентированных игровых технологий, с осуществлением дифференцированного подхода в обучении, с учётом возрастных психо-физиологических особенностей учащихся.

Идея создания и разработки методики «вытекла» из проблем современного мира, одной из которых является внедрение во все области нашей жизни, в том числе и в область образования, компьютерных технологий. Компьютерная клавиатура заменила детям ручку и карандаш, приятно наблюдать, как быстро и легко детские пальчики «летают» по кнопкам, и какое же разочарование постигает учителя, проверяющего домашнее задание по русскому языку или классное сочинение по литературному чтению, когда он замечает, что у детей теряются навыки письма и каллиграфии...

Другая проблема кроется в том, что у современных детей все хуже и хуже развивается мелкая моторика руки, они мало рисуют, плохо раскрашивают раскраски, не видя контура рисунка, а также не владеют техникой использования ножниц при создании аппликаций и иных поделок. Пуговицы на одежде заменены замками на молниях, шнуровка на ботинках - липучками. Можно долго перечислять причины, но факт остается фактом.

Так же причинами нарушения каллиграфии у детей являются недостаточное количество эффективных методик, отсутствие в школьной программе такой дисциплины, как отработка навыков каллиграфического письма, а также занятость родителей, не имеющих возможности уделять достаточного внимания закреплению навыков письма, полученных в школе, а порой и просто непонимание значимости данной проблемы учителями и родителями.

Осознав актуальность данных проблем, я пришла к выводу о необходимости разработки для детей начальной школы доступной методики освоения навыков каллиграфического письма, которая была бы для них не только эффективна, но и увлекательна.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям дается легко.

Овладение детьми процессом обучения письму, как в целом, так и в его элементах требует предварительной подготовки. Наилучшие результаты достигаются при дифференцированном подходе к обучению каллиграфии, в этом случае очень важно обеспечить восприятие детьми элементов форм букв, подлежащих написанию.

При обучении детей каллиграфическому написанию букв, нередко используются одни и те же приёмы, а именно предварительное рассматривание элементов букв, сравнивание их с элементами аналогичной печатной буквы. Несомненно, что все эти приёмы очень важны при первоначальном обучении письму букв, однако они не всегда дают то качество письма, которое необходимо получить ученикам, при обучении.

За свои 32 года педагогической деятельности в школе, я встретилась с разными методиками обучения каллиграфии, вариантами письма отдельных букв русского алфавита и их соединениями. Изучив традиционные и авторские методы, способы и приёмы формирования каллиграфического навыка, и  рассмотрев методику преподавания письма, с момента становления государства СССР до нынешнего времени (авторы А.А. Мухлынина, В.Г. Горецкий, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова , О.В. Узорова,  Л.Я. Желтоновская, Е.Н. Потапова, В.А. Илюхина, Н.В. Нечаева), я пришла к выводу, что уроки письма не должны вызывать у детей отрицательных эмоций. Учитель должен работать творчески, вызывать интерес на каждом этапе урока, мне удалось найти свой индивидуальный подход в обучении детей каллиграфии 6-7 лет. Не изменяя правила начертания букв, я изменила некоторые виды соединения их в словах, благодаря этому, у детей улучшился почерк, и не потерялась идея скорописи в использовании при письме шариковой ручки.

В свое время мне была интересна методика обучения письму В.А. Илюхиной «Письмо с секретом». Её авторский подход к успешному и уверенному овладению навыками графического и каллиграфического письма интересен, но мне показался сложным при объяснении его детям.

В 1999 году мне представилась возможность обучать детей первого класса по программе «2100», где рекомендовано писать элементы букв и сами буквы сразу в широкой строке. Этот приём обучения письму мне не понравился вообще, так как детям приходилось самостоятельно искать середину строки и отмечать её точками. В этом классе был самый «некрасивый» почерк у детей в моей педагогической практике. Позже, во 2 и 3 классе мне приходилось исправлять почерк обучающихся, отрывая время от урока  русского языка или оставляя детей по окончании занятий на дополнительные занятия, направленные на отработку каллиграфии.

С педагогическим опытом, я выработала свою методику обучения детей «красивому» и «беглому» письму, путём соблюдения правила «середины».  Моя задача как педагога состоит в том, чтобы научить ребят писать с наименьшими трудностями.

По моей методике обучения каллиграфии уходит необходимость часто дублировать похожие элементы, увеличивая тем самым их количество, но не получая «красивого» начертания букв. Для меня, как для учителя начальной школы, очень важно не усложнять процесс овладения письмом, а научить детей простому начертанию букв, ведущего к каллиграфическому почерку.

 

Особенности метода  «Правила середины»

1. Чтобы упростить понятие рабочей и нерабочей строки в сознании ребенка 6-7 лет, я ввожу понятие «узкая строка» и «широкая строка». Считаю неверным называть узкую строчку «рабочей строкой», поскольку много элементов букв прописывается в широких строчках и дети не понимают, почему широкая строка не является рабочей, ведь в ней тоже пишут.

2. На следующем этапе знакомства с тетрадью я рассказываю детям о том, что нам надо учиться находить середину каждой строки, как «узкой», так и «широкой». Дети учатся определять середину двух видов строк, и охотно расставляют в них точки.

3. Обучая детей письму прямых  наклонных линий, выходящих за границы узкой строки как вверх, так и вниз, я прошу детей доводить линию до середины широкой строки.

4. В дальнейшем учащиеся узнают, что все заглавные буквы, кроме буквы Я, пишутся от середины широкой строки вниз. Методику письма заглавных букв снизу вверх я заимствовала из прописей 1935года (автор А.И. Воскресенский), когда ученики учились писать в тетрадях пером с помощью чернил. Мне очень нравится такое красивое эстетичное начертание букв.

5. Элементы строчных букв (в, б) доводим  до середины широкой строки вверх, а элементы строчных букв (р, у, д, ф, з) доводим до середины широкой строки вниз. Так детям легче будет ориентироваться на письме.

6. Дальше дети знакомятся с написанием элемента овал и полуовал. Строчные буквы (о, а, б, д, ф,) пишутся с элементом овал. Начинаем писать эти буквы из середины строки: вниз-вверх-вниз, постепенно уводя линию на начертание другого элемента буквы не отрывая руки. Исключение – строчная  буква (в), ведь её письмо не начинается с овала. Хотя она тоже имеет начало в середине узкой строки, которая затем идет вверх до середины широкой строки, уходя на петлю.

7. Строчные буквы (е, ё, ж, з, с, х, г, э) пишем из середины узкой строки. Внутренние элементы буквы (ж) пишем тоже по правилу «середины»: из середины полуовала линию ведем вверх-вниз-вверх до середины узкой строки.

8. Внимательно относимся к написанию букв » (и, й, п, р, т, у, ш, щ, н, ы, к, м, л, я) Ведь эти строчные буквы в своем составе имеют элемент «палочка с закруглением внизу», «крючок», которые тоже надо начинать писать из середины узкой  строки или до середины её.

         9. Строчные буквы (ю, н) имеет в своем составе небольшую линию «перекладинка», берущую начало в середине элемента «прямая наклонная линия». У  строчной буквы (к) второй элемент «усик» тоже пишем из середины прямой наклонной палочки.

10. В строчных буквах (ь, ы, ъ) есть небольшой  овал, который надо писать до середины узкой строки. И здесь мне нравится методика письма этих букв  у Н.В. Нечаевой, по программе развивающего обучения по Л.В.  Занкову.

11. После того, как дети научились правильно воспроизводить из отдельных элементов буквы, я учу соединять их в слова, используя методику Н.В. Нечаевой, где нет верхнего соединения букв (о) с другими буквами. Да, красиво получается у детей с развитой моторикой руки писать небольшую петельку вверху буквы (о) для соединения с другими буквами. Но! Таких детей в современном мире становится всё меньше. Их почерк превращается в каракули с таким соединением при скорописи. Поэтому я показываю, как «дружат буквы», как нужно их соединять. Я использую в письме два вида соединения: вернее и нижнее.

А) Нижнее соединение для строчных букв (я, л, м, о, а, б, д)

Б) Верхнее соединение для строчных букв (в, г, ж, з, и, й, к, н, п, р, с, т, у, х, ч, ш, щ, ь, ъ, ы, ю э)

Дифференцированный подход в обучении письму

Хочется также отметить, что при индивидуальной работе в обучении письму младших школьников, мной используется дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

А) «Леворукие» дети при начертании букв часто путают траекторию движений, пишут буквы в обратном направлении, поэтому образцы должны иметь стрелки, которые бы показывали начало и дальнейшую траекторию движения при написании буквы.

        

Б) Для детей, которые сильно сжимают ручку (а это вызывает значительное перенапряжение руки), может практиковаться предварительная работа на не разлинованном листе, где ребенок без ограничительных линий свободно пишет буквы или их элементы.

В) Дети, которые неправильно соотносят и воспроизводят отдельные элементы букв, пишут буквы в специальную разлиновку (косая линейка). Такая разлиновка поможет им проконтролировать свои действия при написании элементов букв.

Г) С детьми, у которых обнаруживается высокая степень неустойчивости внимания, провожу предварительную работу, вызывающую у них интерес. До начала письма буквы или её элементов обвожу в тетради трафарет животного или фрукта, в который записываю целую букву или её элементы.

Такой подход к обучению письму позволяет выработать у детей навыки добросовестного труда, поскольку рассчитан на каждого ученика, его возможности и способности. В результате работы по выработанной мной методике, представленной вашему вниманию, почерк детей в классе «красив» и понятен для прочтения.

Какой хочется сделать вывод…

Используя свою методику обучения письму «Правило середины», я взяла лучшее из практики каллиграфии 50-х 60-х годов, когда писали пером. Применяя правило соединения элементов строчных букв из опыта Нечаевой, получаю  красивое ровное написание слов в детских тетрадях; не отказалась я и от способа безотрывного письма, который всё же имеет свои плюсы и ведёт к скорописи, необходимой для письма в старшей школе, СУЗах, ВУЗах.

Осуществляя в своей профессиональной деятельности дифференцированное обучение на уроках письма, получаю возможность оказать детям посильную помощь в искоренении их ошибок, при которой ученики начинают писать правильно и красиво.

В работе использую фразу: «Напиши красиво элементы буквы, и ты получишь красивое слово. Напишешь красивое слово, и у тебя родится красиво написанное предложение. Напишешь красивое предложение, и у тебя будет красивый текст»

А ведь всё начинается с правил, которые не зря придумали, и которые надо соблюдать, если хочешь добиться успеха.

Каллиграфия начинается с правил!

Учитель начальных классов:

 Братчикова Мария Михайловна,

 МБОУ гимназия №5 ,

г.Екатеринбург

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...

Авторские методики лечения заикания

Чаще всего авторами таких методик становятся люди, которым своими силами удалось избавиться от дефекта речи. Они годами прорабатывают специальные программы, совершенствуют упражнения, которые помогли ...

Внеурочное занятие с детьми начальных классов по английскому языку с использованием авторской методики

Данная методика является авторским упражнением с детьми, написанном на английском языке. Её можно применять в качестве внеурочного занятия с детьми начальных классов. Название упражнения "I have the e...

Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.

Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу.   А так...

Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе.

     Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе:Система Занкова.Система Эльконина-Давыдова.Вальдорфская система.Система Ховарда....

Авторская адаптированная методика обучения чтения детей с ЗПР.

Данная методика предназначена работы с младшими школьниками  с ЗПР, у которых наблюдаются трудности в обучении чтения....