ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеразвивающая ПРОГРАММА «Веселая грамматика»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Слепова Ольга Ивановна

Представлена дополнительная общеразвивающая программа по русскому языку для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_grammatika.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение   к основной образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 5    от

« 14 » 05.2018 г.

Согласовано:

 Зам.дир. по УР

__________________________

 «30» августа   2018г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30 августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

____________  Т.В. Бачинина              Приказ № 336 от  30 августа 2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеразвивающая  ПРОГРАММА  

«Веселая грамматика»

(наименование учебного предмета)

Начальное общее образование , 2 класс

(уровень образования)

2018 – 2019 учебный год

(срок реализации программы)

Слепова Ольга Ивановна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

  1. Пояснительная записка

               Программа «Веселая грамматика» предназначена для обучающихся третьего класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

         

        Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного - санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа “Веселая грамматика”, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Главной целью программы является: на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Занятия по данной программе позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается

на следующих принципах:

∙ занимательность;

∙ научность;

∙ сознательность и активность;

∙ наглядность;

∙ доступность;

∙ связь теории с практикой;

∙ индивидуальный подход к учащимся.

Сроки реализации программы Программа реализуется в течение 5 месяцев. Общее количество учебных часов – 20.

Формы и режим занятий 

•        продолжительность занятий - 45 минут;

•        форма проведения занятий – групповая.

  1. Общая характеристика программы

    Основные положения программы: данная программа  носит развивающий характер; не допускает дублирования программы по русскому языку для  второго класса; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности.

    Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Формы проведения занятий:

∙ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

∙ анализ и просмотр текстов;

∙ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с

разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в

занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

∙ игровая;

∙ теоретическая;

∙ практическая.

Основные методы и технологии:

∙ технология разноуровневого обучения;

∙ развивающее обучение;

∙ технология обучения в сотрудничестве;

∙ коммуникативная технология

  1. Место занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 5 месяцев обучения и составляет 20 занятий.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Результаты

Формируемые  умения

Личностные

     

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • - широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
  • -  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • - способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

     Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные

регулятивные

   

Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- работать по предложенному учителем плану.

     Обучающийся получит возможность:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

познавательные

   

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- пользоваться словарями, справочниками;

- пересказывать небольшие тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации;

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

-классификация по заданным критериям;

-установление аналогий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение рассуждения;

-обобщение.

коммуникативные

 

 Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнеров;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Обучающийся получит возможность научиться:

-слушать собеседника;

-определять общую цель и пути ее достижения;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные

Учащийся  научится:

  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения, в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но.частицу не при глаголах;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

•        выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению:
  • формулировать собственное мнение и позицию;

Учащийся получит возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Наша речь

1

Звуки и буквы

8

Части речи

11

Итого:

  1. часов

Наша речь (1 ч)

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Звуки и буквы (8 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква  «и краткое». Слова  с удвоенными согласными.  Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (52 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных.  Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Предлоги.

6. Календарно- тематическое планирование занятий

Тема занятия

1.

И в шутку и в серьез. Наши проекты.

2.

Слова с удвоенными согласными.

3.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

4.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

5.

Правописание слов с парными согласными.

6.

Разделительный мягкий знак. Перенос  слов с разделительным мягким знаком.

7.

Части речи.

8.

Что такое имя существительное?

9.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

10.

Собственные и нарицательные имена существительные.

11.

Заглавная буква в именах существительных.

12.

Деление слов на слоги. Ударение. Перенос слов.

13.

Части речи. Имя существительное.

14.

Части речи. Имя прилагательное.

15.

Части речи. Глагол.

16.

Местоимения. Роль местоимений в речи.

17.

Повторение. Звуки и буквы.

18.

Повторение. Части речи.

19.

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

20.

Повторение. Парные согласные.

  1. Материально-техническое обеспечение

Учебное и методическое пособия

1.Барковская Н.Ф. Комплексный тренажер.

2. Грачева И.В. Тематические задания по русскому языку.

3. Климанова Рабочие тетради по русскому языку.

4. Назаренко Отрывные карточки по русскому языку.

5. Соловейчик М.С.  К тайнам нашего языка. Тетрадь-задачник к учебнику русского языка.

6. Узорова О.в. справочное пособие по русскому языку.

7. Шклярова Т.В. Найди ошибку.

8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву»

9.Жиренко О. Е. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности:

10. Волина В. В. Веселая грамматика.

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер.

4. Мультимедийная установка.

5. Аудиоцентр.

Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский.
  3. Шкафы для хранения учебников, полки для книг, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"

 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...

Веселая грамматика

внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2 класса...

Презентация "Веселая грамматика" Конспект урока "Словесные задачи"

Презентация состоит из словесных задач- шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы.Дается характериста данных словесных задач. Может использована как на уроках русского языка, как словарная работа, так ...

КВН "Веселая грамматика" по русскому языку среди начальных классов

В современной начальной школе особо остро встает вопрос формирования устойчивого интереса к русскому языку.Игра является благодатной почвой для пробуждения интереса, любознательности, творческого мышл...

Наша внеурочная деятельность: Театральный кружок "Веселые Петрушки", Занимательная математика, "Веселая грамматика", "Белая ладья",

Внеурочная деятельность по театральному кружку "Веселые Петрушки" успешно функционирует уже 4 год, и является победителями республиканских фестивалей со сохранению снежного барса. Воспитанники кружков...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая грамматика"

Рабочая программа социально - педагогической направленности "Веселая грамматика" для 3 класса....