Заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_1_klass_rya_b.b._v_imenah_sobstv.docx53.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления

Тема: "Заглавная буква в словах"

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный  момент.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

 - Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка

Эмоциональный настрой

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Хоровое проговаривание стихотворения обучающихся  вместе с учителем. Ученики садятся на свои места.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.






  1. Минутка чистописания

Отгадайте :

Кто один имеет рог? 
Ну, конечно…

- Выделите первый звук в этом слове. - Какой буквой мы обозначаем его на письме? 

- Сейчас мы запишем эту букву.

- Обратите внимание на наклон и прямых линий, на соединение букв.

 - Спишите со слайда эти буквы:
Нн Нн Нн 

- Прочитайте слова:
носорог налим Никита Нева 

- Что обозначают эти слова?

- Спишите слова

-Носорог

- [н]

- н (эн)

- Мы тетрадку открываем,

про наклон не забываем (хором)

Дети записывают буквы «Нн» и слова в тетрадь

Хоровое чтение слов со слайда

Дети раскрывают смысл данных слов

Запись слов в тетрадь

-Что необычного вы заметили при написании слов?

- Почему их пишут с заглавной буквы?

- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

 

- Проверим наш вывод с. 122.

- Некоторые слова записаны с большой буквы

- Это название реки и имя мальчика 

- С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, названия городов, рек, стран…и т.д.

Имена  собственные пишутся с заглавной буквы.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Разгадаем ребусы, они подскажут тему урока:

http://festival.1september.ru/articles/627496/img2.jpg

(Вася, Надя, Юля, Вова)

- Как одним словом назвать слова, которые разгадали?

-Назовите тему урока

- Что надо  знать, чтобы правильно писать имена собственные?

- Что надо  уметь?

- Имена

«Правописание заглавной буквы в именах собственных» (На слайде)

- Правило написания заглавной буквы в именах собственных

- Уметь применять правило при написании имен собственных.

III. Изучение новых знаний и способов деятельности      

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

– Послушайте отрывок из стихотворения З. Александровой.

Восемь Тань.

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: “Таня, встань!”

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

– Как же можно различить этих девочек? (По фамилии.)

– Каким образом человек получает фамилию?

- Слово “фамилия” значит семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии: Гончаров, Конюхов.

– Что еще есть у человека?

– Фамилия человеку переходит от родителей, обозначает его принадлежность к определенной семье.

- Отчество

 

- Работаем в парах по упр. 1 с. 122. - - Каждая пара делает вывод по проделанной работе.

- Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов

Самостоятельная работа в парах

- В имена собственные нужно вставить большую букву, а во все остальные – маленькую

 (дальше ученики составляют словосочетания из данных в упражнении слов и зачитывают по одному).

IV. Первичная проверка понимания изученного

Письмо под диктовку.

- В селе Петровка новая школа. Там  учатся Вера и Андрей. Дома ребят ждёт собака Дружок.

- Какие слова написали с большой буквы?

- Почему?

Письмо текста под диктовку

Рассказ правила

V. Закрепление изученного

- Прочитайте.

– Что заметили?

  1.  Коля Зайцев ловит зайцев.
  2. У Розы в руках розы.
  3. Наша Поля вернулась с поля.

– Почему одно и то же слово написано то с большой буквы, то с маленькой?

– Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии?

Чтение по одному предложению хорошо читающими обучающимися

- Зайцев, Роза, Поля – это имена … (собственные)

- Имена собственные пишутся с …. буквы.

Задание из учебника!!!

VII. Подведение итогов учебного занятия

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Рефлексия

“Проверь себя”

  1. Что интересного ты узнал(а), изучая тему “Заглавная буква в словах”?

2. Приведите примеры слов, которые ты будешь писать с заглавной буквы.

3. Найди среди слов лишнее: Алексей, Минск, Петрова, город, Пушок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"

Урок русского языка. 2 класс. "Школа России".  Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...