«Перенос слов»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Иванова Марина Юрьевна

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Перенос слов»21.75 КБ
Файл «Перенос слов»1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 1 классе.

Тема: «Перенос слов»

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

Планируемые результаты

Личностные: проявление интереса к предмету, умение действовать по предложенному алгоритму, умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников, умение работать самостоятельно.

Предметные: делить слова на части для переноса; оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения); каллиграфически правильно писать;

учебно-языковые умения: делить слова на слоги, ставить ударение;

речевые умения: составлять предложения из слов; правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- ориентироваться в учебнике, в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Регулятивные умения:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

План урока:

I. Психологический настрой (формирование коммуникативных, личностных УУД)

II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

III. Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

IV. Физкультминутка.

V. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)

VI. Рефлексия (формирование личностных УУД)

ХОД УРОКА

I Психологический настрой на урок

-Ребята! К нам на урок русского языка пришли гости. Поздороваемся с ними.

Садитесь.

-Надеюсь, что у вас замечательное настроение и урок пройдёт интересно. Желаю не огорчаться, даже если не всё получается. Будем исправлять ошибки, и продолжать заниматься с хорошим настроением.

Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга.

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится (улыбка)

-Подарим друг другу улыбку!.

-Посмотрите, кто пришёл к нам на урок! (слайд 1)

-Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся к новым открытиям!

Наша программа действий.

Девиз урока для каждого из вас: (слайд 2)

Наблюдаю -замечаю-размышляю-делаю выводы.

II Актуализация и проверка опорных знаний 

1. Пальчиковая гимнастика.

Лунтик прилетел на Землю тоже учиться читать и писать. И сейчас вместе с вами он выполнит пальчиковую гимнастику.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Проверьте посадку по образцу на плакате « Сиди правильно»

-Ребята, какое время года наступило? (Весна) ( слайд 3)

-Сколько звуков в этом слове?

-Назовите 1-ый звук в этом слове.

-Понаблюдайте, как произносится звук [в], поразмышляйте , сделайте вывод:

какой это звук?

-Какой буквой на письме обозначается этот звук? (слайд 4)

Вместе с Лунтиком повторим написание этой буквы (заглавная и строчная).

-Составьте слоги-слияния и запишите их ( ва, во, ву, вы, ви ,  ве, вя, вю )

-Запишите название времени года - весна. Какое соединение букв мы будем использовать?  (верхнее и среднее).

 2.Словарная работа (слайд 5)

Лунтик вместе со своими друзьями учиться писать слова-названия предметов.

-Давайте поможем им. (слайд 6)

-Прочитайте слова:

в…рона     в…р…бей    л…сица

-Подумайте и скажите, что обозначают эти слова (предметы)

-Какое слово лишнее?

-При помощи веера покажите букву, которую вставите в слово: ворона (о), воробей (о), лисица (и). Проверка (слайд 7)

-Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек: если вы не допустили ни одной ошибки, то поднимите жёлтый смайлик. Если допустили 1-2 ошибки, то зелёный, если вы неверно выполнили всё задание – красный.

Запишите слова.

-Какие буквы мы вставили? (о, и)

-Какие звуки  они обозначают ? (гласные).

-Что мы знаем о гласных звуках?

-Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь памяткой.

-Как определить сколько в слове слогов?

-Возьмите красный карандаш под гласными буквами поставьте точки.

-Разделите слова на слоги вертикальной чертой.

Во-ро-на      во-ро-бей      ли-си-ца

Самопроверка  (слайд 8) . Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.

III Изучение нового материала .Самоопределение к деятельности

1. Постановка проблемного вопроса (слайд 9)

Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое - вы сами узнаете, если составите его из слов, записанных на карточках, начиная со слова  «По».

Работа в парах

На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение.

Плывут, небу, синему, по, облака.

-Какое предложение у вас получилось? Проверка. Оценка учителя работы групп (слайд 10)

По синему небу плывут облака.

Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе (слайд 12)

-Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть? (слайд 13)

-Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)

-А как вы думаете переносить слова нужно по правилу или так, как хочется?

-Да, переносить нужно по правилам.

-Подумайте, какая тема нашего урока?

-Тема нашего урока «Перенос слов»  (слайд 14)

-Порассуждайте и скажите: какие цели мы поставим? Чему будем учиться?        (слайд 15).

-Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.

-Кто может сделать вывод о том, как переносить слова?

-Правильно, слова нужно переносить по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова (слайд 16)

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

2.Работа в группах.

А теперь поможем Лунтику дописать предложение.

- Для этого вы сейчас обсудите в группах как перенести слово облака. Возьмите ножницы и покажите, как можно это сделать.

Слушаем результаты работы групп.

Проверка по слайду (слайд 17)

Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой.( слайд 18) 

IV Физкультминутка

-Мы помогли Лунтику. А сейчас пора отдохнуть. Проведём физкультминутку.

V Применение новых знаний

1. Упражнения на закрепление правила переноса.

Откройте учебники на стр. 37 и прочитаем правило переноса слов.

- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов (слайд 19).

Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям.  Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.

Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото.

- На доске слова. Их нужно разделить на части, чтобы хватило на каждую кочку.

Слово пень не делится на части (слайд 20)

- Лунтик перебрался через болото, увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии. 

- Что рассказал Лунтик Кузе?

Вывод: слово из одного слога не переносится (слайд 21).

- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.

(Учитель показывает на доске)

 2.Индивидуальное дифференцированное задание (слайд 22).

Божья коровка Мила решила потренировать своих друзей, чтобы они больше никогда не ошибались.

-Давайте, мы выполним эти задания вместе с Кузей и Лунтиком. 

1 вариант

-Выберите и запишите слова, которые нельзя разделить для переноса.

2 вариант

-Выберите слова, которые можно разделить для переноса. Разделите чёрточкой  (слайд 23)

VI Рефлексия (слайд 24)

-Какое новое открытие сделали?

-Как нужно переносить слова с одной строки на другую?

-Кому было трудно выполнять задание?

А кто легко справился с заданием?

- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

-Оцените себя, свою работу на уроке при помощи смайликов.

VII Подведение итогов урока (слайд 25)

 - Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девиз урока: « Наблюдаю ,замечаю, размышляю, делаю выводы.»

Слайд 5

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 6

В . РОНА В . Р . БЕЙ Л . СИЦА

Слайд 7

В О РОНА В О Р О БЕЙ Л И СИЦА

Слайд 8

В о рона в о р о бей л и сица

Слайд 10

ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА

Слайд 11

ПО СИНЕМУ НЕБУ ПЛЫВУТ ОБЛАКА.

Слайд 12

По синему небу плывут об

Слайд 14

ПЕРЕНОС СЛОВ Тема урока:

Слайд 15

Цель урока: 1. Узнаем правила переноса. 2. Будем учиться применять новые знания при письме.

Слайд 16

Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам . 1 правило: Слово переносится по слогам.

Слайд 17

О Б Л А К А О Б - Л А К А О БЛ А - К А

Слайд 18

По синему небу плывут об- лака.

Слайд 20

Разделить слова для переноса РУЧЕЙ БОЛОТО ПЕНЬ

Слайд 21

Если в слове один слог, Не дели его, дружок! 2 правило: Слова из одного слога не переносятся.

Слайд 22

1 вариант Нельзя разделить : СЛОН ЛЕНЬ 2 вариант Можно разделить : ВОДА ЛАПКА

Слайд 23

Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов?

Слайд 24

На уроке я узнал … На уроке я научился … Самым трудным на уроке было … РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...