Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Береговая Елена Ивановна

Разработка урока по русскому языку для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однозначные и многозначные слова

Цель: Создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения.

Задачи: 1. Уточнить понятие многозначные слова. Знакомство с многозначными словами.

2. Развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.

3. Создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре.

Метапредметные результаты

Личностные УУД:

-формировать положительное  отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 -планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать правильно  выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, схеме, используя свой жизненный опыт;

 - способность понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками

ПредметныеУУД:

-уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- содействовать развитию умения составлять предложение

Технологии обучения:

  • Технология критического мышления
  • Здоровьесберегающие технологии

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I.Орг.мом.

- Сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их.    

       

Приветствие

II.Актуализация знаний

1.Минутка чистописания

2. Словарная работа

3.Определение темы урока, целеполагание

-Отрабатываем соединения

До до ор ог га

- Какие единицы речи написали?

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

1. - Если убрать лишние буквы, то получится слово. Какое?

- Какое лексическое значение этого слова, т.е., что мы понимаем, когда употребляется это слово?

- Послушайте стих. Всев.Викт.Остена. О каких значениях в нем говорится?

- В каких значениях употреблено слово дорога?

 Шлях – степная дорога

- Значит, у этого слова несколько, т.е. много значений. В Толковом словаре

1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы.
2. Место для прохода, проезда. Проложить себе дорогу сквозь лесные заросли.
3. Передвижение; путешествие, поездка. Утомительная дорога.
4. Направление деятельности, путь развития

- Запишем это слово. Это словарное слово. Его написание надо запомнить. Повторим еще другие словарные слова.

2.- Теперь я скажу лексическое значение, а вы определите слово.

форма приветствия при встрече  (здравствуйте)

Группа людей, объединенная общими интересами и взглядами. Или это же слово группа учеников в школе. Или комната, где проходят учебные занятия (класс). В словаре Ушакова 12 значений этого слова.

3. – Есть еще слоги, составьте из них слова

ло па та я го да яб ко

- Зачем нам умение делить слова на слоги?

– Мы сейчас говорили о значениях слов, нам встретились слова, у которых одно значение и слова с несколькими значениями. Потому что тема сегодняшнего урока « Однозначные и многозначные слова».

Будем учиться определять многозначное или однозначное слово и употреблять такие слова в речи.

Записывают дату, вид работы

Слоги

дорога

Читает ученик из учебника упр.60

Записывают слово. Обозначают ударение, букву для запоминания и делят на слоги.

Лопата, ягода, яблоко

Чтобы правильно переносить

III.Обобщение и систематизация знаний

- Начинаем разбираться. Что такое лексическое значение слова?

- Сколько будет значений у однозначных слов?

Это в наших словах какие слова?

- Сколько значений у многозначных слов?

Какие это слова?

1.– Итак, Однозначные и многозначные слова. Рассмотрим схему в упр.59, с.48. Слова бывают… Однозначные имеют…, а многозначные…

- Как бы вы дали объяснение, что такое однозначные слова? Многозначные?

– Это то, что обозначает слово.

(лопата, здравствуйте, яблоко…)

(дорога, класс)

Однозначные – это слова, у которых одно лекс.значение. Многозначные – с несколькими.

V.Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Упр.58. Прочитайте от 1 до 6, рассмотрите картинки.

-Что на 1 рисунке? На 2-ом? Какие? Значит, это слово многозначное? И т.д.

– Составьте предложение со словом шляпка. Как мы понимаем, в каком значении выступает слово?

Запишем составленное предложение

- Составьте предложение со словом иглы. 1 ряд – швейные иглы, 2 ряд – сосновые, 3 ряд – у ежа. Запишите свое предложение.

- У кого какие предложения получились?

 – Какие еще многозначные слова знаете? В нашем языке много таких слов.

Читают, смотрят.

Отвечают на вопросы

(Из контекста, из других слов в предложении)

( Из-под листьев выглядывают шляпки грибов)

IV. Физ.минутка

Организует физ.упражнение уч-ся.

- Если многозначное – руки наверх, если однозначное – приседаем

 Звезда, игла, кисти, ножка, ручка, нос, дорога, класс, хвост, земля, крыло, язык, кран, лук.

Береза, линейка, тетрадь, цветок, лампа, шкаф, рубашка, мел.

Выполняют действия

1– Как человек может узнать, многозначное слово или нет? По Толковому словарю. Есть толковый словарь для школьников, есть в нескольких книгах, томах. В нашем учебнике тоже есть небольшой толковый словарь. Стр.138. Откройте. Найдите слова многозначные. Прочитайте их значение.

2.Работа в паре. Распределить слова на 2 группы – однозначные слова и многозначные слова. Над словами однозначными написать 1, над многозначными – 2. ( колокольчик, кисть, очки, заяц, книга, здоровье, ключ, сумка)

3.Проверка по слайду

Читают многозначные слова

Работают по заданию в паре

VII.Рефлексия

- Какая тема урока была? Чему учились? Какие слова однозначные? Многозначные?

- Задание на листе, заполните схему

VI.Д/з

Из Толкового словаря выписать несколько многозначных слов        

            Слова

Однозначные                                   Многозначные

Имеют ____ лексическое          Имеют _________ лексических значений

Значение

 Например,________                        Например, _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...