Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка в начальной школе"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Паламарчук Светлана Петровна

Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересует всех тех, кто работает в системе над развитием у учищихся лингвистической грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nach.shkola_statya_lingvisticheskaya_razminka.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая разминка

как структурный компонент урока русского языка в начальной школе

Одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать учителю – это мотивация ученика. Особенно важно это для учащихся начальной школы. Цель, мотив, эмоциональная заинтересованность к обучению, способность испытывать положительные эмоции от самого процесса получения знаний - все эти составляющие сложного понятия «мотивация» постоянно находятся в поле зрения каждого учителя.

        Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет был не только важен и нужен, но и интересен ученику, тогда и сам предмет будет усваиваться качественнее. Когда речь идет о русском языке, то интерес к этому предмету постегивается тем, что практически каждому школьнику понятно, что для того, чтобы грамотно писать и говорить, необходимо смириться и монотонно заучивать правила, решать надоедливые упражнения и выполнять работу над ошибками. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы появился искренний интерес к русскому языку; появился подлинный интерес к тому, как и почему что-то происходит в языке, на котором учащийся думает и разговаривает?

        С этой целью было предложено каждый урок русского языка со 2 по 4 классы начинать с небольшой пяти-шестиминутной лингвистической разминки. Почему именно лингвистическая? Потому что, во-первых,  лингвистика как наука формирует языковое мышление ученика, которое ему необходимо не только для изучения родного языка, но и может стать хорошей базой при изучении школьником других языков мира. Выработка единых подходов к изучению разных языков способствует более глубокому проникновению в суть языковых явлений. Лингвистические задачи в начале урока являются практически единственной возможностью познакомить учащихся с азами науки «языкознание». Задача учителя-языковеда – заинтриговать ученика, заставить «открыть» новое слово. Во-вторых, языковые задания несложно увязать с материалом текущего урока. Занимательность не отвлекают, а наоборот направляют на изучение конкретной темы урока. В-третьих, эти разминки можно использовать и с целью укрепления межпредметных связей. Это помогает развивать у ученика наблюдательность, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В-четвертых, ответы на поставленные учителем задачи могут быть представлены в форме кратких сообщений (работа на уроке по кальке, домашнее задание и др.)

        Итак, исходя из вышеизложенного приходит понимание, что именно лингвистический компонент должен стать объединяющим началом для всего образовательного процесса в школе, при условии, что эти разминки возьмут  в работу и другие учителя-предметники, которые преподают в старших классах. Введение этого элемента урока как общего для большинства предметов будет способствовать формированию лингвистической компетенции – одной из наиболее значимых в наше время.

        Остаются вопрос: в какой форме может проходить лингвистическая разминка? Предлагаются несколько примеров. Заданиям даны произвольные названия, поэтому в работе возможно их заменить на самостоятельно придуманные варианты.

  1. «Отгадай слово» (учащимся предлагается отгадать слово, учитывая его фонетические, морфологические, синтаксические признаки).
  2. «Этот лишний» (в качестве проверки понимания изученного на прошлом уроке предлагается убрать «лишнее» слово, объяснив причину выбора; как правило критерии отбора не задаются).
  3. «Бумеранг» (учащимся предлагается разминка в форме бытрого вопроса и быстрого ответа).
  4. «Конструктор» (учащимся предлагается собрать слово по отрывкам из истории создания слова, изменениям, которые происходили с этим словом в языке).
  5. «Шутки-загадки» (учащимся начальной школы задаются шутливые вопросы, которые создают творческую и одновременно рабочую обстановку).
  6. «Найди ошибку» (учащимся предлагается предложение(я), в которых допущены орфоэпические, грамматические, стилистические или синтаксические ошибки; во время отработки найденных ошибок идет работа по нормативной речи учащихся).
  7. «Информация к раздумью» (учащимся предлагается заранее самостоятельно подготовить лингвистическую разминку, в которой они могут рассказать об истории слова, фразеологизма, истории какого-либо названия).
  8. «Встать, суд идет» (учащимся после изучения материала предлагается обсудить «выдвинутое обвинение» над любой орфограммой, пунктограммой, частью речи).
  9. «Кроссворды и чайнворды» (учащиеся решают предложенные задачи целиком или частично; разгадки должны быть посвящены определенному грамматическому правилу).
  10.  «Главный редактор» (учащимся предлагается не только исправить стилистические ошибки, но и продолжить двумя-тремя предложениями текст; можно предложить две готовых концовки текста или конкретного предложения, задача ученика – выбрать нужную концовку).

Теперь необходимо оценить проделанную работу. Главная цель оценки – стимулировать познание. Поэтому получить оценку «хорошо» или «отлично» в самом начале урока – это хороший стимул для активной работы на весь урок. Если задания были не очень сложные и учитель не готов выставить оценку за ответ ученика, то возможно использование системы накопительных баллов. Отсутствие страха получить плохую оценку – безусловный плюс лингвистических разминок.

        Остается лишь добавить, что задания, которые задает учитель, не должны быть очень сложными, они должны быть посильны учащимся, соответствовать их возрасту и уровню подготовки.

        Рассмотрев разные формы лингвистических разминок, которые безусловно способствуют мотивации к изучению предмета, выражаем уверенность, что такой вид работы станет неотъемлемой частью творческого процесса учителя во время проведения не только уроков русского языка в начальной школе, но и после перехода детей в среднюю и старшую школы.

Статью составил учитель начальных классов Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучская школа № 2». Май 2020 года.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...