Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рыбченко Надежда Дмитриевна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

· приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

· приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

· приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,

· постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

· приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

· приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2020 г. №______

_______________________________________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

РУССКИЙ ЯЗЫК

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1-а класс

на 2020/2021 учебный год

Составитель: Рыбченко Н.Д.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного обучения

Протокол от «___» _____________2020 г. №____

Руководитель МО надомного обучения

_______________________Таранова А.В.

Методическим советом

Протокол от «___» ___________2020 г. №____

Председатель методического совета

_____________________________ Е.Ю. Рожина


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
  • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Цели и задачи образования

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Целью уроков русского языка в младших классах является: создание условий, для расширения речевой базы обучающихся, для подготовки их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в младших классах, формирование умений пользоваться им в речи.

Основные задачи: 

  • обогащать представления об окружающей действительности для овладения языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;  
  • создавать условия для овладения различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • формировать основы навыков полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развивать навыки устной коммуникации;
  • формировать положительные нравственные качества и свойства личности.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • обогащение словаря;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже

элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • развитие познавательной деятельности
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык носит практическую и коррекционную направленность. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно – практический и развивающий характер. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. При обучении происходит   развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. В большей степени уделяется внимание развитию коммуникативной, языковой, культуроведческой, информационной компетенциям.  Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

Добукварный период. Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
  • привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование азбуки и других игровых технологий.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко - буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Образовательная область: язык и речевая практика

Предмет «Русский язык». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год.

Планируемые результаты

Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.

Личностные:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные:

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из данных слов;
  • составлять предложения по схеме;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

Уровни овладения предметными результатами

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • списывание печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текст (10-15 слов);
  • дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий) с помощью учителя; составление предложений, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); выделение темы текста (о чем идет речь) с помощью учителя;
  • самостоятельная запись 1-2 предложений из составленного текста после его анализа.
  • деление слов на слоги;
  • списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием с помощью учителя;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-3 слова);
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия с помощью учителя;
  • составление предложений по серии сюжетных картинок с помощью учителя.

Содержание учебного предмета

1 класс

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три - без ошибок повтори: дом - дым, удочка - уточка, бабушка - бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем - из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, СА - за, да - та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе - два Егорки, потом - три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] - [н], [б] - [п], [д] - [т], [с] - [з], [с] - [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2-3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху - внизу, справа - слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка - три треугольника, дом - треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике - цвету, форме или величине.


Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива, полуовал - месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (письмо)

1-й этап

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.

Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма - на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Составление и запись предложений из 1-2 слов.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.

Запись под диктовку букв и слогов.

2-й этап

Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.

Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.

Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).

Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь.

Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап

Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.

Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.

Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.

Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.

Контрольное списывание.

Тематическое планирование

Раздел и темы

учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. Добукварный период

  • Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа (слово, предложение, слог (часть слова), звук).
  • Развитие зрительного и пространственного восприятия.
  • Развитие моторных умений.

25 ч

Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебная деятельности:

-работа с учебником;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

Поурочный устный контроль - устный опрос; работа по карточкам.

  • Поурочный письменный контроль – работа по карточкам, словарный диктант, выполнение письменного упражнения, самостоятельная работа.

Периодический (тематический) контроль - контрольная работа.

Промежуточный контроль – административная контрольная работа (диктант, списывание).

Раздел 2. Букварный период

1 этап.

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.

2 этап.

Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

3 этап.

Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

74 ч

Формы занятий:

-

-индивидуальная.

Виды учебная деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

Итого

99 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Учебные пособия:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
  • Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова.  – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с.
  • Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно-практическое оборудование:

  • касса букв и слогов;
  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
  • наборы предметных и сюжетных картинок;
  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
  • слоговые таблицы;
  • дидактические игры;
  • образца написания букв;
  • мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
  • конструктор.

Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.

На конец учебного года административный контроль. Где усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.


Контроль и учет предметных достижений обучающихся

№ п/п

№ урока

Дата проведения

Контрольно-оценочная деятельность

план

факт

1.

91.

07.05

Административная контрольная работа за год. Списывание.

Итого: 1 ч

Календарно - тематическое планирование

«Русский язык» (3 часа в неделю, всего 99 часов)

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

1 четверть – 27 ч

Добукварный период (25 ч.)

1

03.09

Выявление представлений о празднике школы 1 сентября. Звуки вокруг нас.

Развитие зрительных и пространственных восприятий.

Вводный урок

Беседа с опорой на иллюстрацию, составление рассказа, дорисовывание картинки по образцу и пунктирным линиям.

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);

- адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного омещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- читать;

- писать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

школа учитель

обучающийся

2

04.09

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка ряба» с использованием элементов драматизации.

Формирование умения определять источник звука на слух и умение слушать. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Беседа по сказке,  пересказ сказки с опорой на иллюстрации, дорисовывание рисунка по трафарету.

сказка

«Курочка Ряба», яичко

3.

07.09

Звуки вокруг нас. Сказка «Колобок».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Имитация звуков, беседа-рассказ сказки, рисование по трафарету.

сказка,

Колобок

4

10.09

Выявление представлений о цвете предметов. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

Выявление представлений о цвете предмета. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка геометрических фигур по шаблону и трафарету.

предмет, цвет предмета, шаблон, трафарет

5

11.09

Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

шаблон, трафарет, композиция

6

14.09

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

сказка «Три медведя», сюжет

7

17.09

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

сказка «Репка», сюжет

8

18.09

«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет «Теремок».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

«чтение», шаблон, трафарет, «Теремок»

9

21.09

Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений: учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Рисование линий.

«вертикальные и горизонтальные линии».

10

24.09

Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Составление предложений с последующим чтением их в условно-графической записи.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

«предложение»

11

25.09

Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

схема, иллюстрация

12

28.09

Знакомство с делением предложений, состоящего из 2-3 слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

предложение

13

01.10

Составление предложений из 2-3 слов, их  условно-графическое изображение и «чтение».

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

условно-графическое изображение

14

02.10

«Дежурство в классе». «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами.

Ознакомление с предметами окружающей действительности.  Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с книгой. Работа с условно-графическими схемами.

дежурный

15

05.10

Деление слов на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

лисичка, мышка, курочка, три медведя

16

08.10

Выделение звука (А) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения.

аист, автобус, арбуз

17

09.10

Выделение звука (У) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения.

утка удочка, уши

18

12.10

Выделение звука (О) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

озеро, облако, овцы

19

15.10

Выделение звука (М) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения.

машина, мышка, малина

20

16.10

Выделение звука (С) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

стакан, самолёт, санки, собака

21

19.10

Выделение звука (Н) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Формирование умения выделять звук в начале слова и фиксировать его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

ножницы, нос, Нина, носки

22

22.10

Дифференциация и условно-графическая запись слов, сходных по звучанию.

Формировать умения различать сходных по написанию слов и уметь их условно-графически записать. Развитие моторных умений.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

осы-косы, усы-бусы, рот-крот, лапа-лампа

 

23

23.10

Составление предложений из 2-3 слов по Сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

«Заячья избушка»

24

26.10

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв. 

Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

рукописная буква

25

29.10

Контрольная работа. Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв.  

Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради.

Комбинированный

Работа с учебником.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

рукописная буква

Букварный период (74 ч.)

26

30.10

Работа над ошибками. Письмо строчной и заглавной буквы Аа.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

звук

буква большая буква

27

02.11

Письмо строчной и заглавной буквы Уу.

Развитие умения писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

слог

2 четверть – 21 ч

28

11.11

Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау,уа.

Развитие умения списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

слово азбука

29

13.11

Письмо строчной и заглавной буквы Мм.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

медведь

30

16.11

Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

буквы звуки

31

19.11

Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

телёнок

32

20.11

Письмо строчной и заглавной буквы Оо.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

овца обруч

33

23.11

Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

схема предложения  уха

34

26.11

Письмо строчной и заглавной буквы Xx.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

мох

35

27.11

Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

сом

36

30.11

Письмо строчной и заглавной буквы Cc.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

гласный согласный

37

03.12

Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

ножницы

38

04.12

Письмо строчной и заглавной  буквы Нн.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

один много

39

07.12

Письмо изученных слогов и слов.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

он

она

оно

40

10.12

Письмо строчной буквы Ы.

Учить писать строчную букву Ы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

текст

41

11.12

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

рысь

42

14.12

Письмо строчной и заглавно буквы Лл.  

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

лось

луна

43

17.12

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

лама лом

44

18.12

Письмо строчной и заглавной буквы Вв.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

имя

45

21.12

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

вол

46

24.12

 Письмо строчной и заглавной буквы Ии.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

ива

47

25.12

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

вилы

48

28.12

Письмо строчной и заглавной буквы Шш.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

шум

шалун

3 четверть – 29 ч.

49

11.01

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

шалаш

50

14.01

Письмо изученных слогов и слов.

Самостоятельная работа.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

51

15.01

Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные  слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

шина

52

18.01

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

53

21.01

Письмо строчной и заглавной буквы Пп.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

липа

54

22.01

Письмо изученных слогов и слов.

Учить писать под диктовку с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

дача

55

25.01

Письмо строчной и заглавной буквы Тт.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

халат

56

28.01

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

пастух

57

29.01

Письмо строчной и заглавной буквы Кк.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);

- адекватно использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- читать;

- писать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

каток

58

01.02

Письмо изученных слогов и слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

кактус камыши

59

04.02

Письмо строчной и заглавной буквы Зз.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

замок

60

05.02

Дифференциация звуков (З) и (С). Письмо изученных слогов и слов.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

маска

61

08.02

Письмо строчной и заглавной буквы Рр.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

рак корзина

62

11.02

Дифференциация звуков (Р) и (Л). Письмо изученных слогов и слов. Самостоятельная работа.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

шила

63

12.02

Письмо строчной  буквы Й.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

сойка

64

22.02

Дифференциация звуков (И) и (Й). Письмо изученных слогов и слов.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

охотник

65

25.02

Письмо строчной и заглавной буквы Жж.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы

Упражнения

жужжит

66

26.02

Дифференциация звуков (Ж) и (Ш). Письмо изученных слогов и слов.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

Мурзилка журнал

67

01.03

Письмо строчной и заглавной буквы Бб.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

бык

бутон батон баран

68

04.03

Дифференциация звуков (Б) и (П). Письмо изученных слогов и слов.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

паровоз барабан

69

05.03

Письмо строчной и заглавной буквы Дд.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

дятел

70

11.03

Дифференциация звуков (Д) и (Т). Письмо изученных слогов и слов.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

прут будка

71

12.03

Контрольная работа: списывание текста с изученными слоговыми структурами.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения.

Урок проверки знаний

профессия

72

15.03

Работа над ошибками. Письмо строчной и заглавной буквы Гг.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

дог

73

18.03

Дифференциация звуков (Г) и (К). Письмо изученных слогов и слов.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

гамак гитара носорог

74

19.03

Письмо строчной буквы  Ь.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

конь

75

22.03

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

вытирать

76

24.03

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

собирать

77.

25.03

Письмо строчной и заглавной буквы Ее.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

ель

енот

4 четверть – 22 ч.

78

05.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

добрый жадный

79

08.04

Письмо строчной и заглавной буквы  Яя.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

герои сказки

80

09.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв А и Я.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

ягнята телята жеребята

81

12.04

Письмо строчной и заглавной буквы Юю.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

лютик клюшка люк

82

15.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв У и Ю.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

притаился

83

16.04

Письмо строчной и заглавной буквы Ёё.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

уколола

84

19.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы

Упражнения

загадка

85

22.04

Письмо строчной и заглавной буквы  Чч.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

урожай

86

23.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

скалочка

87

26.04

Письмо строчной и заглавной буквы  Фф.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы

Упражнения

противный

88

29.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ, ЖИ и ШИ.

Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Формирование графических умений.

Комбинированный

89

30.04

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв В и Ф.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

цапля

90

06.05

Письмо строчной и заглавной буквы Цц.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

столица родина Россия

91

07.05

Административная контрольная работа за год. Списывание.

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.

Проверка знаний и умений

Контрольное списывание

92

13.05

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

эстафета экран поэт

93

14.05

Письмо строчной и заглавной буквы  Ээ.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

94

17.05

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

95

20.05

Письмо строчной и заглавной буквы  Щщ.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

щётка пища

96

21.05

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

Рассказ.

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

97

24.05

Письмо строчной буквы Ъ.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок изучения новых знаний

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

объявление

98

27.05

Написание слов с Ь и Ъ знаками.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Комбинированный

99

28.05

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Урок повторения

Объяснение.

Показ написания буквы.

Упражнения

невидимка

Список литературы

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
  • Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова.  – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с.

Ч.2/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная:

  • Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике (к учебным планам для С(К)ОУ VIII вида /И.В. Барякина, Е.С. Будникова, Е.А. Екжанова…. – М.: ИИУМЦ «Образование», 2015. – 197 с.