Второстепенные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мизюрина Ольга Ивановна

 Цель: формирование навыка употребления второстепенных членов предложения в речи.

        Задачи:

1. Научить детей определять значение второстепенных членов

2. Формировать навык употребления второстепенных членов предложения в речи

3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас

4. Формировать любовь и бережное отношение к красоте русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtorostepennye_chleny_predlozheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Учитель: Мизюрина Ольга Ивановна

Тема: Второстепенные члены предложения

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: словесные, наглядные, поиск, сравнение

Технологии: проблемно-диалогические, здоровьесберегающие

 Цель: формирование навыка употребления второстепенных членов предложения в речи.

        Задачи:

1. Научить детей определять значение второстепенных членов

2. Формировать навык употребления второстепенных членов предложения в речи

3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас

4. Формировать любовь и бережное отношение к красоте русского языка.

Ход урока.

I. Орг. момент.

        Запись числа и названия работы

II. Повторение словарных слов.

- Что было задано на дом?

                - Повторить словарные слова.

- Проверим, как вы их повторили

1. Столица России

2. Сильный холод с температурой воздуха ниже 0 °С

3. Послушайте загадку и напишите название самки этого животного

        Хозяин лесной

        Просыпается весной.

        А зимой под вьюжный вой

        Спит в избушке снеговой.

4. Единица исчисления времени, равная одной двенадцатой года или приблизительно 30 дням.

5. Темно-красная лесная или садовая ягода, которую любят и медведица и дети.

                - Москва, пишу безударную гласную «о»

                - мороз, пишу безударную гласную «о»

                - медведица, пишу безударную гласную «е»

- Разберите слово по составу

                - подбираю родственные слова: медвежонок, медведь,                         медвежий – корень «медвед»

                - изменяю слово: медведицу, о медведице, медведицей –                         окончание «а»

                - суффикс «иц»

                - месяц, пишу безударную гласную «я»

                - малина, пишу безударную гласную «а»

- Как вы думаете, почему эту ягоду назвали «малиной»?

                - существует две версии: одни считают, что название связано с цветом, другие обращают внимание на форму: ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы скрепленных между собой. Маленький – малина.

- А кто может объяснить выражение «малиновый звон», издревле существовавшее на Руси?

                - Это красивый мелодичный звон колоколов, сладкий для души, как ягода русской малины.

- Но оказывается, выражение «малиновый звон», пришло к нам из Бельгии, из города Малин. Еще Петр 1 специально ездил туда, чтобы послушать колокола. Древнее искусство колокольного звона не заглохло и теперь. До сих пор каждый вечер по понедельникам, от начала июня до середины сентября, в Малине звучат колокольные концерты, слушать которые едут не только со всех концов Бельгии, но и мира.

- самооценка: (на полях)

        без ошибок – 5

        1 ошибка – 4

        2 ошибки – 3

- Найдите среди этих слов многозначные

                -медведица – животное, название созвездия

                - месяц – луна, единица времени

III. Чистописание.

- Что общего между этими словами?

                - все словарные слова на букву «м»

- Вспомним, как правильно пишется буква «м»

                Письмо с комментированием МММммм

- Придумайте и запишите предложение, где все слова начинаются на «м», разберите его (1 ученик у доски с объяснением)

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Вы выписали второстепенные члены предложения. Как вы думаете, зачем они нужны в речи? Может быть нам хватило бы только главных членов предложения

- Сегодня на уроке мы попытаемся установить, какую же роль играют второстепенные члены в предложении и зачем они нужны в речи.

V. Работа с учебником с. 63, упр. 25

- Прочитайте

- Как вы понимаете глагол «горели»?

                - были яркими, похожими на огонь.

(один ученик уточняет значение слова «пурпур» в словаре Ожегова)

- Найдите в первом предложении орфограммы «В саду поселилась осень»

- Разбираем предложения, выясняем, какую роль играют второстепенные члены в каждом предложении

На доске:

Уточняют                Дополняют                Обозначают

1. В саду поселилась осень.

        поселилась (где?) в саду – уточняет место

На доске:

Уточняют                Дополняют                Обозначают

место

действия

2. Горели темным пурпуром клены.

        Пурпур – темно или ярко-красный цвет.

        горели (как?) пурпуром – уточняет образ действия

        пурпуром (каким?) темным – уточняет признак предмета (цвета)

На доске:

Уточняют                Дополняют                Обозначают

место                                                признак

образ                                                предмета

действия

3. Кустарник порозовел.

- Добавьте в это предложение второстепенные члены

Кустарник малины осенью порозовел. (1 ученик разбирает у доски)

4. На беседке ссыхался последний виноград. (разобрать в тетради самостоятельно с последующей проверкой)

3. Кустарник малины осенью порозовел.

кустарник (чего?) малины – дополняем подлежащее

порозовел (когда?) осенью – уточнили время

На доске:

Уточняют                Дополняют                Обозначают

место                предложение                признак

время                                                предмета

образ                                                

действия

Вывод: второстепенные члены

- уточняют место, время, образ действия

- обозначают признаки предметов

- дополняют предложения

- Русский язык необычен и своеобразен. В нем есть еще одно значение второстепенных членов. Закройте глаза, послушайте стихотворение Сергея Есенина и попробуйте представить себе картину, описанную поэтом

        Белая береза

        Под моим окном

        Принакрылась снегом,

        Точно серебром.

        На пушистых ветках

        Снежною каймой

        Распустились кисти

        Белой бахромой.

        И стоит береза

        В сонной тишине

        И горят снежинки

        В золотом огне.

- Какую березу вы представили себе?

- А теперь посмотрите, как выглядит это стихотворение без второстепенных членов.

        Береза принакрылась.

        Распустились кисти.

        Стоит береза.

        Горят снежинки.

- Смог бы автор передать всю красоту русской березки? Какую роль играют имена прилагательные?

                - передают красоту, помогают создать образ

На доске:

Уточняют                Дополняют                Обозначают                Помогают

место                предложение                признак                        создать

время                                                предмета                        образ

образ                                                

действия

VI. Закрепление (работа в группах)

1 группа - уточняет место, время, образ действия

2 группа – подбирает признаки предметов

3 группа – создает образ облака

1 группа

        Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосенком ночевали (где?) …………… Начало светать. Порозовело небо. Мягкий блестящий иней оседал (где?) …………… Лосиха насторожилась. Совсем близко послышался (что?)…………… Серое пятно мелькнуло (где?)…………… Лоси помчались прочь. Они ломали ледяную корку наста, увязали (где?)…………… Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и не проваливались. С каждой секундой звери все ближе и ближе. Лосиха поранила ноги об (какие?) …………… льдинки. Она уже не могла бежать. Лосенок стоял (где?) …………… Лосиха подбежала к сторожке и встала (где?) …………… Сын лесника Митя бросился (куда?)…………… Он схватил (что?)…………… и бросился (на кого?)……………. Мальчик отогнал (кого?) ……………

2 группа

        Вся земля покрыта (каким?) ……......... снегом. Небо зимой (какое?) …………… Оно покрыто (какими?) …………… облаками. Стоят (какие?) …………… морозы. Реки и озера одеты (каким?) …………… покрывалом. (Какой?) …………… воздух бодрит. Деревья наряжены (каким?) …………… инеем. Но и в (какое?) …………… время кипит в лесу жизнь.

3 группа

        На горизонте показалась облако. Оно было (какое? похоже на что?)

        Вскоре облако оказалось у нас над головой. И мы увидели (что? какое? на что похоже?)

VII. Оценка в группах

        5 – активно работал, придумал много слов

        4 – работал, придумал мало слов

        3 – старался, но слов не придумал

        2 – не принимал участия в работе группы, не слушал других

Учитель добавляет по 1 баллу за работу на уроке.

Оценки:

«5»- 4

«4»- 6

«3» -5

VIII. Вывод по уроку:

- Зачем нужны второстепенные члены в речи? (доска закрыта)

                - уточняют место, время, образ действия

                - обозначают признаки предметов

                - дополняют предложения

                - помогает создать образ

IX. Домашнее задание:

- с. 65 упр. 27 добавить в предложение второстепенные члены или описать образ русской березки (по выбору)

X. Итог:

        Русский язык – единственный язык в мире, который обладает таким богатством, таким разнообразием и красотой. «О великий, могучий русский язык!», писал Иван Сергеевич Тургенев и наша с вами задача сохранить его, не загрязнять бранными и ненужными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...

Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...