Технологическая карта УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Юлия Анатольевна Левина

Технологическая карта.Урок открытия нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_1.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока: Начальная форма глагола.

Учебник: Русский язык (С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова. “Русский язык” 4 класс

Цель: создать условия для формирования знаний о начальной форме глагола.

Задачи:

Образовательные:

закреплять знания о глаголе как части речи;

– формировать умение сравнивать и различать начальную форму глагола и личную форму глагола;

– формировать умение образовывать и выделять начальную форму глагола по отличительным признакам (суффиксы -ть, -чь, -ти);

– формировать умение сравнивать и различать однокоренные слова и форму слова.

Воспитательные:

– воспитывать самостоятельность учащихся;

–  способствовать формированию умения работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– содействовать развитию  речи обучающихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умения работать с ЭОР;

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные:

  • На уроке ученик научится сравнивать и различать начальную и личную форму глагола;
  • Выделять начальную форму глагола по отличительным признакам;
  • Образовывать начальную форму глагола.

Метапредметные:

  • Использовать учебник как источник получения новых знаний;
  • Работать с ЭОР;
  • Обобщать языковой материал;
  • Регулировать свою деятельность.

Личностные:

  • Ученик получит возможность вести коммуникативную деятельность;
  • Устанавливать связь между целью своей деятельности и ее мотивом;
  • С пониманием относиться к проблемам и трудностям другого.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями для групповой работы

Структура и ход  урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3 мин

1.Минутка каллиграфии:

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)

- В каком случае нам пригодится это высказывание на уроках русского языка?

Отвечают на вопрос.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

4 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea25f-0a01-00ee-0185-fe0c294c2a4d/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_193%5D.swf 

Постановка проблемного вопроса:  - Слова какой части речи пропущены?

  -Вставьте подходящие глаголы.

- Какие части речи мы ещё знаем? На какой строчке вы видите эту часть речи?

На доске:

фильмом — фильм — фильму — фильма;

интересного — интересным — интересному — интересный;

мелькать — мелькает — мелькаю — мелькаешь;

интересный — интересовал — интерес.

Вопросы к каждой строчке:

-Что вы можете сказать о значении этих слов; о форме этих слов?

- Назовите начальную форму существительного, прилагательного.

 - Есть ли начальная форма у глагола?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

  1. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

8 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b40437e2-52ca-4dc6-a2c4-7ca3622aa412/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_061%5D.swf 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0042df83-acfb-4acd-8d9c-d30b1bb4acb6/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BQS_037%5D.html 

– Определите, на какие вопросы отвечают выделенные глаголы.

- Попробуйте определить время, число, род.

Ничего невозможно определить. Форма глагола, которая не изменяется, у которой ничего не определяется — это начальная

 или неопределенная форма глагола.

- Что ещё общего заметили у выделенных глаголов? (-ть, - ти)

 - Сделайте выводы.

(1. Глагол имеет нач. форму;

  1. Нач. форма глагола не изменяется;
  2. Н.ф. образуется с помощью -ть, -ти, -чь.)

– Сравните свои выводы с выводом учебника на с.88.

- Давайте потренируемся в определении нач. формы глагола.

Извлекают информацию из текста, наблюдают, делают выводы, тренируются на основе интерактивного задания

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Познавательные (умение на основе анализа объектов

 делать выводы)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/780d2d71-edcd-4838-9db7-1ddedead8dd2/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_062%5D.swf

Нацеливает на работу:

– У начальной формы глагола  есть свои секреты. Посмотрим один фрагмент и попробуем раскрыть некоторые из них.

- Запишите по два примера в каждый столбик и выделите суффиксы

- У. с.89 упр.4 Найдите ошибку и исправьте.

Смотрят анимацию о суффиксах начальной формы, обсуждают, делают вывод:

1.-ть, -чь, -ти — это суффиксы

2.Суффиксы -ть, - чь, -ти в основу глагола не входят,

т.к. они не образуют новое слово, а его форму

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Организует работу по учебнику  (в парах):

 – Подумайте, в каких группах записаны разные слова, а в каких — формы одного слова. (У. с.87 упр. №1)

-  1 вариант списывает формы слова «смотреть». 2 вариант - «листать»

- Найдите и подчеркните н.ф., выделите суффиксы.

В случае затруднения:

– Разное значение у них или нет?

Выполняют задание в парах, делают вывод:

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности слов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

  1. Физминутка

1 мин

-Когда я называю глагол в начальной форме вы поднимаете руки вверх и хлопаете 1 раз; когда я называю глагол в любой другой форме вы присаживаетесь.

Выполняют задание

Регулятивные (умение совмещать мыслительную и двигательную деятельность)

  1. Реализация построенного проекта

2 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef0797d3-5f6d-4749-85ea-2abdc256c6cc/index_listing.html 

Предлагает задание:

- Найдите лишний глагол.

Выполняют задание, делают вывод о признаках начальной формы глагола

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5 мин

Организует самостоятельную работу по учебнику.

– Посмотрите в учебник на с.88 упр. 3.

- Подберите к каждой группе глаголов н.ф.

- На какой вопрос будет отвечать начальная форма в каждом случае? Почему?

 Докажите свою точку зрения.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка в паре.

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Организует работу детей (индивидуально)

1вар. - первые три задания

2 вар. - последние 3 задания

Выполняют задание

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

  1. Включение в систему знаний и повторение

5 мин

Работа в команде:

- Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы:

Пускать пыль в глаза – (врать)

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать, не выдавать секрет)

Вешать нос – (унывать, грустить)

Дать слово – (обещать)

Мозолить глаза – (надоедать)

Наговорить с три короба – (обманывать)

Выполняют задание

Творческие (умение применять существующие знания в нестандартной ситуации)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 мин

Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Какие признаки начальной формы глагола  мы узнали?

– Какие секреты открыли?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

  1. Домашнее задание

2 мин

Творческое задание:

Подготовить карточки-задания с 2-3 рядами глагольных форм

Или упр. 5 из учебника

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ

1

Интерактивный текст "Стихи" 2 к теме "Глагол"

Мультимедийный, Практический

Объект представляет собой интерактивный текст (стихотворение А. Н. Плещеева "Осень наступила"). Предназначен для повторения темы "Глагол. Значение глагола в речи"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea25f-0a01-00ee-0185-fe0c294c2a4d/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_193%5D.swf 

2

На какие вопросы отвечает глаголв неопределённой форме?

Моноформатный, Информационный

Текст, аудио-фрагменты (анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b40437e2-52ca-4dc6-a2c4-7ca3622aa412/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_061%5D.swf 

3

Форма глагола

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание, таблица, текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0042df83-acfb-4acd-8d9c-d30b1bb4acb6/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BQS_037%5D.html 

4

Неопределённая форма глагола

Мультимедийный,

информационный

Иллюстративный материал, направленный на изучение неопределённой формы глагола ,

аудио - фрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/780d2d71-edcd-4838-9db7-1ddedead8dd2/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_062%5D.swf 

5

Тест 02.1. Начальная форма глагола

Мультимедийный,

контрольный

Тест включает 2 задания, обучающая цель которых: 1) научиться задавать вопросы к начальной форме, научиться отличать начальную форму от похожих форм; 2) научиться видеть в тексте начальную форму глагола.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef0797d3-5f6d-4749-85ea-2abdc256c6cc/index_listing.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о глаголах неопределенной формы, умения отличать её от других глагольных форм.Задачи урокаДидактические:Сформирова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» - 4 класс

Тема урока “Неопределенная форма глагола”Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование представления о глаголах неопределенной формы в процессе повторения и обобщения знаний, пол...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола»Планируемые результаты: Предметные:1. Знать признаки глаголов в неопределённой форме.2. Уметь распознава...