: «Множественное число имён существительных» урок русского языка в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Петрова Лена Герасимовна

Цель урока:

  • формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности – множественное число имён существительных.

Задачи:

  • помочь учащимся правильно выражать свои мысли;
  • стимулировать их поисковую деятельность;
  • способствовать повышению личной уверенности у каждого;
  • научить создавать и осуществлять проект по данной теме.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • намечать цели и задачи;
  • действовать самостоятельно;
  • осуществлять и аргументировать свой выбор;
  • реально оценить себя, свою работу, верить в свою силу;
  • искать пути решения поставленной задачи;
  • владеть способом учебной деятельности – проектированием.

Оборудование: листы А-3, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, заготовки заданий, картинки для оформления работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_avvakumova_mi.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока – проекта по русскому языку

учительницы 4 «б» класса МБОУ «СНОШ им. В.Г.Павлова»

С. Сунтар Сунтарского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Тема урока: «Множественное число имён существительных»

Цель урока:

  • формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности – множественное число имён существительных.

Задачи:

  • помочь учащимся правильно выражать свои мысли;
  • стимулировать их поисковую деятельность;
  • способствовать повышению личной уверенности у каждого;
  • научить создавать и осуществлять проект по данной теме.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • намечать цели и задачи;
  • действовать самостоятельно;
  • осуществлять и аргументировать свой выбор;
  • реально оценить себя, свою работу, верить в свою силу;
  • искать пути решения поставленной задачи;
  • владеть способом учебной деятельности – проектированием.

Оборудование: листы А-3, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, заготовки заданий, картинки для оформления работ.

Ход урока.

                                                 1 этап. Подготовительный. (Слайд№1)

Учитель: Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Сегодня у нас необычный урок – урок-проект. И мы на нашем уроке должны сделать своими руками помощницу для дальнейших уроков. А что за эта помощница, пусть для вас будет пока секретом. А, чтобы помощница у нас получилась полезной, красивой, толковой, разной, мы будем работать в группах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Ведь мы учимся работать, думать. И не забудьте помогать друг другу! А потом по завершении работы, получив нашу помощницу, вы должны будете представить, защитить свою работу образно и эмоционально. В процессе работы внимательно слушайте своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной, полезной и красивой.

-Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте. (Слайд №2)

                                    Хлопушки, конфеты,

                                    Сосульки.

                                    Шары золотистого цвета.

                                     Подарки.

                                    Мерцанье цветных огоньков,

                                    Звёзды, снежинки,

                                    Гирлянды флажков.

                                    Песни и пляски,

                                    И смех без умолка.

                                    Что это будет,

                                    По-вашему?... (Ёлка).

-А теперь из стихотворения найдите имена существительные, кто-то прочтет их громко. А какую особенность вы заметили у этих существительных? (Все, кроме одного существительного смех стоят во множественном числе).

- Кто тогда догадался, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

(Слайд№3) Тема урока-проекта «Множественное число имен существительных.

-А, чтобы раскрыть эту тему, что нам надо будет делать на уроке, какая цель стоит перед нами? (ответы детей)

(Слайд№4) Цель урока: научимся определять признаки множественного числа.

Учитель: На уроке мы вспомним то, что изучали о существительном и узнаем много интересного. Я думаю, что существительные вас сегодня удивят.

                                          2 этап. Исследовательский.

А для работы мы сели по группам. 3 группы по 4 ученика.

Учитель. А, чтобы работа была производительной, вспомним правила работы в группе.

(Слайд№5). (правила работы в группе).

Тихо читают про себя.

Задание №1.

Учитель. Теперь пришло время раскрыть наш секрет. Мы будем делать с вами…

(Слайд№6) (лэпбук, значение слова).

Это будет такая папочка, где вы будете оформлять ваши выводы в течении урока и у нас получится наша помощница. А как звучала тема нашего урока? Тогда так и назовём наш лэпбук, потому, что всякая книга, пособие, рассказ-все имеют название.

Итак, задание первое – оформить название памятки, проиллюстрировать его картинками, раскрывающими тему, а на обратной стороне подпишите, кто у вас работал в группе, т. е. авторов.

Задание №2.

Учитель. Заглавие оформлено! Назовите, что изображено у вас на картинках. Правильно, ребята! Эти слова относятся к существительным. Без этих слов невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Мы с вами уже многое узнали о существительном, и следующим заданием проекта будет ассоциограмма.

(Слайд№7) (значение слова)

Сейчас вам надо вспомнить всё, что мы изучали об имени существительном и составить ассоциограмму. У нас в желтых конвертиках лежат заготовки ассоциограммы, вам надо выбрать слова, характеризирующие имя существительное и оформить вашу ассоциограмму.

(дети находят заготовку ассоциограммы, заполняют и оформляют)

Проверка ассоциограмм. Выслушиваются ответы детей. Вывод делает один из учеников ( у нас получилась вот такая ассоциограмма: имя существительное – это часть речи и т.д.)

Задание №2 а).

Если вы правильно сделали ассоциограмму, то сможете легко сделать морфологический разбор имени существительного. Теперь из каждой группы выберите одного ученика, который выйдет к доске, выберет из предложения имя существительное и сделает морфологический разбор этого существительного.

Хорошо, вы хорошо усвоили признаки имен существительных.

 Но имя существительное такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного и мы с вами в этом убедимся.

Упражнения для глаз.

Задание №3.   Множественное или единственное.

Учитель: как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

Ответы детей: Единственное число обозначает один предмет, множественное – два или несколько, по окончанию (вывод на доске).

Учитель: Вот наш первый вывод.

А как это мы оформим в своих лэпбуках? (Ответы детей).

Учитель: Смотрите свои заготовки, выберите рисунки, картинки, оформите их. Самостоятельная работа в группах, демонстрация работы, ответы детей.

Задание №4.  

Учитель: У вас на столах есть карточки с именами существительными.

Дом-…, кот-…, сестра-…, окно-…, река-…, подлежащее-…, число-…, ручка-…, глагол-…, подъезд-…, сосна… .

Быстренько берем, читаем задание, советуемся, выбираем одного ученика, который выйдет к доске, напишет форму множественного числа, обозначит окончания.

Учитель: какой вывод напрашивается? Слайд №8 (окончания существительных во множественном числе)

Ответы детей: Ж.р. –и,-ы, м.р. - -и, -ы, -а, с.р. –и, -а, -я.

Задание №4 а)

Учитель: возьмите заранее приготовленные картинки, сделайте следующие три наклеечки.

 Выводы.

Учитель: Молодцы, вы справились и с этим заданием!

Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть существительные в единственном и множественном числах. Если услышите сущ. в ед.ч. – наклон вправо, если во мн. ч. – наклон влево. И так, начали. Страны, школы, ручка, апельсин, огурцы, линейка, верблюд, парты, стол, стул, вьюга, дожди, снега.

Задание №5.

Учитель: Скажите, а слово МОЛОКО имеет форму какого числа?

Ответы детей (ед.ч.).

Учитель: а как сказать, когда молока много

Ответы детей: …, ???

Учитель: А слово НОЖНИЦЫ? Имеет только форму множественного лица. Давайте приведите свои примеры.

Ответы детей.

Вывод: В русском языке есть слова, которые имеют только форму или единственного, или множественного числа. Слайд №8

Задание: возьмите опять заранее приготовленные картинки, сделайте следующие наклейки.

Учитель: Что делать, если ты сомневаешься и не можешь определить число существительного.

Ответы детей.

Учитель: правильно, надо  обратиться к орфографическому словарю. У вас на столах лежит «Универсальный словарь», откройте с.125, найдите там слово, которое имеет только единственное число. Правильно, это слово – РОДИНА. А как вы понимаете это слово?

Задание №6.

Учитель: Ребята! Наиболее ярко имена существительные употребляются в пословицах, поговорках, загадках. И сейчас, я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались и наклеить их в правильном порядке.

Родина краше солнца, дороже золота.

Тот герой, кто за Родину горой.

Родина начинается с семьи.

Проверка работы. Чтение и объяснение смысла пословиц.

                               3 этап. Презентационный.

Учитель: А теперь я попрошу по одному человеку от группы выйти к доске с итогом нашего проекта, показать нашим гостям какие памятки у вас получились и быстренько рассказать о проделанной работе, о чем наш лэпбук рассказывает?

Достигли ли мы цели урока? Что нового мы узнали сегодня на нашем уроке?

                             4 этап. Оценочно-рефлексивный.

1.Что больше всего в нашей работе тебе понравилось?

2. Что для тебя было самым интересным?

3. Какие пословицы мы узнали о Родине?

Учитель: Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много интересного. А закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:

Слайд №9.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Имена существительные дают названия всем предметам! И даже маленький ребенок, начиная говорить в своей жизни первые слова, произносит – существительные! Вот такая это удивительная часть речи – имя существительное!

Урок окончен. Спасибо всем!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...

"Род имён существительных" . Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка по теме "Род имён существительных",  3 класс, УМК "Школа 21 века"  разработан  с учётом требований ФГОС и предполагает групповую, фронтальную и индивидуальную виды д...

"Единственное и множественное число имён существительных " урок русского языка 2 класс

" Единственное и множественное число имён существительных" урок русского языка 2 класс...

Проверочная работа по теме "Падежи имён существительных" по русскому языку 3 класс умк "Начальная школа 21 века"

1.Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.2.Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.3.Определи у существи...

Род имён существительных. Урок русского языка 3 класс

Обобщение знаний о частях речи.Умение определять род имён существительных.Знакомство с поэтами Крыма...

"Правописание окончаний имён существительных множественного числа" Презентация к уроку русского языка

quot;Правописание окончаний имён существительных множественного числа" Презентация к уроку русского языка...