Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Подготовка к сочинению по картине. "Письмо с фронта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 23-03-2020_07-35-31_1.zip2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине

 «Письмо с фронта». 2-й класс

Орноева Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Разделы: Русский языкНачальная школа 

Класс: 2

Тип урока: подготовка к сочинению по картине.

Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999;

Цель: познакомить учащихся с формой сочинения по картине.

Задачи урока:

  • совершенствовать речевые умения и навыки;
  • расширить и обогатить представление учащихся о формах сохранения памяти о Великой Отечественной войне;
  • способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, уважение к старшему поколению, милосердие и доброта.

Предметные результаты: познакомить учащихся с формой сочинения по картине.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством  учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, синквейн
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться
и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудование для учащихся, карточки для орфографической работы.

Зрительный ряд: видеоклип на песню А.Олешко , Лиза Стрижак Письмо солдата  презентация учителя.

Задание: написание сочинения по картине.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент 

Слайд 1.
–  Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Проверьте свою готовность.

 

II. Введение в тему урока 

Актуализация знаний и постановка проблемы

Слайд 2
–  Посмотрите на экран.Что видите? Какое название можно дать этой картине?

Письмо с фронта. Солдат вернулся с фронта.

– О чём вам говорит эта картина? Что она для вас значит?

Высказывают своё мнение.

Слайд 3–  Послушайте, какое объяснение дано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

Победа.

1. Успех в битве, войне при полном поражении противника.
2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-либо в результате преодоления. 

Письмо
1.
 Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. кому-нибудь.

Выясняют значение незнакомых слов в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Осмысление прочитанного.

– У нашей страны есть одна большая Победа – победа в Великой Отечественной войне. Когда мы отмечаем этот праздн ик?
– Сколько лет назад закончилась Великая Отечественная война?

Высказывают своё мнение.

 

Слайд 4.,5,6,7
–  9 мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие великой Победы.  Много времени прошло с тех пор. Заросли окопы, исчезли разрушенные и сожженные города, выросли новые поколения. И может быть, самая лучшая память – сохранённые письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. Особые письма, которых ждали и боялись. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественной войны, навсегда останутся в памяти истории нашей страны.

Слушают и смотрят фрагмент презентации.  

Читают дети:

«Милая моя! Наконец, поехал на фронт бить фашистов – мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения…  Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.»

«Мы остаемся двое в танке №17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра».

III. Знакомство с художником.

Совместное «открытие» знаний

Слайд 8

                                                      

 Рассказывают подготовленные дети.

–  Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

  Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского.    Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но всё решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Картина писалась два года и была окончена в 1947 году

                                                      

 IV. Объявление цели урока .

– Цель нашего урока – написать сочиенние по картине. Слайд 9

– На доске план сочинения.

 

Высказывают своё мнение.

Принимают цель урока.

  1. В тексте должно быть 3 части.
    Начало или вступление  (какая картина перед нами).
  2. Основная часть (описание картины).
  3. Концовка или заключение (отношение к картине).

Высказывают своё мнение.

Работают с планом.

V. Физкультминутка 

Слайд 10

–  Отдохнём перед выполнением задания.

Выполняют упражнения разминки для разных групп мышц.

Совместное применение знаний

VI. Обсуждение вступления. 

Слайд11

Что за картина перед нами?

 

Совместная работа со по образцу.

Перед нами картина А. И. Лактионова «Письмо с фронта».

VII. Работа над картиной.

Словарная работа

Слайд 11.
Что мы видим на переднем плане картины?

 

Высказывают своё мнение.

Слайд 12

Что мы видим на переднем плане картины?

Слайд 13,14

Что мы видим на заднем плане полотна?

Какое время года изобразил художник?

Какие признаки радости показаны на картине?

Слайд 16 Концовка сочинения.

 

Высказывают своё мнение.

На переднем плане картины мы видим сцену получения родными письма от солдата с фронта. Фронтовик принёс семье письмо солдата. По всему видно, что письмо оказалось долгожданным.

Обсуждают возможные варианты высказываний.

На полотне виднеется на заднем плане освещенная солнцем городская улица. Там дома, деревья, и молодая зеленая трава. Где-то вдали идет человек. Возможно он спешит по своим делам, а может направляется к солдату, чтобы узнать последние новости с фронта.

Вокруг мальчика несколько слушателей: мама, соседская девочка, молодая девушка и солдат. На их лицах улыбки. Все очень рады хорошим новостям с фронта. Они внимательно слушают мальчика и вспоминают ушедших на войну своих близких людей. Всем хочется, чтобы поскорее закончилась эта страшная война.

         Мне картина …… ,  потому что художник …… . Он вложил в картину …… .

VIII. Самостоятельная работа..Синквейн

Письмо

Долгожданное, радостное

Бодрит, радует, окрыляет

Дарит надежду

Вера.

Работа в парах. Совместное обсуждение.

Слайд 17.
– Проверка.

Выслушивают мнение товарищей. Обсуждают.

X. Итог урока. Рефлексия 

–  Надеюсь, что сегодняшний разговор никого не оставил равнодушным. Наш урок – начало акции «Письмо ветерану», которая стартует в нашей школе ко Дню Победы 9 мая.

 

 

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.– 1999.
  2. Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
  3. Ладыженская Т.А.  «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс

Презентация к уроку развитие речи  обучающее сочинение по картине....

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение-миниатюра "Весеннее утро"" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения самостоятельно писать сочинение-миниатюру.Задачи урокаДидактические:1.познакомить с понятием сочинение и его особенностями, как видом письменной ра...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...