Мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Формирование представления о грамматической функции мягкого знака как показателя мягкости согласного путём исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мягкий знак25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком».

Класс: 1

Вид урока: урок – исследование.

Дата проведения: 20.04.2018 года.

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Планируемые результаты:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя мягкости согласного  путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом переноса мягкого знака в середине слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в словах.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Ход урока

I. Организационный момент

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен!

- О каком предмете говорится в загадке? (русский язык)

 Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы правильно и грамотно писать слова)

- Чтобы грамотными стать,

- Надо много правил знать.

II. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей.

- Кого называют исследователем? (человека, который наблюдает, добывает что- то новое интересное).

- Я шла на урок, встретила букву и хотела узнать - как её зовут. Но она всё время молчит. Вы не знаете почему? (потому что она не имеет звука, не может никакого звука произносить). У неё есть только имя – МЯГКИЙ ЗНАК.

На доске: слон               крот               лось              волк

- Посмотрите на группу слов. Что общего? Какое лишнее? (животные, имеют один слог, общий гласный-о, 4буквы; лишнее –лось- 4буквы 3звука).

- Почему букв больше, чем звуков? 

- А какую роль играет мягкий знак в словах? (смягчает предшествующий согласный звук).

- Кто назовёт тему урока? (на доске рисунок).

- Чтобы больше узнать о мягком знаке, будем наблюдать за ним.

- Скажите, что мы только что вспомнили о ь-знаке?

III. Самоопределение к деятельности

Запись под диктовку: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки.

- Объясните значение этих слов.

ел- принимал пищу через рот, кушал, насыщался.

брат- родственник сестре одного отца – матери.

мел- мягкая горная порода для писания и рисования.

жар- сильное тепло от солнца, от пара, от огня, огонь без пламени.

шест- срубленное и очищенное прямое и тонкое дерево.

банка- - стеклянная посудина с широким горлом.

уголки-  геометрическая фигура, место пересечения двух предметов, двух сторон.

- А теперь добавьте к этим словам ь-знак и запишите получившиеся  слова.

- Чем   отличаются слова? в первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий.

- Как обозначена мягкость согласного на конце слова? Мягкость согласного на письме обозначается Ь. 

- Чем ещё отличаются слова? они отличаются значением.

- Изменилось значение слова?

- Объясните значение новых слов.

угольки -  полезное ископаемое твёрдое горючее вещество.

ель- хвойное дерево

брать- взять, принимать, захватывать руками, присваивать себе.

мель- мелкое место в воде, подводное возвышенье дна, опасное для судов.

жарь – подвергать сильному жару, испекать. 

шесть- математическое число: пять с одним, семь без одного.

банька строение, где моются и парятся.

- Важно ли на конце писать ь?

- А количество букв изменилось? Звуков?

Вывод: - какую роль играет ь, если его написать в слове? (изменяет значение).

IV. Работа по теме урока

1. Первичное закрепление

- Продолжаем наше исследование по учебнику.

1. Выполнение упр. №5 стр.89

2. Проверка.

V. Физминутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

            Мы ладошкой потрясём, 
            Каждый пальчик разомнём.
           Раз, два, три, четыре, пять
           Мы начнём опять писать.

 2. Работа по развитию речи.

- Возьмите карточки (дифференцированное разноуровневое задание). 

- Составьте из слов каждой строчки предложение.

1-ый уровень

 настали, теплые, Вот, деньки

свесились, С, сосульки, крыши

В, булькает, вода, канавках

2-ой уровень

настали, теплые, вот, деньки

свесились, с, сосульки, крыши

в, булькает, вода, канавках

- Какое название дадим тексту? (Весна).

- Запишите.

- Какое напишем первое предложение? (Вот настали теплые деньки.)

- Какое правило написания предложения знаем?

- Какое второе предложение запишем? (С крыши свесились сосульки.)

- Какое третье предложение? (В канавках булькает вода.)

- Подчеркните слова с мягким знаком.

- Что обозначает мягкий знак? (Обозначает мягкость согласных.)

- А что ещё заметили? (ь- пишется в середине слова).

Вывод: - где нужно писать мягкий знак? (на конце и в середине слов).

3. Наблюдение над переносом слов с мягким знаком

На доске слова:

 пень

 день

 огонь

- Прочтите слова. Что можете сказать? (слова с мягким знаком на конце).

- А можно ли эти слова переносить? (нет, в словах один слог).

 - Какое правило переноса узнали? (слова переносятся по слогам, делятся на две части. Одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить.)

- Запишите эти слова.

- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.

Запись на доске дополняется:

пень - пеньки

день - деньки

огонь - огоньки

- Сколько теперь слогов в слогах?

- Можем теперь разделить слова для переноса? (да).

- Предложите, как это сделать.

Запись на доске дополняется:

пень – пеньки – пень-ки

день – деньки – день-ки

огонь – огоньки – огонь-ки

Учащиеся записывают в тетрадь.

- Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? /Проблема/

4. Разрешение проблемы

- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука)

- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)

- Можно ли разделить звук? (Нет)

- Сделайте вывод.

Вывод: звук мягкий нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.

VI.Рефлексия

 Самостоятельная дифференцированная работа.

1 вариант – учащиеся с пониженными учебными возможностями выполняют упражнение №7 стр. 89 под руководством учителя после коллективного разбора. Проверка по ходу выполнения.

2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.

Задание: заполнить пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине и разделить их для переноса.

Карточка:

ь

м

о

ь

т

о

ь

ц

о

ь

м

а

Варианты: письмо, пальто, кольцо, пальма.

Проверка с доски /один ученик работает у доски/.

- Как переносятся слова с мягким знаком?

VII. Подведение итогов урока

- Давайте вспомним, что повторили и узнали нового о мягком знаке?

- Расскажите в паре друг другу, что вы знаете о букве «Ь»?

(буква мягкий знак не имеет собственного звука, смягчает согласный звук, стоящий перед ней, не может стоять в начале слова, изменяет смысл слова, пишется в конце и середине, при переносе слова остаётся на строке).

Проверка.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Домашнее задание 

Стр. 90, упр. 9.

 

Анализ урока

Урок соответствует календарно- тематическому планированию и является продолжением большого тематического раздела «Звуки и буквы». Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить учащимся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. На этапе актуализации знаний предполагалось задание на развитие у учащихся умения сравнивать слова, находить связи между ними. В конце каждого этапа подводились небольшие выводы. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно.

Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям и были разного типа. На протяжении всего урока использовала поисковый метод, в начале урока наглядный метод, а также словесный, творческий, постановка проблемы. На уроке использовала дифференцированную работу на этапе исследования темы и рефлексии, как со слабыми, так и с сильными учениками, в виде заданий на карточках. При подведении итогов бала организована работа в парах. На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь. За счёт постоянной смены видов деятельности дети не устали. В конце урока они дают оценку своей деятельности, подводят итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...