Рабочая программа 3-4 класс .Родной язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Ерастова Галина Анатольевна

Рабочая программа по предмету "Родной язык" 3-4 класс .  Учебник Александровой О.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято

на заседании педсовета

Протокол №  

от _______2020 г.

Утверждаю:

   Директор школы

___________

Приказ № ___от_________2020 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родной  язык

1-4 (общеобразовательные) классы

Базовый уровень

 Разработала учитель

  начальных классов

Ерастова Г.А.

2020 – 2024 уч.г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими  нормативными документами::

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ»;
  • Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185 –ФЗ);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных учреждений
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Планируемыми результатами начального общего образования;
  • Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Р Ф;
  • Учебным планом МБОУ «Цуканово-Бобрикская  основная общеобразовательная школа» .Льговского района Курской области

Цели:

    - расширение  представлений  о  русском  языке  как  духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

   - формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

     - совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

    - совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

      - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,  обеспечивающих владение русским      литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

    - приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

ЗАДАЧИ: 

– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
                                                                                                                                                                                                              – развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.

Учебно-методический  комплект

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:  «Русский родной язык» для 3–4-го классов (авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова).

Планируемые результаты освоения учебного предмет

     Планируемые результаты освоения программы 3-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 3-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 3-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между  людьми;  слова,  называющие  природные  явления  и  растения;

слова,  называющие  занятия  людей;  слова,  называющие  музыкальные инструменты);

- распознавать        русские        традиционные        сказочные        образы,        эпитеты  и сравнения;  наблюдать особенности  их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

- использовать        словарные        статьи        учебного        пособия        для        определения лексического значения слова;

- понимать        значение        русских        пословиц        и        поговорок,        связанных        с изученными темами;

- понимать        значение        фразеологических        оборотов,        связанных        с изученными темами;        осознавать уместность        их        употребления        в современных ситуациях речевого общения;

- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно  соответствует  обозначаемому  предмету  или  явлению  реальной  действительности;

- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

- правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен  существительных;

- пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для        определения лексического значения слова;

- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать        этикетные        формы        обращения        в        официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- использовать        в        речи        языковые        средства        для        свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- владеть        различными        приёмами        слушания        научно-познавательных        

и художественных текстов об истории языка и о культуре русского   народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-- повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- соотносить        части        прочитанного        или        прослушанного        текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- приводить        объяснения заголовка текста;

-  письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

        Планируемые результаты освоения программы 4-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно

знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между        людьми; качествами        и чувствами        людей;        родственными отношениями);

- распознавать русские        традиционные        сказочные        образы,        эпитеты        и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях        детской художественной литературы;        

- осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

- использовать словарные        статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

- понимать        значение        русских        пословиц        и        поговорок,        связанных        с изученными темами;

- понимать        значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;        

- осознавать        уместность        их употребления в современных ситуациях речевого общения;

- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

- соотносить        собственную        и        чужую        речь        с        нормами        современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной  действительности;

- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

- заменять        синонимическими        конструкциями        отдельные        глаголы,        

у которых нет        формы 1-го        лица единственного числа настоящего и будущего времени;

- выявлять        и        исправлять        в        устной        речи        типичные грамматические ошибки,        связанные        с нарушением согласования        имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением  координации  подлежащего  и  сказуемого  в  числе‚  роде  (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

- пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для        определения лексического значения слова;

- пользоваться        орфографическим        словарём        для        определения нормативного написания слов;

- пользоваться        учебным        этимологическим        словарём        для уточнения происхождения слова;

        при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать        этикетные        формы        обращения        в        официальной        

и речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- использовать        в        речи        языковые        средства        для        свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- владеть        различными        приёмами        слушания        научно-познавательных        

и художественных текстов        об истории языка и о культуре русского народа;

- анализировать        информацию        прочитанного        и        прослушанного        текста:

- отделять        главные        факты        от        второстепенных,        выделять        наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

- составлять план текста, не разделённого на абзацы;

- пересказывать текст с изменением лица;

- создавать        тексты-повествования        о        посещении        музеев,        об        участии в народных праздниках, об        участии в мастер-классах, связанных  с народными промыслами;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения  этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста

         ЛИЧНОСТНЫЕ

         У учащихся будут сформированы:

          • осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

          • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием

             культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

          • осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия                                        

            языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

         • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

         • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;    

            способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

         • эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам

         Учащиеся получат возможность для формирования:

        • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

          эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

       • личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

       • способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

      • способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

      • ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

                                           

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 ПРЕДМЕТНЫЕ

        Учащиеся научатся:

      • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

     • различать и называть:

     а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

     б) части речи, включая личные местоимения;

     в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные,повествовательные, побудительные, восклицательные;

    • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён   прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

     • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

     • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

     • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

      • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов),

      включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

    • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно

      реагировать на реплики, поддерживать разговор);

    • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

    • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

    • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения

      орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

     • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

     • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или  обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

     • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

    • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

    • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

    • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

      Регулятивные

      Учащиеся научатся на доступном уровне:

      • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

      • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

       • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

       • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

       • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

       • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности удерживать ее.

 Учащиеся получат возможность научиться:

       • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

      • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные  высказывания;

      • планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники,

       рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

      • регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

      Познавательные

       Учащиеся научатся:

      • ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе

        изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё  целеполагание;

      • предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять

        поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских  энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию,   полученную из различных источников;

     • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем

     • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными

        членами предложения);

     • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова,

       часть речи, член предложения, простое предложение;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

       Учащиеся получат возможность научиться:

       • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

       • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

       • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно  делать выводы;

       • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

      Коммуникативные

      Учащиеся научатся:

      • понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль озаглавливать тексты;

      • передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

      • владеть диалоговой формой речи;

      Учащиеся получат возможность научиться: 

     • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

    • при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

Содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

- изучение исторических фактов развития языка;

  - расширение  представлений  о  различных  методах  познания  языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ т. п.);

  -  включение учащихся в практическую речевую деятельность.соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»  включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии»  включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста»  связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности

Содержание учебного предмета 3 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда  ложь, друг  недруг, брат  братство  побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.

Раздел 2. Язык в действии (8 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение

нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.

Совершенствование навыков орфографического оформления текста

Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч) Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Резерв учебного времени –1ч.

        Содержание учебного предмета 4 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 2 ч.        

Календарно-тематическое планирование

3 класс  ( 1 часв нелелю, 34 уч. недели)

№ п/п

Наименование разделов и  

Количество часов

Дата

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее

1

Где путь прямой, там нет езды по кривой

1

2

Кто друг прямой, тот брат родной

1

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

4

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

5

Сошлись два друга - мороз да вьюга

1

6

Ветер без крыльев летает

1

7

Какой лес без чудес

1

8

Какой лес без чудес

1

9

Дело  мастера боится

1

10

Заиграйте, мои гусли

1

11

Что ни  город, то норов

1

12

Что ни  город, то норов

1

13

У земли ясно солнце, у человека - слово

1

Секреты речи и текста

14

Представление проектных заданий

1

15

Представление проектных заданий

1

Язык в действии

16

Для чего   нужны суффиксы

1

17

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке

1

18

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке

1

19

Все ли имена существительные "умеют" изменятся по числам

1

20

Как изменяются имена существительные во множественном числе

1

21

Как изменяются имена существительные во множественном числе

1

22

Зачем в русском языке такие разные предлоги

1

23

Творческая проверочная  работа «Что нового  мне удалось узнать об особенностях русского языка"

1

Секреты речи и текста

24

Создаём тексты-рассуждения

1

25

Создаём тексты-рассуждения

1

26

Учимся редактировать тексты

1

27

Учимся редактировать тексты

1

28

Учимся редактировать тексты

1

29

Учимся редактировать тексты

1

30

Учимся редактировать тексты

1

31

Создаём тексты-повествования

1

32

Создаём тексты-повествования

1

33

Представление проектных заданий

1

34

Резервный урок

1

4  класс  ( 1 часв нелелю, 34 уч. недели)

№ п/п

Наименование разделов и  

Количество часов

Дата

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

3

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

4

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

5

Красна сказка складом, а песня ладом

1

6

Красна сказка складом, а песня ладом

1

7

Красна сказка складом, а песня ладом

1

8

Красное словцо не ложь

1

9

Красное словцо не ложь

1

10

Красное словцо не ложь

1

11

Язык языку весть подаёт

1

12

Язык языку весть подаёт

1

13

Язык языку весть подаёт

1

14

Представление результатов проектных заданий

1

Язык в действии

15

Трудно ли образовывать формы глагола

1

16

Трудно ли образовывать формы глагола

1

17

Можно ли об одном и том же сказать по- разному

1

18

Можно ли об одном и том же сказать по- разному

1

19

Как и когда появились знаки препинания

1

20

Мини-сочинение «Можно ли об одном и том же сказать по- разному»

1

Секреты речи и теста

21

Задаём вопросы в диалоге

1

22

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

23

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

24

Учимся составлять план текста

1

25

Учимся составлять план текста

1

26

Учимся пересказывать текст

1

27

Учимся пересказывать текст

1

28

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

29

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

30

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

31

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

32

Представление проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

1

33, 34

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....

Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» в 3 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по предмету « русский родной язык» 4 б,в класс (класс) 34 часа

Рабочая программапо  предмету « русский родной язык»  4 б,в  класс(класс)34 часа...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...