Русский язык. «Простое и сложное предложение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Творогова Алексия Александровна

Формирование понятия «сложное предложение» «простое предложение», развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.12.2020                                                                                   ФИО учителя:

Школа:                                                                                                        ФИ студента: Творогова Алексия 46 группа

Класс: 3                                                                                           ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 309

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Простое и сложное предложение»

Цели деятельности учителя: формирование понятия «сложное предложение» «простое предложение», развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать что такое сложное предложение, как его писать;

Знать что такое простое предложение, как его писать;

Знать различия простого и сложного предложения;

Уметь различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Личностные:         

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России»3 класс (1 ч). В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроном

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный: вводная беседа

1 мин

Фронтальная форма работы.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Алексия Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я надеюсь, что у вас сегодня будет отличное настроение и вы будете активно работать. Садитесь.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все в порядке?

Учебник, ручка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок.

Р: волевая саморегуяция; преодоление импульсивности, непроизвольности

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: вводная беседа

3 мин

Прочитайте предложения, которые написаны на доске и сравните их:

Осенью выдался славный денек. Свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло.

К. Ушинский

Запишите предложения в тетрадь, подчеркните в них основы.

Чем эти предложения отличаются друг от друга?

Как называются такие предложения, в котором одна основа? Две основы?

- Посмотрите на слайд (Осенью выдался славный денек- простое предложение.)

-Как думаете почему мы его называем простым предложением?

- Докажите, что первое предложение простое. Подчеркните его основу.

- А можно ли второе предложение называть простым? Почему?
- Посчитайте, сколько в нем основ.
- Как бы вы назвали второе предложение: простым или сложным?

- Как отделены друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

Денек (сущ) – что сделал – выдался(глагол).
Тучи(сущ) – что сделал? - рассеялись ( глагол)

Ветер (сущ) – Что сделал? – улегся (гл)

Солнце (сущ) – что сделало? – выглянуло (гл)
В первом предложении одна основа, во втором предложении три основы

Дают возможные варианты ответов

- Потому что состоит из одной основы

- Сложное предложение.  Денек (сущ) – что сделал – выдался(глагол).
- Нет

- В нем больше одной основы

- Три основы

- сложным предложением

- запятыми.

Р: контроль,

П: осуществлять запись (фиксацию) информации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог.

3 мин

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (на основе проблемы)

- А какую задачу нам с вами предстоит сегодня выполнить?

- Давайте вместе построим план урока. Чем мы сегодня будем заниматься?

Посмотрите на слайд

Тема: « Простое и сложное предложения»

Цель: формирование понятия «сложное предложение» «простое предложение», развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

План:

1. Узнаем, что такое простое предложение

2. Узнаем, что такое сложное предложение

3. Узнаем отличия простого от сложного предложения

4. Узнаем, как отделять друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного предложения.

5. Проведем динамическую паузу

6. Потренируемся.

7. Подведем итоги.

Простое и сложное предложения

Узнать, что такое простое и сложное предложение. Знать отличия простого предложения от сложного.
Научиться различать эти предложения и находить главные члены предложений.

- Узнаем,что такое простое предложение

- Узнаем, что такое сложное предложение

- Узнаем отличия простого от сложного предложения

- Узнаем, как отделять друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного предложения.

П: формулировать цели и задачи деятельности;

Р: целеполагание, прогнозирование;

определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

принятие и сохраннее учебной задачи.

Л: самоопределение к учебной деятельности

IV. Открытие нового знания

Практический, аналитико- синтетический:

Артикуляция, звуковой анализ слова, анализ схемы.

Моделирование: анализ слого-звуковых схем

Практический: поэлементный анализ

15 мин

Определение простого и сложного предложения.

Парная работа.

Чтобы узнать, что такое простое и сложное предложение, вам нужно открыть конверты, которые лежат у вас на столах.

Попробуйте самостоятельно собрать определение, используя схему, которая находится на доске.

Давайте себя проверим. Откройте учебники на странице 31. Найдите определение.

Чем можно дополнить наше определение?

Фронтальная работа

Прочитайте предложение.

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится.

-Определите, какое это предложение: простое или сложное?

- Прочитайте еще раз. Произносится ли первое и второе простые предложения с интонацией конца предложения?

- Какой темой связаны по смыслу предложения, входящие состав слова?

- Какое заключение мы можем сделать о сложных предложениях?

 

- открывают конверты.

- Собирают определение:
Простое предложение – предложение, которое состоит из одной грамматической основы.

Сложное предложение – предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, разделяющиеся запятыми.

Тем, что простое предложение может состоять из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

- Это сложное предложение.

-Да

- Свяызаны общим смыслом, про закат, как садиться солнце, гаснет вечер.

- В сложном предложении основы связаны одним смыслом, одной темой.

Л: умение полно и точно выражать мысли

П: поиск и выделение информации;

построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез и их обоснование.

П: осуществлять запись (фиксацию) информации

К: построение устного речевого высказывания

П: поиск и выделение информации;

построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Л:  умение полно и точно выражать мысли.

Физминутка

Практический: игра

1 мин

Вы, наверное, устали? Проведем физминутку.

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

Ели — елки - елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

На елках - птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)

Повторяют движения

П: выполнение действий по алгоритму.

V. Первичное закрепление.

Практический: письменное упражнение

3мин

- Откройте учебник на странице 32, упражнение 51.

Прочитайте, спешите:


Утро. Зорькой золотою

Зарумянился восток,

Из села выходит стадо,

Заливается рожок.

И. Суриков

- Докажите, что только одно из двух предложений сложное.

- Сколько в нем простых предложений?

- Объясните знаки препинания в сложном предложении.

- Почеркните главные члены в каждом простом предложении, входящем в состав сложного предложения.

-Второе предложение является сложным, потому что состоит из нескольких основ.
- Состоит из трех простых предложений.

Восток сущ- что сделал – зарумянился гл.

Стадо сущ – что делает – выходит гл

Рожок сущ – что делает – заливается гл.

П: поиск и выделение информации;

построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Л:  умение полно и точно выражать мысли.

П: выполнение действий по алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Простое и сложное предложение" 4 класс, РО по системе Л.В. Занкова

С помощью данной технологмческой карты урока вы сможете создать свой урок....

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении.Задачи:Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные пре...

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении....

Презентация по русскому языку "Простое и сложное предложение" 3 класс.

Презентация по русскому языку "Простое и сложное предложение" 3 класс. Цель- уметь отличать  простое предложение от сложного....

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения" 4 класс

Открытый урок по русскому языку " Простые и сложные предложения" 4 класс УМК Перспектива...