Поурочное планирование 3 класс по русскому языку.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Чумакова Елена Николаевна

Поурочное планирование  3  класс  по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_russkiy.docx148.02 КБ

Предварительный просмотр:

4 четверть

Урок 1

ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Ц е л ь: актуализировать знания о глаголе; совершенствовать умения определять по основным грамматическим признакам, какой частью речи является данное слово.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

– Отправляемся в город. Речь к одному из жителей. Угадайте, на чем мы отправимся?

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились

И помчались, путь далек,

Лишь оставили дымок.

– Какие элементы букв спрятались в слове «паровоз»?

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Много паровозов и электровоз бегут по нашим дрогам.

– Чем отличается паровоз от электровоза?

– Объясните пропущенные орфограммы.

– Разберем по членам предложение.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Словарная работа.

– Запишите слова, распределяя в два столбика: I – с орфограммой «а», II – с «о».

З а п и с ь   н а   д о с к е:

…сина, с..поги, н..ябрь, м..лина, кв..ртира, к..мната, кр..вать, м..газин, п..года, к..ртофель, ..рех, м..л..ток.

– Чтобы войти в город, надо сказать волшебное слово. Догадайтесь, что это за слово:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам… (Глагол.)

– Что обозначает глагол?

– Какие глаголы встретились в стихотворении?

– На какие вопросы отвечают глаголы?

– Сегодня мы побываем в гостях у Глагола.

Учитель читает:

Я страшное дело – какой деловой!

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

На стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

– Что обозначает глагол?

2. Сравнение однокоренных слов и определение, какой частью речи является каждое слово (упр. 3).

– Вспомним, какие жители населяют город Речь (упр. 4). Определение основных грамматических признаков данных частей речи.

Физкультминутка

3. Определение значения глаголов (упр. 5).

– Что обозначают глаголы?

– Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие мы выражаем тоже с его помощью: спать, лежать, молчать, стоять и др.

4. Уточнение сформулированных обобщений учащимися по учебнику, с. 132.

– Как отличить имена существительные от глаголов?

5. Определение частей речи по основным грамматическим признакам. Образование однокоренных глаголов (упр. 6).

III. Итог урока.

В путь! Домой!

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтоб закончить наше путешествие –

Надо подвести его итог.

– Что такое глагол?

– Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечает глагол?

6. Игры Деда Буквоеда (устно).

Учитель называет животных, ученики подбирают глагол.

– Кто как голос подает?

Например: корова (мычит).

Лошадь, коза, свинья, кошка, волк, медведь, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, гусь.

Домашнее задание: упр. 7.

Урок 2

ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ

Ц е л ь: совершенствовать умения по основным грамматическим признакам определять, какой частью речи является данное слово; объяснять написание слов с изученными орфограммами.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

кристалл  облако  искусство

Не тот грамотен, кто читать умеет,

А тот, кто слушает и разумеет.

– Поясните смысл пословицы.

– Укажите, какой частью речи является каждое слово в предложении.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Выборочный диктант.

– Выписать из текста только глаголы; доказать правильность выбора. Объяснить правописание орфограмм.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Крикнул мячик:

– Захочу

И на небо улечу!

Завертелся, закружился

И в канаве

Очутился.

                  И. Муравейка

2. Упр. 10. Определение, какой частью речи являются данные слова по основным грамматическим признакам. Работа по вариантам: учащиеся I  в а р и а н т а  образуют от данного глагола однокоренное прилагательное; учащиеся II  в а р и а н т а  от глагола образуют существительное.

Физкультминутка

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

3. Комментирование изученных орфограмм (упр. 12).

– Поставьте к глаголам вопросы.

– Что обозначают эти глаголы?

– Разберите по членам первые два предложения; надпишите, какой частью речи является каждое слово.

– Охарактеризуйте предложения по интонации и по цели высказывания.

– Сложное или простое первое предложение?

– Распространенное или нераспространенное?

4. Письмо по памяти (упр. 8).

Задание: подчеркнуть глаголы.

III. Итог урока.

– Назовите части речи, которые мы сегодня анализировали.

– Расскажите о глаголе, местоимении, существительном, прилагательном.

Домашнее задание: упр. 11.

Урок 3

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Ц е л ь: формировать представления о неопределенной форме глагола; вырабатывать умения находить в тексте глаголы неопределенной формы.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Когда гоняешь

Голубей,

То можно

Посвистеть –

Все выше, выше

Голуби

Пытаются взлететь.

Но если ты

Выдумывать

Большой специалист,

То скажут

Про твое вранье:

«Художественный свист».

                                Р. Сеф

– Выпишите из стихотворения глаголы по порядку:

1) что делать? – …

2) что сделать? – …

– Можно ли определить по этим глаголам, в какое время совершается действие и какое количество человек (объектов) его выполняют?

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом на с. 135.

2. Выделение в тексте глаголов в неопределенной форме (упр. 15).

3. Замена крылатых выражений глаголом неопределенной формы (устно поставить вопросы к глаголу)

– очки втирать                        (обманывать)

– обвести вокруг пальца                (обхитрить)

– ошеломить                                (удивить)

– вешать нос                                (огорчаться)

– высунуть нос                        (показаться)

– зарубить на носу                        (запомнить)

– тыкать носом                        (указывать)

– схватывать на лету                (понимать)

Физкультминутка

4. Творческое задание.

– Составьте несколько правил дорожного движения. В предложениях используйте глаголы в неопределенной форме, чтобы показать, что выраженные ими действия относятся к каждому.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

С л о в а   д л я   с п р а в о к: тротуар, мостовая, трамвай, автомобиль, направо, налево.

III. Итог урока.

– Что обозначает термин «неопределенная форма глагола»?

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

Домашнее задание: упр. 12.

Урок 4

ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ

Ц е л ь: ознакомить с особенностями формы числа глаголов; развивать умение определять и изменять число глаголов.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

жужжать  жжение  железнодорожный

– Определите, какие части речи записали.

– Что обозначает каждое слово?

Прежде думать –  потом говорить.

– Объясните смысл пословицы.

– Выделите глаголы, поставьте устно к ним вопросы.

– В какой форме употреблены глаголы?

II. Формирование новых умений и понятий.

1. Определение частей речи (упр. 16).

2. Классификация глаголов по форме числа (упр. 17). У доски 1 ученик.

3. Выделение глаголов, определение формы (упр. 19).  (Устно.)

Физкультминутка

4. Упражнение в правильном употреблении формы числа глаголов.

– Раскройте скобки, употребив глагол в надлежащей форме. Укажите форму числа глаголов.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Земля (обсохнуть), душистые  березовые  почки  (распускаться).  Люди (вспахивать) поля. Сколько (выползать) разных червячков, жучков! Корм скворца и на земле, и в земле. Птица (истреблять) за день столько вредных насекомых, сколько (весить) сам.

5. Комментирование пропущенных орфограмм в словах (упр. 18). Определение числа глаголов.

III. Итог урока.

– Расскажите об изменении форм глагола.

Урок 5

УПРАЖНЕНИЕ В ИЗМЕНЕНИИ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

Ц е л ь: совершенствовать умения определять и изменять число глаголов.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Барабанщик  птенчик  зайчонок

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

– Поясните смысл пословицы.

– Выделите главные члены предложения, укажите части речи. Укажите форму глаголов.

– Охарактеризуйте предложение.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (упр. 21).

– Какую орфограмму напоминает нам в стихотворении поэт Вронский?

Читает учитель:

Завести решили мне

Новые привычки

Никогда девчонок Не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой Не

Драться за обедом!

На уроках больше Не

Говорить с соседом!

Я согласен даже Не

Рисовать на карте!

Я согласен даже Не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и Не

Выучу уроков!

2. Составление связного текста по иллюстрации, с. 139 (устно).

3. Определение по вопросу неопределенной формы глаголов. Определение цели высказывания и интонации предложения (упр. 22).

Физкультминутка

4. Самостоятельная работа. Подбор к существительным однокоренных глаголов (упр. 23).

5. Словарная работа.

– Запишите отгадки, распределяя существительные в три столбика по родам.

1. Деревянная шея,

    Железный клюв,

    Кричит: «Тук-тук-тук!»

                                   (Молоток.)

4. А на этой грядке

    Разыгрались в прятки

    Зеленые хитрецы,

    Молодые…  (огурцы).

2. Щиплет уши, щиплет нос,

    Лезет в валенки мороз,

     Брызнешь воду – упадет

     Не вода уже, а лед,

     Даже птице не летится,

     От мороза стынет птица,

     Повернуло солнце к лету,

     Что, скажи, за месяц это?

                                       (Январь.)

3. Бело, да не снег;

    Сладко, да не мед;

    От рогатого берут

    И жевулькам дают.

                                       (Молоко.)

5. Расселась барышня на грядке,

    Одета в шумные шелка,

    Мы для нее готовим кадки

     И крупной соли полмешка.

                                    (Капуста.)

6. Кто шесть имеет глаз,

    А иногда и 7, и 5,

    Что, впрочем, можно сосчитать.

    О той, кто зиму сладко спал,

    Забравшись осенью в подвал;

    О той, кого на кухню к нам

    Весною притащил я сам,

    Подумайте немножко:

    А вдруг это…    (артошка).

III. Итог урока.

– На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

– На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

– Как называется форма глагола, у которой нельзя определить число? На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Домашнее задание: упр. 28.

Урок 6

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь: совершенствовать умения определять и изменять число глаголов, употреблять глаголы в неопределенной форме.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Письмо по памяти (упр. 28).

1. Комментирование изученных орфограмм.

– Подчеркните в стихотворении глагол, отвечающий на вопрос «что делать?».

– Можно ли определить, в форме какого числа он стоит?

II. Закрепление.

1. Определение формы числа глаголов (упр. 24).

2. Самостоятельная работа в парах (упр. 25).

– Учащиеся I  в а р и а н т а  образуют глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», учащиеся II  в а р и а н т а   образуют глаголы на вопрос «что сделать?».

– Какое значение придали глаголам приставки? (I  в а р и а н т  – действие свершается сейчас; II  в а р и а н т  – действие будет свершаться.)

Физкультминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо…

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

– Что такое логическое ударение?

3. Работа над глаголами-синонимами (упр. 26). (Устно.)

– Замените глаголы зовут и ужинал так, чтобы они отвечали на вопрос «что делать?».

– Какое изменение произошло в глаголе зовут?

4. Самостоятельная работа.

– Определите время и число глаголов.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

III. Итог урока.

– О какой части речи эти строки?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

– На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

– Какие формы глагола вы можете еще назвать?

– Как отличить форму глагола единственного числа?

Домашнее задание: упр. 27.

Урок 7

ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

Ц е л ь: проверить сформированность умений излагать текст в логической последовательности; составлять свой текст по опорным предложениям.

Х о д   у р о к а

I. Постановка цели урока.

II. Знакомство с содержанием текста.

Был прекрасный летний день. Солнечные лучи манили рыбу со дна наверх. Рыба ходила стаями, играла в прозрачной воде. Старая цапля гордо ходила по лугу. Ей захотелось есть. Она спустилась к реке. Вот проплыли щука, а затем пескари. Цапля ждала жирных лещей. Она долго ходила по воде. Вода стала мутной, рыба исчезла. Вдруг цапля схватила лягушку и с жадностью съела. Она была теперь рада лягушкам.

III. Пересказ текста по частям.

Физкультминутка

IV. Словарная работа.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: прекрасный, наверх, гордо, пескари, долго, исчезла, теперь, лягушка.

– К какому типу относится данный текст?

– Определите тему текста.

– Озаглавьте текст.

– Выделите в тексте законченные части.

– Составьте план изложения. (Запись плана на доске.)

V. Повторение чтения текста.

VI. Запись текста.

Урок 8

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Ц е л ь: развивать умения исправлять ошибки в передаче содержания рассказа, в построении предложений, в употреблении и написании слов.

Х о д   у р о к а

I. Подведение итогов письменной работы.

II. Коллективная работа над ошибками.

III. Редактирование текста.

– Дополните предложения глаголами.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Как только … (наступит) весна, птицы … (начинают) вить гнезда, а потом … (выращивать) птенцов. А вот кукушка гнезда … (не вьет).

Найдет кукушка гнездо птичек, … (выследит), когда хозяева … (улетят). Тихо … (подложит) она свое яйцо в гнездо.

… (Вернутся) птички и не … (заметят), что у них еще одно яйцо прибавилось. Они … (высидят) вместе со своими птенцами кукушонка.

Физкультминутка

IV. Подбор глаголов, близких по значению.

– Замените одним глаголом. (Устно.)

Совать нос – …                Зарубить на носу – …

Клевать носом – …                 Унести ноги – …

Надуть губы – …                Попасть впросак – …

И был таков – …                Намозолить глаза – …

Чесать языком – …

V. Творческий диктант.

– Используя слова для справок, составьте текст. Озаглавьте его.

З а п и с ь   н а   д о с к е: уже весна, но не показывается, растаял, не прилетели, распускаются.

Урок 9

ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ

Ц е л ь: формировать понятие о времени глагола, развивать умение определять время глагола.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

корабль  яблоко  мебель

На желтых пушистых цветах вербы копошились и жужжали дикие пчелы.

– Объясните правописание изученных орфограмм.

– Разберите предложение по членам, указав, какой частью речи выражено каждое слово.

II. Формирование новых умений и понятий.

1. З а п и с ь   н а   д о с к е:

1) Села утка за рояль

     И сказала: – Кряк!

     Я сыграю вам сейчас

     Польку-краковяк.

                        Г. Сеф

2) Смотрит: коршун в море тонет,

    И не птичьим криком стонет.

                                А. Пушкин

3) Мы посадим липы и клены.

    Будет город нарядный, зеленый.

                        П. Воронько

– Выделите глаголы в первом четверостишии.

– В какой момент времени происходит действие?

– На какие вопросы отвечают данные глаголы?

– Прочтем вывод в учебнике на с. 143.

 Аналогичная работа с другими строчками из стихотворений.

2. Введение  соответствующей  терминологии.  Работа  с  правилом  на с. 144.

Физкультминутка

3. Называние действий, которые происходят в момент речи; до момента речи;  после момента речи (упр. 32).

– Объясните написание пропущенных орфограмм.

III. Итог урока.

– Как определить время глагола?

– На какие вопросы отвечает глагол в форме настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?

        Прошедшее время –

        То, что прошло:

        «Вчера мы писали»,

        «Солнце ушло».

        Настоящее время

        Приходит теперь

        «Мы пишем имя»,

        «Бегает зверь».

        Будущее время

        Еще не пришло:

        «После уроков

        Пойдем мы в кино».

– Послушайте стихотворение еще раз, выпишите глаголы, распределяя в три колонки: настоящее время, прошедшее, будущее.

– Докажите правильность своего выбора.

Домашнее задание: упр. 33.

Урок 10

ФОРМЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Ц е л ь: подвести к пониманию, что будущее время глаголов может быть простым и сложным; совершенствовать умения определять время глаголов.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Шоссе  шахматы  шоколад

Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.

– Поясните смысл поговорки.

– Определите временные формы глаголов.

II. Формирование новых понятий и умений.

О п р е д е л е н и е времени глаголов.

1. Наблюдение: одним или двумя словами выражено будущее время глаголов (упр. 34).

2. Введение  соответствующей  терминологии.  Работа  с  правилом  на с. 145.

– Какие вопросы ставим к глаголам  в простом будущем времени?

– Приведите примеры глаголов в простом будущем времени. (Запись нескольких глаголов на доске.)

– Какие вопросы поставим к глаголам  в сложном  будущем времени?

– Измените форму глаголов: глаголы в простом будущем  времени превратите в  глаголы в сложном будущем времени.

3. Комментированное письмо (упр. 36).

– Объясните написание слов с изученными орфограммами.

– Выделите глаголы, надпишите их время.

Физкультминутка

4. Выборочный диктант.

– Выпишите глаголы, определите время каждого глагола, надпишите.

Учитель читает:

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И теплый вечер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

                        А. А. Ахматова

III. Итог урока.

– Как изменяются глаголы?

– Как определить простое будущее время глагола? Сложное будущее время глагола?

Домашнее задание: упр. 35.

Урок 11

УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА

Ц е л ь: формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой по вопросам.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Солнечногорск  водосточный  здравомыслящий

С утра еще крепко морозит, а днем уже хорошо греет весеннее солнце.

– Выделите главные члены предложения.

– Охарактеризуйте предложение.

– Объясните правописание встретившихся орфограмм.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Определение времени глаголов.

Изменение формы глаголов по временам  (упр. 37).

– Как изменяются глаголы?

2. Уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику, с. 146.

3. Определение времени глаголов (упр. 39). Работа по вариантам: каждый  вариант разбирает одно четверостишие.

– Прочитайте выразительно стихотворение.

– Почему у птички такое имя?

– Выпишите глаголы, обозначив время, указав вопрос.

Физкультминутка

4. Самостоятельная работа (упр. 38).

Изменение глаголов по временам.

5. Игры Деда Буквоеда.

– Очень часто ребята путают употребление глаголов класть и положить.

Дедушка прислал телеграмму. Видимо, телеграфистка не была уверена в правильности расстановки глаголов. Заполните пропуски в предложениях.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Я всегда свои книги … на полку. Принес рукопись и … ее на стол. Допишу работу и … ее в папку. Надо всегда каждую вещь … на свое место.

III. Итог урока.

– Что обозначают глаголы в настоящем времени? В будущем времени? В прошедшем времени?

– Назовите формы будущего времени. Их отличие.

– Как определить время глагола?

Домашнее задание: упр. 40.

Урок 12

ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ

Ц е л ь: совершенствовать умение употреблять глаголы во всех возможных формах времени.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Чуковский  Чайковский  Черноземье

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

– Объясните правописание встретившихся орфограмм.

– Разберите по членам предложение, указав, какой частью речи является каждое слово.

– Почему слова во второй строке чистописания написаны с прописной буквы?

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Дифференциация глаголов по вопросам. Запись глаголов во всех возможных формах времени (упр. 41).

– На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме?

– Все ли глаголы имеют три формы времени?

– Какие формы глаголов не образуют настоящее время?

2. Актуализация полученных знаний по вопросам, с. 148.

3. Уточнение полученных учащимися обобщений по учебнику, с. 149.

Физкультминутка

4. Самостоятельная работа (упр. 43).

Запись глаголов во всех возможных формах времени.

Работа по вариантам: I  в а р и а н т  – первое четверостишие, II  в а р и- а н т  – второе четверостишие.

5. Упражнение на сообразительность.

– Какими частями речи могут быть следующие слова?

З а п и с ь   н а   д о с к е: мели, окуни, пряди, простой.

6. Учитель читает:

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда:

В дым разругаетесь,

Потом –

Сгорите от стыда.

– Объясните, когда так говорят: «В дым разругаться», «Сгореть от стыда».

Домашнее задание: упр. 42.

Урок 13

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Ц е л ь: проверить сформированность умений выделять глаголы среди других частей речи; определять форму числа глаголов;  время глаголов.

1. Выберите верное утверждение:

1) Глагол обозначает признак предмета.

2) Глагол обозначает действие предмета.

2. 1) Глагол неопределенной формы отвечает на вопросы «что делал?», «что сделал?».

2) Глагол неопределенной формы отвечает на вопросы «что делать?»,«что сделать?».

3. Прочитайте. Подчеркните глаголы. Надпишите число каждого глагола.

Варенье, хороший, варит, поют, самолет, молодой, пишет, учебник, качаются, ветреный, качели, ловят, дверь, зеленый, смеется, пестрый, кукует.

Физкультминутка

4. Определите время каждого глагола. Стрелкой соедините ответ.

                играет

                кидал

                поеду                                настоящее время

                сварил

                спит                                прошедшее время

                будет смотреть

                завяжу                        будущее время

                упал

                посмотрит

5. Спишите текст. Подчеркните глаголы. Определите число и время глаголов.

С неба солнце посылает прощ..льные лучи. Землю п..крыл к..вер из пестрых лист..ев. Красивые д..рев..я ст..ят в праз..ничном н..ряде. Птицы ул..тели в д..лекие страны. Скоро д..рев..я п..кроет пуш..стыми хлоп..ями сне.. . Снежный убор ярко будет бл..стеть на со..нце.

Урок 14

ЛИЦО ГЛАГОЛОВ

Ц е л ь: формировать представления о грамматической категории – лицо глагола, личные местоимения.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

крылья  мышь  подъезд

Бабочки подсушили влажные от росы крылья и порхают с цветка на цветок.

– Объясните написание орфограмм.

– Выделите главные члены предложения, обозначьте, какой частью речи являются слова.

– Определите падеж существительных.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Воспроизведение знаний о частях речи (упр. 44).

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но, увы:

Я плавать – не могу!

Мы вам ее, она нам их,

Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от вас…

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех, –

Все это тайной быть должно

Для нас и вас от всех…

– Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

– Назовите личные местоимения в единственном и во множественном числе.

2. Составление и запись предложений с подлежащими, выраженными личными местоимениями (упр. 46).

– Разберите предложение по членам.

– Определите время и число глаголов.

– От чего зависят разные окончания глаголов?

– Какое вы использовали местоимение, когда говорили от своего лица?

3. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом на с. 151.

Физкультминутка

4. Определение времени и числа глаголов. Изменение числа глаголов ( упр. 46, с. 148).

– Подставьте к каждому глаголу личное местоимение.

– Что общего в паре глаголов? Чем отличаются?

5. Введение соответствующей терминологии, с. 152.

6. Заполнение таблицы-схемы.

Лицо глагола

Единственное число

Множественное число

1

2

я

ты

мы

вы

III. Итог урока.

1. Опрос.

– О какой части речи эти строки?

Я о себе такого мненья:

Огромна роль местоименья!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

– Назовите личные местоимения 1 лица; 2 лица.

– От чего в предложении будет зависеть изменение окончания глаголов?

2. Творческий диктант.

– Используя данные местоимения, запишите связный текст.

З а п и с ь   н а   д о с к е:  я, меня, мне, мною, обо мне.

Домашнее задание: упр. 47.

Урок 15

ЛИЦО ГЛАГОЛОВ

Ц е л ь: развивать умения соотносить глаголы с личными местоимениями; изменять число и лицо глагола в зависимости от личного местоимения.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Он в своей л..сной палате

Носит пестрен..кий халатик,

Он д..ревья лечит,

П..стучит –  и ле..че.

– О ком говорится в загадке? (О дятле.)

– Спишите каллиграфическим почерком, вписывая пропущенные орфограммы.

– Выделите главные члены предложения.

– Какими частями речи они выражены?

– С какими личными местоимениями сочетаются глаголы? Определите лицо и число глаголов.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Введение в тему.

                                                 Утром –

                                                 Так заведено –

                                                 Разомкнешь ресницы,

                                                 И к тебе идет Оно

                                                 Розовой жар-птицей…

                                                 А стемнеет – Он придет:

                                                 Тоненький, смущенный, –

                                                 Он на цыпочках войдет

                                                 Долькою лимонной.

                                                 Срок прошел – плывет Она

                                                 В пелене тумана,

                                                 Круглолица и грустна,

                                                 Будто Несмеяна…

                                                 Кто же Он, Оно, Она?

                                                 Месяц, солнце и луна!

                                                                                     Е. Кай

– Определите часть речи слов «Он, Оно, Она»; число.

2. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом, с. 152.

3. Подбор подходящих по смыслу личных местоимений к данным глаголам (упр. 48).

4. Задание: измените формы глаголов из пословиц, поставьте во множественном числе с личным местоимением, с которым глагол сочетается. Определите число данного местоимения.

5. Работа с правилом, с. 153.

6. Заполните таблицы изменения глаголов по лицам и числам.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

7. Образуйте глаголы в неопределенной форме: смоет, обмоет, облетит, слетим.

III. Итог урока.

– Как изменяются формы глаголов?

Домашнее задание: упр. 51.

Урок 16

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Ц е л и: формировать понятия о том, что глаголы в настоящем и простом будущем времени изменяются по лицам; совершенствовать умение определять лицо, число и время глаголов.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

понедельник  четверг  суббота

Ранним утром капельки росы сверкали и переливались на зелени листочков.

– Объясните правописание орфограмм.

– Разберите предложение по членам, указав, какой частью речи является каждое слово.

– Определите падеж существительных.

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Вопросы:

– Что такое местоимение?

– Какие грамматические категории есть у местоимения?

2. Составление и запись предложений с использованием данных глаголов и личных местоимений в качестве подлежащих (упр. 52).

– Назовите изменяемую часть в каждом глаголе.

– Разберите глаголы по составу.

– Укажите число и время глаголов.

– Какие окончания имеют глаголы в единственном числе будущего времени 1, 2, 3-го лица?

3. Соотнесение сформулированных учащимися обобщений по учебнику. Работу над правилом, с. 151.

4. Определение лица, числа и времени глаголов (упр. 55).

– Какие личные окончания имеют глаголы во множественном числе в настоящем времени?

5. Уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику, с. 155.

Физкультминутка

6. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и простом будущем времени (упр. 56).

– Какие личные окончания могут иметь глаголы в настоящем и простом будущем времени в единственном и во множественном числе?

7. Самостоятельная работа. Изменение по лицам и числам глагола. Работа по вариантам.

III. Итог урока.

– От чего зависит личное окончание глагола?

– Выберите верное утверждение:

* У глаголов II лица в единственном числе на конце пишется мягкий знак.

* У глаголов II лица в единственном  числе на конце мягкий знак не пишется.

Домашнее задание: упр. 59.

Урок 17

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь: закрепить знания об основных лексических и грамматических признаках глагола; развивать умение определять лицо и число глаголов.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

рисунок  картина  товарищ

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

– Поясните смысл поговорки.

– Определите главные члены предложения. Какой частью речи выражены?

– Определите лицо и число глаголов.

– Объясните встретившиеся орфограммы.

II. Закрепление.

1. Словарная работа.

– От заданных существительных учащиеся  I  в а р и а н т а  образуют и записывают глаголы в настоящем  времени, II  в а р и а н т а  –  в будущем времени.

Учитель диктует:                I                        II

        Учение                ( учить                буду учить)

        Растение                 (расту                вырасту)

        Ужин                ( …                         …)

        Работа                ( …                         …)

        Рисунок                ( …                         …)

        Мороз                ( …                         …)

        Обед                        ( …                         …)

        Завтрак                ( …                         …)

        Дежурный                ( …                         …)

2. Работа над предложением (упр. 57).  (Устно.)

– Какими по цели высказывания и по интонации являются выделенные предложения?

– Определите лица глаголов в настоящем времени.

3. Определение времени, лица и числа глаголов (упр. 60). (Устно.)

4. Комментированное письмо (упр. 61). Определение времени, лица и числа глаголов.

Физкультминутка

Наш Незнайка потянулся,

Руки в боки и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько

И за парту сел тихонько.

5. Творческая работа.

– Распространите рассказ так, чтобы можно было увидеть, что весна – прекрасное время года.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Весна. Прошла зима. Наступила весна. Журчат ручьи. Снег тает. Прилетели грачи. Из земли показалась травка. На деревьях лопнули почки. Показались листочки. Цветут первые цветы.

Домашнее задание: упр. 62.

Урок 18

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л и: закрепить знания учащихся о лексических и грамматических признаках глагола; познакомить с родовыми окончаниями глаголов  в прошедшем времени.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

звонарь  здоровье  беззащитный

Одной рукой и узла не завяжешь.

– Поясните смысл пословицы.

– Объясните написание орфограмм.

– Определите лицо, число глагола.

II. Закрепление.

1. Определение времени, числа и лица глаголов. Комментирование пропущенных орфограмм (упр. 63).

2. Наблюдение за окончаниями глаголов в настоящем времени, которые сочетаются с существительными разного рода (упр. 64).

– Одинаковы ли окончания глаголов в единственном числе в прошедшем времени?

– Определите окончания глаголов во всех предложениях.

– От чего зависят окончания глаголов в прошедшем времени?

3. Уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику.

Работа с правилом, с. 160.

                род                прошедшее время

                м. р.                         □

                ж. р.                        -а

                ср. р.                        -о

Физкультминутка

4. Наблюдение за окончаниями глаголов в настоящем времени, которые сочетаются с существительными разного рода (упр. 65, с. 157).

– Выделите окончания глаголов. Сравните.

– Докажите, что глаголы в настоящем времени по родам не изменяются.

5. Объяснительный диктант.

Наступил.. ясн.. утро. Со..нце ярко сиял.. в голубом не.. . Лучи его играл.. на реч..к.., на крышах домов. Алмазами сверкал. роса на тр..ве, на листьях д..ревьев. Кругом ст..яла тишина. Только весело щ..б..тал.. ласточка.

– Выделите окончания глаголов. Укажите время и род глаголов.

III. Итог урока.

– Перечислите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

– По каким категориям изменяются глаголы в настоящем времени?

Домашнее задание: упр. 66.

Урок 19

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Ц е л ь: проверить умение определять лицо глагола; употреблять глагол в нужном лице и числе; разбирать глаголы по составу.

Х о д   у р о к а

1. Прочитайте. Стрелкой укажите, что обозначает глагол.

                        предмет

                        состояние

        глагол        действие предмета

                        признак предмета

                        изменение признака

2. Прочитайте. По личным местоимениям определите лицо глаголов. Заполните таблицу.

3. Употребите и запишите каждый глагол в форме настоящего времени в указанном лице и числе.

Вставать (3 л., ед. ч.) – ...

Лить (2 л., мн. ч.) – ...

Ходить (1 л., ед. ч.) – ...

Макать (2 л., ед. ч.) – ...

Физкультминутка

4. Прочитайте. Стрелками укажите, как изменяются глаголы в каждом времени.

Настоящее время

Прошедшее время                        по лицам

Простое будущее время                по числам

Сложное будущее время                по родам

5. Прочитайте. Разберите глаголы по составу.

Поедут, запишу, пляшет, полежим, развеселим.

Слепить глаза – слепить игрушку.

Скупить книги – скупой на ласку.

6. К данным устойчивым сочетаниям припишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.

Вставляет палки в колеса.

Обведешь вокруг пальца.

Выбьетесь из сил.

Пропускает мимо ушей.

Урок 20

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л и: закреплять навыки, полученные по теме «Части речи»; учить быстро ориентироваться в тексте.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

– Расположите строчки стихотворения Н. Никитина так, чтобы была сохранена верная композиция четверостишия.

Полюбуйся: весна наступает,

В ярком золоте день утопает,

Журавли караваном летят.

И ручьи по оврагам шумят…

– Спишите. Обозначьте время глаголов.

II. Закрепление.

1. Учитель:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, –

Над нами и под нами, –

И все, что в памяти у нас, –

Означено словами.

– При помощи чего люди общаются друг с другом?

– Какая бывает речь?

– Из чего состоит наша речь?

– Что такое предложение? Из чего состоят предложения?

2. Словарная работа.

– Запишите в тетрадь, расшифровывая, слова, данные в транскрипции.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

                                        [п’атн’ица]

                                        [т’итрат’]

                                        [йагада]

                                        [салома]

                                        [л’эсн’ица]

                                        [пан’ид’эл’н’ик]

                                        [васток]

                                        [маркоф’]

                                        [субота]

                                        [р’иб’ата]

– Назовите части речи.

– Что такое имя существительное? Приведите примеры из минутки чистописания.

– Что называется именем прилагательным?

– Что обозначает глагол? Как изменяется глагол?

Физкультминутка

2. Лингвистическая минутка.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

                                        творог

                                        щавель

                                        поднял

                                        понял

                                        строчная (буква)

– Определите, к какой части речи относится каждое слово.

– Составьте предложения из слов, данных в виде схем:

В а р и а н т  I:

В а р и а н т  II:

В а р и а н т  III:

– Обозначьте части речи в своих предложениях.

3. Комментированное письмо.

Словно в подв..неч..ном плат..е разм..стилась (по)л..сным прос..кам ч..ремуха. (На)душ..лас.., (на)пудрилас.. . (Об)в..лакивает сла..ким ароматом. (Не)л..майте ее, друз..я! Бер..гите эту кр..соту!

                                                                По И. Коданеву

III. Итог урока.

– Какие орфограммы на сегодняшнем уроке мы повторили?

Домашнее задание:

– Творческий диктант. Используя данные слова, составьте повествовательный тест.

Илья, удивил класс, дежурный, не шумит, восхищаются, на перемене, сегодня.

Урок 21

ДИКТАНТ

Ц е л ь: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие, глухие, непроизносимые согласные, разделительные твердый и мягкий знак, мягкий знак после шипящих на  конце имен существительных, не с глаголом.

Удивительная птица

Весной остров Дия полон гостей. Однажды мы забрели в глубину острова. По узкой тропке мы добрались до вершины. Я осмотрел местность и заметил сокола. Он то скользил над самой землей, то взмывал в небесную лазурь. Хищник играл с ветром, нырял к морю, проносился над волнами. Чудесный внешний облик птицы сочетался с удивительной красотой в полете и редким умением выполнять трюки. Я любовался соколом.

                                                                                (65 слов.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: сочетался.

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я.

1. Записать данные слова с подходящими по смыслу приставками: об, с, под, в, по.

Явился, ехал, ежился, единение.

2. Разобрать по членам предложения третье предложение.

3. Записать имена существительные в начальной форме. Обозначить род.

От помощи, у плаща, в тиши, около ржи, от ключа, в глуши, около мяча, к товарищу.

4. Определить (надписать) лицо глаголов в тексте диктанта.

Урок 22

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Ц е л и: развивать умения исправлять ошибки, классифицировать их; обобщать полученные знания; развивать речь, умение сравнивать и делать выводы.

Х о д   у р о к а

I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1) Коллективная работа над ошибками.

2) Индивидуальная работа над ошибками.

II. Закрепление.

1. Отгадывание кроссворда «Водоемы».

1) Молодые березки свои перед ним поправляют прически, и месяц, и звери – в нем всё отражается. Как это зеркало называется? (Пруд.)

2) К маме-речке бегу

    И молчать не могу,

    Я ее сын родной,

    А родился весной. (Ручей.)

3) Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий – в море. (Река.)

4) Много рек, озер, морей

    Он в себя вобрал,

    Ты подумай и ответь:

    Что за великан? (Океан.)

5) Кругом вода,

    А с питьем беда.

    Кто знает,

    Где это бывает? (Море.)

6) Он без рук, он без ног

    Из земли пробиться смог.

    Нас он летом в самый зной

    Ледяной поит водой. (Родник.)

– Запишите отгадки.

– Объясните написание орфограмм в этих словах.

– Запишите слова в тетрадь, располагая их в порядке увеличения лексического значения.

– Определите, к какой части речи относятся слова.

– Обозначьте род имен существительных.

2. Учитель:

– Выпишите из текста, под мою диктовку, на слух  слова с безударной гласной в корне, надпишите падеж имен существительных.

Камень-вода

Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с ее морозами. Скоро на реке все остановится. Но лед сделает и доброе дело. Он защитит рыб в реке, прикроет их прочной стеной. Если бы не лед, все живое в воде погибло бы от холода.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем ото всех.

3. Образование словосочетаний с данными прилагательными. Определение рода, числа прилагательных.

В а р и а н т  I: Прозрачный …

Горючая …

В а р и а н т  II: Вязкая …

Скорая  …

4. Самостоятельная работа.

– Выпишите из текста существительные, распределяя их в три столбика: м. р., ж. р., ср. р. Поставьте их в единственном числе  в именительном падеже.

Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов.

– Какое значение имеет вода в жизни человека?

– Как нужно относиться к воде?

5. Комментированный диктант.

На речных берегах раскинулись города и деревни. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. В заводях цвели кувшинки. Птицы гнездились на берегах. Вода несет жизнь и растениям, и животным, и человеку.

– Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Домашнее задание: в диктанте над существительными укажите падеж.

Урок 23

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь: способствовать формированию навыков грамотного письма; учить быстро ориентироваться в тексте.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый класс,

Много дел больших и новых

Ожидают нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы –

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

– Все готовы к полету?

– Открыли свои бортовые журналы. Пишем четко, аккуратно, выводим каждый элемент букв.

Плутон  Терешкова  Гагарин

– Какую планету выберем, чтобы отправиться в космическое путешествие?

– Внимание! Приготовиться к запуску!

– Пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Полетели!

Космонавтом хочешь стать –

Должен много-много знать!

Только дружных звездолет

Может взять с собой в полет.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты.

II. Закрепление изученного в игровой форме.

Учитель:

– Первое испытание с планеты Марс. Марсиане просят найти «лишнее» слово:

З а п и с ь   н а   д о с к е:

Желток, железо, желтый.

Часовщик, часть, час.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

– Как одним словом назвать выписанные слова?

– Выделите корень.

– С «лишним» словом запишите предложение, но это слово должно быть в винительном падеже.

– Впереди Юпитер. Он выслал космический кроссворд. Чтобы удачно миновать притяжение, необходимо обстоятельно поработать.

1) Не имел хоть крыльев, но

    Мог летать он все равно.

    В сказке этот «аппарат»

    Знает каждый из ребят. (Ковер.)

2) Хоть корабль и не дом,

    Но окошки есть и в нем,

    И у нас вопрос для ребят:

    Как окно зовет космонавт? (Иллюминатор.)

3) Этот транспорт современный,

    Есть гражданский, есть военный.

    Думаем, все отгадают,

    Кто же по небу летает? (Самолет.)

4) Летательный аппарат инопланетян. (Тарелка.)

– Прокомментируйте, какие орфограммы встретились в отгадках.

Физкультминутка

Я вчера летал в ракете,

На далекой был планете.

Там обедал в синеве,

А под вечер был в Москве.

(При чтении стихотворения дети выполняют комплекс физических упражнений.)

– Внимание! Метеоритный дождь!

Он повредил текст, который нам прислали космонавты с орбиты.

Необходимо восстановить порядок слов в предложениях. Записать. Выделить грамматическую основу.

1. Облако, в, самолет, вошел.

2. Темно, стало.

3. Самолет, вот, поднялся, но, выше, облаков.

4. Сверху, они, волнистым, нам, казались, снежным, полем.

5. Облаков, разрывы, через, видеть можно, селения, поля, леса.

– Последнее испытание. Из ЦУПа нам прислали шифровку. Необходимо образовать из букв слова «градусник» как можно больше новых слов.

– Итак, наше путешествие подходит к концу. Ждет нас обратный путь, ждет нас Земля.

– Включить контакты! Начинаю отсчет! 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!

Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

III. Итог урока.

Урок 24

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь: формировать орфографическую зоркость.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

картофель  картина  красный

– Какое слово «лишнее»? (Красный.) Почему?

– Что обозначает слово «красный»?

– Придумайте синонимы к слову «красный». (Багряный, алый, багровый, кровавый, огненный, пурпурный.)

– З а п и ш и т е: Долг платежом красен.

– Составьте предложение со словом красный.

II. Закрепление.

1. Письмо по памяти – четверостишие М. Цветаевой.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний,

Иоанн Богослов.

2. Выделение грамматической основы в первом предложении.

– В «прямом» значении употреблено слово «зажглась».

– Подберите синонимы к нему.

3. Звукобуквенный анализ слова [к’ъс’т’й’у].

– Почему в слове  при наличии мягкого знака  количество букв и звуков совпало?

4. Этимология слова «красный».

– Обратимся к устному народному творчеству. Четверостишие из русской народной песни:

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала

Да на стол собрала.

– Что обозначает в данном контексте слово «красное»? (Обозначалось что-нибудь хорошее, яркое, светлое. Например, «красный угол» – почетный, передний. В речи мы часто слышим фразы: «красная цена», «красное словцо» (остроумное замечание).)

– Теперь поясните смысл пословицы, записанной в минутке чистописания.

Физкультминутка

5. Подбор словосочетаний, близких по смыслу:

Красная цена – … (высокая цена).

Красное дерево – … (ценное дерево).

Красная книга – … (охранная книга).

Красное словцо – … (меткое словцо).

– Определите род прилагательных.

6. Объяснительный диктант.

Май – месяц зеленого наряда. Зеленым ковром сочных трав оделись поля, рощи. В изумруд листвы наряжаются березки и пахучие тополя, играют ветры молодой листвой.

В лесу закурчавилась зеленью могучая вершина дуба, зазеленела липа, а там бузина распустилась метелками пахучих цветов. Целый день звенит птичий хор в душистых рощах. Заросли черемухи одеты белой пеной душистых цветов.

                                                                        По Г. Яковлеву

III. Итог урока.

– Чему учились на сегодняшнем уроке?

– Значит, необходимо вслушиваться не только в форму слова, но и в его значение. Козловский написал в своем стихотворении о словах так:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

Урок 25

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь: способствовать формированию навыков грамотного письма.

Х о д   у р о к а

I. Чистописание.

– Какую букву будем писать на сегодняшнем уроке?

Эту букву пишут, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

– На следующей строке запишите однокоренные слова.

– Определите, какой частью речи является каждое слово.

– Можно ли без контекста определить, какой частью речи является последнее слово? Почему?

Запись пословицы:

Ученье образует ум, а воспитание – нравы.

– Как вы понимаете смысл пословицы? (То есть развивает мыслительную способность человека. Нравы – черты характера, проявляющиеся в отношении к окружающим, в поведении.)

– Определите, какой частью речи является каждое слово.

– Определите падеж существительных.

II. Закрепление.

1. Словарная работа.

– Запишите слова, располагая  их в алфавитном порядке.

        м..газин                        овощи

        завтр..к                        ст..лица

        п..м..дор                        п..льто

        ст..кан                        тр..мвай

        ..рех                                тракт..р

        за..ц                                м..тро

2. – Отгадайте загадки:

* В поле – метелкой, в мешке золотом. (Рожь.)

* Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес.)

– Какая орфограмма объединяет эти слова?

– Как проверить правописание глухого согласного?

3. Самостоятельная работа.

– Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.

Пшеницу в нашей стр..не выращивают оз..мую и яровую. Оз..мую пшеницу хл..боробы сеют ос..нью. М..л..дые р..стения з..муют (под)снегом, а в..сной прод..лжают р..звиваться. Яровую пшеницу сеют в..сной. В конце лета созр..вает сначала озимая пшеница, а потом и яровая.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Ну  а шесть – тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

4. Игры Деда Буквоеда.

– Переставьте буквы. Образуйте новые слова: лучок, сачок.

– Докажите, все ли схемы верны. Запишите слова по данным схемам:

Урок 26

ОСЛОЖНЕННОЕ КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Ц е л ь: проверить сформированность навыка списывания с доски с соблюдением основных норм каллиграфии.

– Спишите, расставляя знаки препинания.

Слова береза, дятел замените словами, близкими по смыслу.

Оказал помощь

Однажды случилась беда с березой треснула и прижалась к земле большая ветка березы Вскоре под тонкой кожицей появились личинки они постепенно точили древесину береза на глазах стала гибнуть на помощь ей пришел из лесу дятел дятел стал березу обследовать своим крепким клювом, словно врач шаг за шагом дятел осмотрел большой сук, избавил его от недуга вскоре береза заметно помолодела, освежилась рана затянулась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочные планы русский язык 2 класс Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В

поурочные  планы  по курсу русского  языка  во  2  классе  (1–4)  по  учебнику:  Бунеев, Р. Н.,  Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 2 к...

Поурочное планирование русского языка. 1 класс. УМК Перспективная начальная школа, учебник Чураковой.

Поурочное планирование в 1 классе по ФГОС. УМК перспективная начальная школа....

4 класс Поурочное планирование "Русский язык"

Поурочное планирование по русскому языку по программе " Перспективная начальная школа" Поурочное планирование составлено на 1 четверть...

Поурочные разработки русский язык 1 класс ПНШ

Сценарии уроков русского языка 1 класс ПНШ...

Поурочные планы русский язык 4 класс

Поурочные планы русский язык 4 класс...

Поурочное планирование. Русский язык. 1 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Поурочное планирование. Русский язык. 1 класс. ШКОЛА РОССИИ....