Урок письма в 1 классе. Знакомство с новым предметом. УМК Перспективная начальная школа
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Логинова Светлана Николаевна

Цель: Познакомить детей с гигиеническими правилами письма

Познавательные УУД:

Формировать

-умение работать по инструкции учителя;

-представления о гигиенических правилах письма, о значении правил письма для сохранения здоровья глаз и позвоночника

Регулятивные УУД:

-Оценивать выполнение гигиенических правил письма

- Ставить учебные цели и задачи; понимать смысл инструкции учителя   

Коммуникативные УУД:

-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, быть  внимательным к мнению и высказываниям других учащихся;

Личностные УУД:

-этические правила общения и сотрудничества на уроке и вне урока

Прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1.1

Знакомство  с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве

М. с.8, Т-1 с.2-3

Цель: Познакомить детей с гигиеническими правилами письма

Познавательные УУД: 

Формировать

-умение работать по инструкции учителя;

-представления о гигиенических правилах письма, о значении правил письма для сохранения здоровья глаз и позвоночника

Регулятивные УУД:

-Оценивать выполнение гигиенических правил письма

- Ставить учебные цели и задачи; понимать смысл инструкции учителя         

Коммуникативные УУД:

-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, быть  внимательным к мнению и высказываниям других учащихся;

Личностные УУД:

-этические правила общения и сотрудничества на уроке и вне урока

Методы и приемы организации деятельности обучающихся: беседа, самостоятельная работа в тетради, оказание индивидуальной помощи обучающимся при выполнении самостоятельной работы.

Ход урока

1.Мотивирование учебной деятельности (орг. момент)         (5мин)

У. Вы сегодня стали учениками, этим трудом заняты дети во многих странах уже несколько тысяч лет. В древней Греции для приглашения учеников на урок и учета времени известный ученый Платон создал необычные водяные часы – будильник. На Руси 250 лет назад детей в школу созывал школьный колокол. Сидели школьники за общим столом, каждый ученик занимал свое место. Об этом говорилось в букваре. , которые «Дружнего места не занимай и товарищей не утесняй». Писали дети на грифельной доске стержнем, который назывался грифелем. Изредка писали на бумаге гусиными перьями нужно было уметь чинить» (слайд №2)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Как вы думаете, что мы должны знать, прежде чем обучаться письму (гигиенические правила письма)

3. Постановка учебной задачи.

-Ребята, поставьте цель урока. (Узнать, как правильно сидеть за столом, как правильно положить тетрадь, как правильно держать ручку (Познакомиться с гигиеническими правилами письма)

4. Планирование

-Ребята, что нам поможет в осуществлении цели (Работа в прописи, рассматривание иллюстраций, умение быть внимательными )

-Вначале мы поработаем самостоятельно, проверим насколько вы внимательны и умеете свои действия, а затем обсудим как нужно сидеть за столом и правильно держать ручки.

5. Открытие нового знания (10мин)

– Рассмотрите обложку «Тетради по письму». Кто здесь нарисован? (Маша и Миша). Они будут вместе с нами учиться писать.

-Я предлагаю вам самостоятельно поработать в тетради. Все буду  объяснять, постарайтесь работать внимательно. Я ни к кому не подойду, если что то не сможете сделать – ничего, вы ведь учитесь. Главное , чтобы вы были старательными и наблюдательными.

Приготовьте простой и три цветных карандаша –красный, голубой и желтый. Откройте тетрадь на с.3 (слайд №3)

Возьмите красный карандаш. Найдите верхний правый квадрат. Проведите перед ним две линии.

Возьмите голубой карандаш. Найдите верхний левый квадрат. Проведите за ним три линии. Возьмите желтый карандаш. Найдите квадрат, расположенный в центре. Проведите над ним одну линию

Рассмотрите внимательно узор на доске. Повторите его в строчке под верхними квадратами.

Теперь порисуем. В верхнем правом квадрате нарисуйте солнце. В левом нижнем квадрате нарисуйте цветок. В квадрате, расположенном в центре нарисуйте дом. (Выполнение заданий с голубым и желтым карандашами, а так же повторение узора служит основой для выяснения индивидуальных особенностей школьников. Это задание  позволяет охарактеризовать внимание и контроль школьника, которые являются одним из важнейших показателей готовности к обучению в школе.)

Знакомство с гигиеническими правилами письма. (5мин)

Вы сидите за удобными столами. У вас есть замечательные тетради, ручки. Давайте выясним, как нужно сидеть, держать ручку, чтобы красиво писать и при этом сохранять правильную осанку и хорошее зрение. Именно нарушение правил письма ведет к близорукости. Серьезной проблемой может стать искривление позвоночника. Выполняя письменные работы вы много времени проводите за письменным столом, поэтому следите за правильной осанкой.

Правила письма (слайд №4)

1.Ноги должны опираться о пол всей ступней.

2. Спину нужно удерживать в прямом положении. Расстояние между грудью и столом должно  быть с кулак .

3. При чтении голову несколько наклоняют к столу.

4. Расстояние от глаз до кончика стержня ручки при письме должно быть не меньше высоты тетради.

5. Локти во время письма лежат на столе, слегка выдаваясь за его край.

6. Тетрадь лежит прямо перед пишущим с поворотом влево, так, что ее левый нижний угол приходится на середину его груди. По ходу письма- для правильного положения туловища и головы ,тетрадь продвигают левой рукой влево, чтобы пишущая рука не очень удалялась от середины груди

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(10мин)

– Рассмотрите рисунки в тетради. (с.2) (слайд №5) На каком рисунке мальчик правильно сидит за столом? (На рисунке справа.) 

ОБСУЖДЕНИЕ ТОГО, ЧТО ДЕТИ УВИДЕЛИ НА ПЕРВОМ РИСУНКЕ («ТАК  НЕПРАВИЛЬНО»).

– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

- На каком рисунке девочка правильно положила тетрадь? (На рисунке справа.) 

У. ГДЕ И КАК ДОЛЖНЫ ЛЕЖАТЬ ЛОКТИ ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА? КАК ДОЛЖНА БЫТЬ РАСПОЛОЖЕНА ТЕТРАДЬ?

-ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ

  Стальной конек

 По белому полю бегает,

 За собой черные следы оставляет.

            (Ручка.)

– Что объединяет карандаш, ручку и мел? (Этими предметами можно писать буквы.)

– Чем мы будем писать буквы в тетради? (Ручкой.)

Знакомство с шариковой ручкой.         

Учитель объясняет, что шариковая ручка – современная, наиболее удобная для письма. Дети  рассматривают, из каких частей состоит шариковая ручка и для чего эти части. Затем учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. После этого дети несколько раз упражняются: возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец.

Примечание. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5–2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

-На каком рисунке  мальчик правильно держит ручку?(На рисунке справа)

7. Рефлексия учебной деятельности (итог) (5мин)

-Ребята, для чего нужна красивая осанка при письме?

Вывод: красивая осанка при письме – главное условие  здоровья легких, сердца и позвоночника. Это еще и главное условие красивого письма.

-Какие правила письма вы узнали? Как проверить, что сидишь за столом правильно        .

-Ноги должны упираться о пол всей ступней.

-Спину нужно удерживать в прямом положении. Расстояние между грудью и столом должно быть не меньше кулака.

- Тетрадь во время письма должна находиться на столе напротив седины груди, чтобы правый ее угол был выше левого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве

Слайд 4

Правила письма 1.Ноги должны опираться о пол всей ступней. 2. Спину нужно удерживать в прямом положении. Расстояние между грудью и столом должно быть с кулак . 3. При чтении голову несколько наклоняют к столу. 4. Расстояние от глаз до кончика стержня ручки при письме должно быть не меньше высоты тетради. 5. Локти во время письма лежат на столе, слегка выдаваясь за его край. 6. Тетрадь лежит прямо перед пишущим с поворотом влево, так, что ее левый нижний угол приходится на середину его груди. По ходу письма- для правильного положения туловища и головы ,тетрадь продвигают левой рукой влево, чтобы пишущая рука не очень удалялась от середины груди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Слова, называющие предметы" УМК Перспективная начальная школа

Презентация помогает детям узнать, что такое суффикс, понять, что родственные слова могут образовываться при помощи суффиксов. Дети повторяют словарные слова и знакомятся с новым словом....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Окончания слов-названий предметов ". УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Окончания слов-названий предметов. "....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания н...

«Формирование пространственных понятий на уроке математики, «Впереди и позади» - урок открытия нового знания (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Данный урок математики способствует формированию пространственных отношений, связанных с ориентировкой в пространстве и на плоскости: «впереди», «позади» и повторению ранее изученных понятий «справа»,...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя:   формирование знаний о беглости гласных...

Технологическая карта урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов видимое на письме. Е и О - бедные гласные" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: углубление и расширение знаний и умений учащихся о беглых гласных звуках в словах. Задачи урока:Дидактические:1.Вспомни...