Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

 Отараева Ирма Игоревна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelyonnaya_forma_glagola.docx35.03 КБ
Файл neopredelyonnaya_forma_glagola.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: "Неопределённая форма глагола"

Учитель: Отараева И.И.

Технологическая карта по русскому языку  4 класс

Тема урока: "Неопределённая форма глагола"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: формировать представление о глаголах неопределенной формы

Задачи урока:

1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;

3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола;

Планируемый результат (формирование УУД)

Предметные:

Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на –ть, ти, -чь.

Самостоятельно выделять  и формулировать  познавательную  цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать  объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Методы: частично-поисковый, наглядный

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, карточки, учебник Т.Г. Рамзаевой « Русский язык», 4 класс, часть 2.

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение)                 к учебной деятельности.

Слайд 1.

Необычный день у нас,                                

 Гости, видим мы,  у нас                                  

 Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады! (дети)

-А сейчас давайте попробуем с вами обернуться и обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом.

Попробуйте, обернитесь. Какая самая-самая дальняя точка? Запомнили эту точку? Повернитесь сюда. Молодцы, у многих получилось очень хорошо.

-А сейчас попробуйте ещё сильнее повернуться. Посмотрите, получится ли у вас ещё дальше взгляд свой повернуть. Попробуйте! Поднимите руку, у кого получилось? Так вот, дорогие мои, вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас первоначально была одна точка, но вы постарались и добились ещё большего.

Я желаю вам, чтобы вы на уроке тоже добились гораздо большего, расширили свои возможности и расширили свои знания на уроке.

 Обучающиеся  настраиваются на позитивное начало урока.

Личностные УУД

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

2.Актуализация  опорных знаний. Минута чистописания

Слайд 2.

-У нас на уроке необычная гостья, она приготовила вам много заданий, которые помогут повторить изученное и открыть новое знание. Готовы к испытанию?

- Загадка от Незнакомки:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает,  расскажет:

Чертит, пишет и поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ….

(Глагол).

- А почему загадка именно о глаголе?

-Сегодня на уроке мы будем отрабатывать написание сочетаний букв  слова «глагол».

-Откройте тетради, запишите в тетради число и классная работа.

Выписываем

гл  аг  ол

глагол

- Давайте повторим, что мы уже знаем о глаголе.

Слайд 3.

  1. Глагол - это
  2. Обозначает –
  3. На какие вопросы отвечает глагол?
  4. Изменяется

  1. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

-Молодцы! Следующее задание.

-Мы недавно  начали изучать часть речи  « Глагол».

Обучающиеся  записывают  в тетради:

Девятнадцатое марта.

Классная работа.

Подчеркните буквосочетание и слово, которое у вас получилось красивее всего.

- часть речи

- действие предмета

- что делает? Что делают?

- по временам, числам, а глаголы п.вр. .- по родам.

-сказуемым

Познавательные УУД:

- определять границу знания-незнания;

- устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

- осуществлять самоконтроль;

- оценивать правильность выполнения действия.

3.Выявление места и причины затруднения.

Слайд 4.  Определите время глаголов.

-Испытали ли вы какие-нибудь затруднения?  

-Попробуйте определить число у этих глаголов, род.

-Как можно  назвать такие глаголы?

-Определите тему  урока.  Слайд 5.

-Так вот кто  наша прекрасная незнакомка. Это неопределённая форма глагола!

- Чем будем заниматься на уроке, какие задачи будем решать? Слайд 6.

 

-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы? Слайд 7.

На платье гостьи часы с пустым циферблатом, с зачеркнутыми числами и словом «род».

- В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время.

- Не можем.

(Дети выдвигают свои предположения)

Неопределённая форма глагола

  • Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
  • Научиться образовывать глаголы неопределенной формы.
  • Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
  • Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.

- Нельзя определить время, число, род.

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме).

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

4.Построение проекта выхода из затруднения 

-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований.

- А какая первая задача урока? Слайд 8.

-Сейчас мы проведём  первое исследование, и работать будем в парах. Вспомним правила работы в парах

Слайд 9.

Работа в парах.  Исследовательская работа №1.  

- Задайте вопросы  и распределите глаголы в 2 столбика.

-Какие слова вы записали в 1 столбик?

- Во второй?  Слайд 10.

 

-Сделайте вывод Слайд 11.

- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? Слайд 12.

Исследовательская работа №2. Слайд 13

 -Запишите глаголы: несу, везёшь, играю, бегу в неопределённой форме.

 

 -Молодцы,  а теперь сразу  можно выполнить и следующую задачу.Слайд14

-Узнать отличительные признаки глаголов н.ф.

Слайд 15.

-Что интересного вы заметили?

Слайд 16. Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на  –ТЬ и  –ТИ

Кнопка

-Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы?

Слайд 17

- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Но мы учимся по учебнику Тамары Григорьевны Рамзаевой.  Давайте прочитаем, что написано в наших учебниках.

Слайд 18  - Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф.

Глаголы н.ф. – это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»).

Физминутка для глаз Слайд 19 

- Узнать на какие вопросы отвечают глаголы н.ф.

Ученики называют правила работы в парах и  группах:

-Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

-Говорить тихим голосом

-Уметь слушать других.                                                                                                                                                                          

- Если научился сам, научи другого!                                                                  

Дети работают в тетрадях.

Читают, сравнивают с эталоном.

- Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Научиться образовывать глаголы неопределенной формы.

Дети работают в парах, а потом проверяем. Задаем вопросы.

Нести, везти, играть, бежать

Узнать отличительные признаки глаголов н.ф.

(высказывают свои предположения.)

Высказывают разные точки зрения авторов учебников.

читают правило на с.68

Регулятивные УУД

- планирование своей деятельности

- прогнозирование поиска информации

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение  цели

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

-Какую следующую задачу нам надо решить? Слайд 20 

-Поработаем в учебнике на стр.69 с упражнением  №413 Слайд 21

-А какую пословицу мы не будем записывать? Почему?

-Укажите сверху над  глаголами  н.ф.

 

1 ряд - первую пословицу

2 ряд - вторую пословицу

3 ряд - третью пословицу

Взаимопроверка, оценка.

-  У кого есть ошибка.

-Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи.

Читают задание. Читают пословицы и объясняют их смысл.  

-четвёртую, в этой пословице нет глаголов неопределённой формы.

Взаимопроверка

Коммуникативные

УУД:

- умение выражать свои мысли

Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи

6. Первичная проверка понимания и закрепление.

Слайд 22 (Работа в парах)

- Малыш написал Карлсону письмо. Внимательно послушайте, пожалуйста задание.

- Что надо сделать?  (Текст письма  у каждой группы)

 

Самопроверка по эталону

Обучающиеся слушают письмо и выполняют задание.

Самопроверка по эталону

7. Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, вам удалось расширить свои знания на уроке?

-Проверим это с  помощью приложения «Пликерс»

Регулятивные УУД.

-оценивание  правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

8. Домашнее задание.

Слайд 23. Домашнее задание на выбор:

1)Написать мини-сочинение

« Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы.

Или

2) Найти и записать 5 фразеологизмов с глаголами неопределённой формы.

Слайд 24.

Давайте оценим свою работу  на уроке:

  • если тема не понятна, сидите на месте,
  •  если в основном уяснили, но есть ещё затруднения, то встаньте,
  • если весь материал понятен, то встаньте и захлопайте в ладоши.

-Все ребята сегодня очень старались, справились со своей задачей, сумели выделить главное, поэтому я вашей  работой довольна.

Урок окончен.

Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка от Незнакомки: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит Всё расскажет нам …. 1 3 5 7 8 (глагол)

Слайд 2

Что мы знаем о глаголе? Глагол – это Обозначает…. Отвечает…. Изменяются по В предложении является…… ч асть речи д ействие предмета что делает? что делают? временам и числам, а глаголы прошедшего времени по родам сказуемым

Слайд 3

Определите время глаголов ст а щил со стола п .в . хр а нишь тайну н .в . пол е тят на юг см о треть в окно позв о нить другу б .в . ? ?

Слайд 4

1 3 5 7 8 Тема урока: «Неопределённая ф орма г лагола»

Слайд 5

Задачи урока У знать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы. Научиться образовывать глаголы неопределенной формы. У знать отличительные признаки глаголов неопределенной формы. Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.

Слайд 6

Исследование № 1 Задайте вопросы и распределите глаголы в 2 столбика. Держать, зарубить, мозолить, прикусить.

Слайд 7

Что делать? Что сделать? д ержать зарубить м озолить прикусить

Слайд 8

Вывод исследовательской работы №1 1 3 5 7 8

Слайд 9

Исследование №2 везёшь несу играю везти играть нести бегу бежать

Слайд 10

Вывод исследовательской работы №3 Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ТЬ и –ТИ . Какой частью слова являются – ТЬ и – ТИ в глаголах неопределённой формы ? 1 3 5 7 8

Слайд 11

- ть - ть - ть ? Точки зрения учёных

Слайд 12

1 3 5 7 8

Слайд 13

Р абота в парах Дорогой Карлсон ! Приглашаю тебя на день рождения! Мы весело его проведем: Можно плясать, есть конфеты, играть, Мультфильмы смотреть, стихи сочинять. Мою паровую машину возьмём И с ней испытания снова начнём. Я вместе с тобой высоко полечу – Так праздник отметить свой я хочу! Твой друг Малыш. есть смотреть сочинять отметить плясать играть

Слайд 14

Домашнее задание на выбор Написать мини-сочинение « Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы . 2 ) Найти и записать 5 фразеологизмов с глаголами неопределённой формы 1 3 5 7 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...

Открытый урок по русскому языку 3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».

Открытый урок по русскому языку3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».Цель урока:- продолжать учить ребят рассуждать, определять принадлежность слова к классу глаголов и ...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...