Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelyonnaya_forma_glagola.docx | 35.03 КБ |
neopredelyonnaya_forma_glagola.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: "Неопределённая форма глагола"
Учитель: Отараева И.И.
Технологическая карта по русскому языку 4 класс
Тема урока: "Неопределённая форма глагола"
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: формировать представление о глаголах неопределенной формы
Задачи урока:
1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;
3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола;
Планируемый результат (формирование УУД)
Предметные:
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на –ть, ти, -чь.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
Методы: частично-поисковый, наглядный
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, карточки, учебник Т.Г. Рамзаевой « Русский язык», 4 класс, часть 2.
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Слайд 1. Необычный день у нас, Гости, видим мы, у нас Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! (дети) -А сейчас давайте попробуем с вами обернуться и обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. Попробуйте, обернитесь. Какая самая-самая дальняя точка? Запомнили эту точку? Повернитесь сюда. Молодцы, у многих получилось очень хорошо. -А сейчас попробуйте ещё сильнее повернуться. Посмотрите, получится ли у вас ещё дальше взгляд свой повернуть. Попробуйте! Поднимите руку, у кого получилось? Так вот, дорогие мои, вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас первоначально была одна точка, но вы постарались и добились ещё большего. Я желаю вам, чтобы вы на уроке тоже добились гораздо большего, расширили свои возможности и расширили свои знания на уроке. | Обучающиеся настраиваются на позитивное начало урока. | Личностные УУД - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
2.Актуализация опорных знаний. Минута чистописания | Слайд 2. -У нас на уроке необычная гостья, она приготовила вам много заданий, которые помогут повторить изученное и открыть новое знание. Готовы к испытанию? - Загадка от Незнакомки: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам …. (Глагол). - А почему загадка именно о глаголе? -Сегодня на уроке мы будем отрабатывать написание сочетаний букв слова «глагол». -Откройте тетради, запишите в тетради число и классная работа. Выписываем гл аг ол глагол - Давайте повторим, что мы уже знаем о глаголе. Слайд 3.
-Молодцы! Следующее задание. | -Мы недавно начали изучать часть речи « Глагол». Обучающиеся записывают в тетради: Девятнадцатое марта. Классная работа. Подчеркните буквосочетание и слово, которое у вас получилось красивее всего. - часть речи - действие предмета - что делает? Что делают? - по временам, числам, а глаголы п.вр. .- по родам. -сказуемым | Познавательные УУД: - определять границу знания-незнания; - устанавливать закономерности. Коммуникативные УУД: - формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой - осуществлять самоконтроль; - оценивать правильность выполнения действия. |
3.Выявление места и причины затруднения. | Слайд 4. Определите время глаголов. -Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? -Попробуйте определить число у этих глаголов, род. -Как можно назвать такие глаголы? -Определите тему урока. Слайд 5. -Так вот кто наша прекрасная незнакомка. Это неопределённая форма глагола! - Чем будем заниматься на уроке, какие задачи будем решать? Слайд 6.
-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы? Слайд 7. На платье гостьи часы с пустым циферблатом, с зачеркнутыми числами и словом «род». | - В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время. - Не можем. (Дети выдвигают свои предположения) Неопределённая форма глагола
- Нельзя определить время, число, род. | Коммуникативные УУД -уметь оформлять свои мысли в устной форме). Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД Познавательные УУД: -общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований. - А какая первая задача урока? Слайд 8. -Сейчас мы проведём первое исследование, и работать будем в парах. Вспомним правила работы в парах Слайд 9. Работа в парах. Исследовательская работа №1. - Задайте вопросы и распределите глаголы в 2 столбика. -Какие слова вы записали в 1 столбик? - Во второй? Слайд 10.
-Сделайте вывод Слайд 11. - Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? Слайд 12. Исследовательская работа №2. Слайд 13 -Запишите глаголы: несу, везёшь, играю, бегу в неопределённой форме.
-Молодцы, а теперь сразу можно выполнить и следующую задачу.Слайд14 -Узнать отличительные признаки глаголов н.ф. Слайд 15. -Что интересного вы заметили? Слайд 16. Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ТЬ и –ТИ Кнопка -Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? Слайд 17 - О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Но мы учимся по учебнику Тамары Григорьевны Рамзаевой. Давайте прочитаем, что написано в наших учебниках. Слайд 18 - Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф. Глаголы н.ф. – это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»). Физминутка для глаз Слайд 19 | - Узнать на какие вопросы отвечают глаголы н.ф. Ученики называют правила работы в парах и группах: -Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом -Говорить тихим голосом -Уметь слушать других. - Если научился сам, научи другого! Дети работают в тетрадях. Читают, сравнивают с эталоном. - Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Научиться образовывать глаголы неопределенной формы. Дети работают в парах, а потом проверяем. Задаем вопросы. Нести, везти, играть, бежать Узнать отличительные признаки глаголов н.ф. (высказывают свои предположения.) Высказывают разные точки зрения авторов учебников. читают правило на с.68 | Регулятивные УУД - планирование своей деятельности - прогнозирование поиска информации Познавательные УУД - самостоятельное выделение цели Коммуникативные УУД - умение выражать свои мысли |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -Какую следующую задачу нам надо решить? Слайд 20 -Поработаем в учебнике на стр.69 с упражнением №413 Слайд 21 -А какую пословицу мы не будем записывать? Почему? -Укажите сверху над глаголами н.ф.
1 ряд - первую пословицу 2 ряд - вторую пословицу 3 ряд - третью пословицу Взаимопроверка, оценка. - У кого есть ошибка. | -Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи. Читают задание. Читают пословицы и объясняют их смысл. -четвёртую, в этой пословице нет глаголов неопределённой формы. Взаимопроверка | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи |
6. Первичная проверка понимания и закрепление. | Слайд 22 (Работа в парах) - Малыш написал Карлсону письмо. Внимательно послушайте, пожалуйста задание. - Что надо сделать? (Текст письма у каждой группы)
Самопроверка по эталону | Обучающиеся слушают письмо и выполняют задание. Самопроверка по эталону | |
7. Рефлексия учебной деятельности. | -Ребята, вам удалось расширить свои знания на уроке? -Проверим это с помощью приложения «Пликерс» | Регулятивные УУД. -оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) | |
8. Домашнее задание. | Слайд 23. Домашнее задание на выбор: 1)Написать мини-сочинение « Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы. Или 2) Найти и записать 5 фразеологизмов с глаголами неопределённой формы. Слайд 24. Давайте оценим свою работу на уроке:
-Все ребята сегодня очень старались, справились со своей задачей, сумели выделить главное, поэтому я вашей работой довольна. Урок окончен. | Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы знаем о глаголе? Глагол – это Обозначает…. Отвечает…. Изменяются по В предложении является…… ч асть речи д ействие предмета что делает? что делают? временам и числам, а глаголы прошедшего времени по родам сказуемым
Определите время глаголов ст а щил со стола п .в . хр а нишь тайну н .в . пол е тят на юг см о треть в окно позв о нить другу б .в . ? ?
1 3 5 7 8 Тема урока: «Неопределённая ф орма г лагола»
Задачи урока У знать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы. Научиться образовывать глаголы неопределенной формы. У знать отличительные признаки глаголов неопределенной формы. Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Исследование № 1 Задайте вопросы и распределите глаголы в 2 столбика. Держать, зарубить, мозолить, прикусить.
Что делать? Что сделать? д ержать зарубить м озолить прикусить
Вывод исследовательской работы №1 1 3 5 7 8
Исследование №2 везёшь несу играю везти играть нести бегу бежать
Вывод исследовательской работы №3 Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ТЬ и –ТИ . Какой частью слова являются – ТЬ и – ТИ в глаголах неопределённой формы ? 1 3 5 7 8
- ть - ть - ть ? Точки зрения учёных
1 3 5 7 8
Р абота в парах Дорогой Карлсон ! Приглашаю тебя на день рождения! Мы весело его проведем: Можно плясать, есть конфеты, играть, Мультфильмы смотреть, стихи сочинять. Мою паровую машину возьмём И с ней испытания снова начнём. Я вместе с тобой высоко полечу – Так праздник отметить свой я хочу! Твой друг Малыш. есть смотреть сочинять отметить плясать играть
Домашнее задание на выбор Написать мини-сочинение « Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы . 2 ) Найти и записать 5 фразеологизмов с глаголами неопределённой формы 1 3 5 7 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...
Открытый урок по русскому языку 3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».
Открытый урок по русскому языку3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».Цель урока:- продолжать учить ребят рассуждать, определять принадлежность слова к классу глаголов и ...
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...