Двоеточие
учебно-методический материал по русскому языку

Мазяркина Елена Владимировна

Информация про двоеточие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoetochie.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

двоеточие

Слайд 2

Двоеточие [ : ] — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Слайд 3

Историческая справка дВОЕТОЧИЕ [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731). в свое время Платон, философ Древней Греции, заканчивал некоторые разделы своих книг двоеточием. Во многих языках такой знак препинания ставится сразу после слова, а после самого двоеточия – пробел. Но есть и такие языки, в которых узким пробелом этот знак отделяют и от того слова, после которого он стоит. Такое можно наблюдать, например, в письменном французском языке. Эквивалентом этого знака препинания в церковнославянской письменности считается точка с запятой. В те времена двоеточие могло использоваться также в функции точки и даже многоточия. В конце сокращений в русском языке этот знак препинания встречался вплоть до середины 19 века. В качестве знака сокращения двоеточие часто можно встретить и в старой европейской письменности. Такую функцию двоеточие сохранило и в некоторых современных языках, например, в шведском и финском. В этих языках двоеточие можно встретить даже в середине слова, например: H:ki, то есть Helsinki . Этот знак препинания в фонетической транскрипции обозначает долготу того звука, после которого он расположен. То есть в этом случае он несет функцию диакритического знака.

Слайд 4

В русском языке двоеточие: разделяет слова автора и прямую речь; Двоеточие предупреждает, что после слов автора последует прямая речь и нам следует обратить внимание на это место в предложении (Я воскликнул: «До ближайшего хутора рукой подать!»). ставится после обобщающего слова в обобщении («Удивляло и восхищало в нём всё: его манера говорить, его отношение ко всем, всегдашняя приветливость…») или предложениях с большим количеством однородных членов; используется как символ, который вводит перечисление чего-либо (примером может служить данный список); ставится между двумя частями сложного бессоюзного предложения, когда вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой, либо вторая часть поясняет первую, либо вторая часть дополняет одно из слов или словосочетаний первой.

Слайд 5

Двоеточие в простом предложении Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах. В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Слайд 6

Двоеточие в простом предложении Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно , перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду, а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах. В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно», после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Слайд 7

Двоеточие в простом предложении Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Слайд 8

Двоеточие в сложном предложении Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях. Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно »), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно»: В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

Слайд 9

Двоеточие в сложном предложении Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водо й. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

Слайд 10

Двоеточие в сложном предложении Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что, то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

Слайд 11

Двоеточие в сложном предложении В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что . Я поднял голову (и увидел, что): луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.

Слайд 12

Список использованных источников http://www.znaki-pr.spb.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ Двоеточие http://21vu.ru/publ/688/23918 http://www.textologia.ru/russkiy/interesnie-fakti-yazika/facty-punktuatsii/istoriya-proishozhdeniya-dvoetochiya-v-russkom-yazike/5494/?q=463&n=5494 http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/01/proiskhozhdenie-znakov-prepinaniya-i-pamyatniki-im

Слайд 13

Выполнила: студентка 3 курса группы пдн-114 бычкова елена