Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные

- знать: слова, близкие и противоположные по значению;

- уметь подбирать к именам прилагательным близкие и противоположные по смыслу слава, устанавливать связь между именем прилагательным и именем существительным.

Личностные

- осознавать свои трудности стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие «нового» знания

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс,  часть 2

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2021                                                                                    ФИО учителя: Хабилова Римма Юсуповна

Школа: МОУ «Аязгуловская ОШ»                                                          ФИО студента: Ягафарова Лидия Ильясовна

Класс: 2                                                                                                    ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

                КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные

- знать: слова, близкие и противоположные по значению;

- уметь подбирать к именам прилагательным близкие и противоположные по смыслу слава, устанавливать связь между именем прилагательным и именем существительным.

Личностные

- осознавать свои трудности стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие «нового» знания

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс,  часть 2

Челябинск, 2021

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I.Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Прочитайте высказывание на экране.

 «Всегда - учиться, всё - знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Как  вы понимаете  его смысл?

Как это связать с нашей работой на уроке?  

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

Читают высказывание

 

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

5 мин

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

«Мозговой штурм» «Верю – не верю».

- Имя прилагательное – это часть речи. Да

- Имя прилагательное обозначает действие предмета.

-Имя прилагательное отвечает только на вопрос какой?

- Имя прилагательное связано с именем существительным.

- В пословице «Доброе слово и кошке приятно» нет прилагательных.

- Составьте по рисунку словосочетание имени существительного с именем прилагательным

-Из каких частей речи состоит это словосочетание?

-А это какой клоун?

-Это какая ягода?

-А эта?

- О каких прилагательных идет речь?

- Как называются слова, близкие по значению?

-Как называются слова, противоположные по значению?

Записывают число и классная работа

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Веселый клоун

Имя существительные и имя прилагательные

Грустный

Сладкая

Горькая

О противоположных по значению

Синонимы

Антонимы

К.: умение слушать и слышать

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

IП. Постановка учебной задачи

Словесный: постановка вопросов

Темы, цель

Практический: составление предложения

3 мин

-Определите тему урока.

- Какие цели мы можем поставить?

- Давайте составим план на урок.

Прилагательные, близкие и противоположные по значению

Научимся подбирать к существительным прилагательные, находить синонимы и антонимы, использовать их в речи, определять в тексте, составлять предложения, используя антонимы и синонимы.

План:

1. Познакомимся с новой темой

2. Составим алгоритм выполнения заданий

3. Выполним задания

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический:

Упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

8 мин

1 мин

-Эта тема для вас новая или уже знакома?

- Где мы можем найти антонимы и синонимы?

Противоположное - антонимы, близкое по смыслу – синонимы

- Называть слова,  противоположное по смыслу слову:

Близкий - далекий

Добрый - злой

Длинный - короткий

Медленный -  быстрый

Грустный - веселый

Горячий- холодный

-Называть слова, близкое по смыслу слову:

Мудрый- умный

Смелый -храбрый

Холодный- морозный

Мокрый – влажный

Жаркий- горячий

Упр.155. Прочитайте.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.

- Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные.

-Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?

- Прочитайте информацию в рубрике « Обратите внимание!»

Физкультминутка

Хлоп руками! Топ ногами!

Головой туда – сюда!

А теперь сильней локтями

Поработаем, друзья!

А теперь остановитесь

И в кого-то превратитесь

Немного знакома, когда мы изучали имя существительное и глагол, мы встречались с понятиями антонимы и синонимы.

В нашем учебнике авторы В.П.Канакина и В.Г.Горецкий в специальном словаре. С.140-141

 

Муравей маленький, а слон большой. Уголь черный, а снег белый. Дорога широкая, а тропинка узкая. Перец горький, а сахар сладкий

Маленький- большой, черный- белый, широкая- узкая, горький – сладкий.

Антонимы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

К.: умение слушать и слышать

Р.: следовать указаниям учителя, выполнять учебные задачи

П.: выполнять заданий

Р.: саморегуляция как силы и энергии

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический: упражнение

8 мин

Откройте стр. 91 упр. 156. Прочитайте .

-Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные

 (Какой?) Хитрый, как лиса

(Какой?) Яркий, как солнышко

(Какой?) Колючий, как ёж

(Какой?) Трусливый, как заяц

(Какой?) Оранжевый, как апельсин  

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы на вопросы; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа по карточкам

8 мин

Вариант 1

Вариант 2

Укажите противоположное по смыслу слово:

трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной

широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова:

известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный

отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

 Выполняют самостоятельно по вариантам

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебник

П.: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из текстов

VIII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: упражнение

3 мин

  Упр. 157. Прочитайте. Составьте и запишите из данных слов предложение

- Над словами укажите известные части речи.

- Какими членами предложения является имена прилагательные: главными или второстепенными?

Летней ночью на лесной опушке распустился голубой колокольчик

На (предлог) опушке (сущ.) лесной (прил.) летней (прил.) ночью (сущ.) распустился (гл.) голубой (прил.) колокольчик (сущ.)

Прилагательные являются второстепенными членами

П.: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из текстов

IX.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

-О каких словах мы говорили сегодня на уроке?

-Что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы оно отвечает?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи

-Кому было совсем непонятно на уроке поднимите правую руку.

-Кому было понятно, но нужно еще раз все повторить – левую руку. Кому было абсолютно все понятно – поднимите 2 руки.

-Спасибо за урок.

О словах, близких и противоположных по смыслу

Признак предмета

Какая? Какое? Какие? Какой?

Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной

Проводят самооценку деятельности

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы близкие и противоположные по значению". УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; расширять словарный запас существительных женского род...

Технологическая карта урока по русскому языку: "Глаголы близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России"., 2 класс)

Тема урока: «Глаголы близкие и противоположные по значению»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах; ...