Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: отличительные признаки текста рассуждения;

- уметь: определять текст-рассуждение; составлять текст-рассуждение.

Личностные:

- ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:28.04.2021                                                                                              ФИО учителя: Хабилова Р.Ю.

Школа: МОУ «Аязгуловская ОШ»                                                                          ФИО студента: Ягафарова Л.И.

Класс: 2                                                                                                   ФИО методиста Галиуллина Н.К.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Текст-рассуждение»

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: отличительные признаки текста рассуждения;

- уметь: определять текст-рассуждение; составлять текст-рассуждение.

Личностные: 

- ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; 

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь 2 класс 2 часть (УМК «Школа России»); раздаточный материал.

Челябинск,2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку, порядок ли у вас на парте.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

 II.Актуализация знаний и мотивация

        

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, списывание

Словес.: подводящий диалог

4-5мин

- Запишите дату, классная работа.

- Спишите слова ,вставьте пропущенные буквы.

Т..тра..ь , еж.., к..р..ндаш.. ,сне.., т…релка

- По первым буквам составьте слово. 

- давайте проверим ваши знания о том, что такое текст. Я буду читать предложения о тексте, если верно, хлопаете в ладоши, если не верно, поднимаете руки.

1.Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых  предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текс обязательно имеет заголовок

5. Текс не всегда имеет заголовок

6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст может быть не большим по объёму

      9. Текст всегда состоит из одной части

- Ребята, а с какими текстами вы уже знакомы?

- Что такое текст-описание?

- Текст-повествование?

 

- Прочитайте текст на доске.

- Попробуйте определить, что это за текст?

- Это текст-рассуждение, с которым мы сегодня познакомимся.

- Тетрадь, ежик, карандаш, снег, тарелка

- Текст

  1. +
  2. +
  3. +
  4. +

- С тестом-описанием и текстом-повествованием

- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?

- А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождем его песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.

Происходит затруднение в выявлением типа текста.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практический: анализ текстов, сравнение

Словесн.: Сравнение  на уровне содержания и уровне орфографии

Словес.: анализ, ответы на вопросы.

4-5м

- Определите тему урока.

- Какие цели мы можем поставить?

- Давайте составим план на урок.

- «Текст-рассуждение»

- Цели: познакомимся с текстом-рассуждением, научимся его отличать от других и писать

- План:

  1. Познакомимся с новой темой
  2. Составим алгоритм выполнения заданий
  3. Выполним задания

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Практич: проговаривание.

Практич:  анализ

Совесн.: беседа.

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, составление текста

4 м

- Откройте страницу 105.Прочитайте текст в № 180.

- Прочитайте рассказ О. Карлович о птице.

- О чем этот текст? В каком предложении выражена главная мысль текста?

- Откройте толковый словарь и найдите слово УНИКАЛЬНЫЙ.

- Прочитайте слова, которые подтверждают то, что сова уникальна.

- Прочитайте предложение, где автор дает свою оценку птице?

- Какой вопрос можно задать к такому тексту?

- Итак, ребята, вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно вывести 3 части:

- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;

- во второй части – это само объяснение, доказательство;

- и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?

Динамическая пауза

- О сове, в 1 предложении

- Уникальный – это единственный в своем роде, неповторимый.
- Оба глаза «на лице», она может легко повернуть голову на 180 градусов, летает бесшумно, видит хорошо и днем и ночью.
- «В общем, не птица, а чудо!»
- Почему?  

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: выполнение упражнений

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

5  м

- Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте его.

- С какого слова начинается каждый вопрос?

- Давайте ответим на все эти вопросы.

- Молодцы! Вот так и составляется текст-рассуждение.

- Выберите один из вопросов и составьте с ним текст-рассуждение, просто ответив на вопрос, вопрос тоже нужно писать.

- Со слова «Почему»

  1. Потому что это имена собственные
  2. Потому что растет рядом с дорогой
  3. Он – это местоимение, а пенал – это существительное
  4. Потому что его можно проверить – морозы

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признако

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Практ.: сам.раб. 

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

7-8мин

1.Какие типы текстов существуют в русском языке?

  • Описание, рассуждение
  •  Повествование, размышление, описание
  •  Рассуждение, повествование, описание
  •  Размышление, описание

2. Что заключено в тексте-рассуждении?

  •  Последовательно изложенные мысли
  •  Последовательность действий
  •  Описание явлений
  •  Рассказ о событиях

3. Какие вопросы можно задать к тексту-рассуждению?

  •  Как? Каким образом?
  •  Что произошло?
  •  Какой?
  •  Почему? Что из этого следует?1

Сколько частей обычно содержит текст-рассуждение?

  •  1
  •  2
  •  3
  •  4

Что из себя представляет основная часть текста рассуждения?

  •  Постановка вопроса
  •  Утверждение или отрицание тезиса, ответ на поставленный вопрос
  •  Вывод рассуждений
  •  Описание произошедших действий

        

Проходят тест, получают результат.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: планирование учебного сотрудничества;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Практ.:  вып.упр. на зарепление.

Языковой анализ: формулирование определения

4-6мин

 - Откройте рабочие тетради на странице 51.

- Выполните упражнения 110, 111. Сдайте тетради на проверку.

- Какие бывают тексты?

- Что такое текст-описание?

- Что такое текст-повествование?

- Что вы знаете о тексте-рассуждении?

Выполняют задания по рабочей тетради.

С тестом-описанием и текстом-повествованием

- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?

- В тексте-рассуждении можно вывести 3 части:

- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;

- во второй части – это само объяснение, доказательство;

- и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельност

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

- Поднимите руку те, кому понравился рок.

- Поднимите руки те, кому не понравился урок.

- Что вы сегодня поняли, а что не поняли.

- Спасибо за урок! Всего вам доброго!

-Текст-рассуждение.

-Изучить, что такое рассуждение.

-Да/нет.

Выполняют самоанализ деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

П: построение рассуждения.

Р: осуществление итогового контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...

Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое текст-рассуждение;- знать о...

Конспект урока по русскому языку «Текст-рассуждение» 2кл, УМК «Школа России»

Цель урока: формирование знаний учащихся о типе текста–рассуждения и его структуре; формирование умения распознавать данный тип текста. Задачи урока Дидактические: 1. Актуализировать знания учащ...

Технологическая карта урока русского языка «Текст-рассуждение» (УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умение отличать текст-рассуждение от других видов текстаЗадачи урока:Дидактические:сформировать представление о тексте-рассужде...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-рассуждение"(УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование представления об отличительных признаках текста-рассуждения.Дидактические:1.      познакомить с особенно...