конспект урока по русскому языку "Знакомство с новой частью речи- местоимением"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Нагорных Ольга Вячеславовна

Цель урока : создание условий для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении с новой самостоятельной  частью речи – местоимением.

Задачи: Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение

Цель: создание условий для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении с новой самостоятельной  частью речи – местоимением.

Задачи: Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Орг.момент

Сегодня я приглашаю вас принять участие в уроке - проекте. Как и в каждом проекте мы должны  будем представить результат,  продукт проекта  – это лэпбук (наколенная книга). Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной. Положите перед собой Лист достижений, ознакомьтесь с видами работ.

Баллы 1-5

Вид деятельности

оценка

1.

Чистописание

2.

Составление текста- описания

3.

Упражнение № 1.

4.

Упражнение № 2

5.

Игра «Да-нет»

6.

Устные ответы

7.

Средний балл

8.

Оценка учителя

 – Вспомните девиз наших последних уроков: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка. А теперь улыбнитесь друг другу и приступим к работе.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

  1. Каллиграфическая минутка

На доске: за_ц, л_гушка. Букву, которую мы напишем сейчас, является орфограммой в этих словах.

Буква я.

Что можете о ней сказать? (это и буква, и слово). Покажите на человека, который говорит: я. Что вы от него ожидаете на уроке?

Сможете ли вы справиться сами со всеми заданиями или вам кто-то будет помогать в группе? Как вы назовете все себя  в группе? (мы)

я мы я мы

Проверьте написание своих букв, соединений. (оцените себя в Листе достижений). СЛАЙД 1

Кто готов, сядьте ровно, я хочу вас пригласить в мир удивительного.

  1. Стадия вызова. СЛАЙД 2  Видео животные

Понравилось? У вас на столах лежат фотографии одного из животных. Ваша задача:  попробуйте  в группе описать его на листочке так, чтобы название животного  не прозвучало. 3- 4 предложения.

Таймер времени. СЛАЙД 3

  • Самоконструкция. В группе зачитайте свой текст, представьте нам

4 группы – 4 выступления.

  • Актуализация знаний. После прочтения. Слайд картинка 4

ОН ОНА ОНО Я МЫ

–  К какой части речи относятся слова-заместители – он и его? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).

–  Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)

–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)

–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)

–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.

– Попробуем сделать открытие!

–  Место какой части речи заняли эти слова?  (место имени существительного)

СЛАЙД 5

МЕСТО

 

ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

 - шторка. Озвучивается тема урока.

Кто слышал это слово? Кто слышит впервые? Те, кто уже слышал, что можете рассказать о местоимении? Определение цели и задач на урок. Каким способом находим неизвестную информацию?

4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в лэпбук, который станет для вас памяткой. Познакомьтесь с исследовательской карточкой.

 

Исследовательская карточка

1.        Местоимение  – __________________________

2.         Не называют предмет, а__________________

3.        Употребляется вместо_____________________

4.         Местоимения отвечают на вопросы___________________

ГИПЕРССЫЛКА ЦОР Бунеев Местоимение и существительное СЛАЙД 6

Задание №1

На столах у вас лежат карточки. Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Подумайте, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь. Снегирь – очень маленький.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка. Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли. Журавли  летят и громко курлычут.

4 группа – Ворона – городская птица.  Ворона знакома всем.

– Проверка. Почему вы так решили?

Слайд 7. «ВОЛШЕБНАЯ ЛУПА»

СЛАЙД 8 КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

 Каждое слово – это часть… речи.

 Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод? Запишите в карточку

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи

2. Не называют предмет, а

3.        Употребляется вместо

4.         Местоимения нужны для________________

СЛАЙД 9 ГИПЕРССЫЛКА Физминутка

Как можно понятнее жестикулировать руками  песню С.Ротару «Я, ты, он, она».

- Как начинается песня? - Какую часть речи мы услышали в песне?

Слова я, ты, он. она  называют предмет или только указывают на него?

Сделайте вывод: местоимение называет предмет? Нет. А что оно делает? (указывает на него).

Проверим это утверждение. Прочитайте текст

СЛАЙД 10. ШТОРКА

Задание №2

Текст на слайде и на карточках.

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?  Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово "он" не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

 "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Заполните пункт 2  в исследовательской карточке.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  3. Употребляется вместо
  4. Отвечают на вопросы____________

Закрепление темы урока  (Работа в парах на листочках )

Продолжаем наше исследование. В лэпбуке прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу местоимения

СЛАЙД 11 ВСТАВЬ СЛОВО

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу местоимения.

(кто? )…были  в зимнем лесу. (кто?) … увидел белку. У (кого?) … вытянутое стройное  тело  и пушистый  хвост. Уши  у белки длинные, с кисточками. Белка — живой, подвижный зверёк. (кто? … ) легко совершает прыжки с дерева на дерево.

СЛАЙД 12 КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

После того, как мы разобрали упражнение, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

3.Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные?

Заполните пункт 4

4.        Отвечают на вопросы имени существительного.

Давайте подведем итог нашей деятельности. Прочитайте исследовательскую карточку, на основании выводов составьте правило: что называется местоимением?

 Стр.33 учебник чтение правила.

ПУТАНИЦА.

Перед вами несколько предложений. Попробуем объяснить, почему они  получились непонятными, а иногда и смешными.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные. (Ребята были вытянутые и длинные).

Исправьте эти предложения, запишите верно.

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

ИТОГ

ТЕСТ. ИГРА «ДА-НЕТ»  в группах   самооценивание.

Это служебная часть речи?

Это самостоятельная часть речи?

Указывает на предмет?

Обозначает предмет?

Слово ОНИ – это местоимение?

Местоимение употребляется вместо существительного?

Слово  ТЫ  - это местоимение?

Добавьте к себе в карточку по баллу за правильный ответ.

Посчитайте средний балл, выставьте себе оценку

СЛАЙД 13   ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Рассмотрите свой лэпбук, свернем его правильно.  Прочитайте исследовательскую карточку. На все пункты мы нашли ответ? Открыла нам эта часть речи все свои тайны? Как вы думаете, о чем будем говорить на следующем уроке?

Домашнее задание НА ВЫБОР. СЛАЙД 14

1 уровень

Стр.34 упр.75.

2 уровень

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про  кошек, используя местоимения.

3 уровень

Прочитайте текст. Разберитесь, кто что делает. Замените местоимения подходящими по смыслу словами.

Шёл я с пёсиком берегом реки. Вдруг в воде шумно плеснулся бобёр.

Шарика взял азарт. Он кинулся в воду. Он вызов принял, развернулся и торпедой понёсся на него. Только сблизились, он носом стал таранить его и окунул с головой. Он подобного не ожидал. Трясёт башкой, а сам к берегу. А он выполнил свою задачу и ушёл на дно.

Ситуация. СЛАЙД  15

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение - "Я, всё своё ношу с собой".

-Как вы понимаете это выражение?

 -Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

 

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи,  на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

В лепбуке найдите слово рефлексия.

На первой строчке записано слово

Я (что я сегодня узнал, какое сделал открытие)

Мы (ребята в группе)

Вы (учитель)

Они (гости)

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Вы себя оценивали, а проверив тетради и вашу работу в лэпбуке, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

 



Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение

Цель: создание условий для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении с новой самостоятельной  частью речи – местоимением.

Задачи: Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Орг.момент

Сегодня я приглашаю вас принять участие в уроке - проекте. Как и в каждом проекте мы должны  будем представить результат,  продукт проекта  – это лэпбук (наколенная книга). Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной. Положите перед собой Лист достижений, ознакомьтесь с видами работ.

Баллы 1-5

Вид деятельности

оценка

1.

Чистописание

2.

Составление текста- описания

3.

Упражнение № 1.

4.

Упражнение № 2

5.

Игра «Да-нет»

6.

Устные ответы

7.

Средний балл

8.

Оценка учителя

 – Вспомните девиз наших последних уроков: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка. А теперь улыбнитесь друг другу и приступим к работе.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

  1. Каллиграфическая минутка

На доске: за_ц, л_гушка. Букву, которую мы напишем сейчас, является орфограммой в этих словах.

Буква я.

Что можете о ней сказать? (это и буква, и слово). Покажите на человека, который говорит: я. Что вы от него ожидаете на уроке?

Сможете ли вы справиться сами со всеми заданиями или вам кто-то будет помогать в группе? Как вы назовете все себя  в группе? (мы)

я мы я мы

Проверьте написание своих букв, соединений. (оцените себя в Листе достижений). СЛАЙД 1

Кто готов, сядьте ровно, я хочу вас пригласить в мир удивительного.

  1. Стадия вызова. СЛАЙД 2  Видео животные

Понравилось? У вас на столах лежат фотографии одного из животных. Ваша задача:  попробуйте  в группе описать его на листочке так, чтобы название животного  не прозвучало. 3- 4 предложения.

Таймер времени. СЛАЙД 3

  • Самоконструкция. В группе зачитайте свой текст, представьте нам

4 группы – 4 выступления.

  • Актуализация знаний. После прочтения. Слайд картинка 4

ОН ОНА ОНО Я МЫ

–  К какой части речи относятся слова-заместители – он и его? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).

–  Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)

–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)

–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)

–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.

– Попробуем сделать открытие!

–  Место какой части речи заняли эти слова?  (место имени существительного)

СЛАЙД 5

МЕСТО

 

ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

 - шторка. Озвучивается тема урока.

Кто слышал это слово? Кто слышит впервые? Те, кто уже слышал, что можете рассказать о местоимении? Определение цели и задач на урок. Каким способом находим неизвестную информацию?

4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в лэпбук, который станет для вас памяткой. Познакомьтесь с исследовательской карточкой.

 

Исследовательская карточка

1.        Местоимение  – __________________________

2.         Не называют предмет, а__________________

3.        Употребляется вместо_____________________

4.         Местоимения отвечают на вопросы___________________

ГИПЕРССЫЛКА ЦОР Бунеев Местоимение и существительное СЛАЙД 6

Задание №1

На столах у вас лежат карточки. Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Подумайте, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь. Снегирь – очень маленький.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка. Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли. Журавли  летят и громко курлычут.

4 группа – Ворона – городская птица.  Ворона знакома всем.

– Проверка. Почему вы так решили?

Слайд 7. «ВОЛШЕБНАЯ ЛУПА»

СЛАЙД 8 КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

 Каждое слово – это часть… речи.

 Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод? Запишите в карточку

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи

2. Не называют предмет, а

3.        Употребляется вместо

4.         Местоимения нужны для________________

СЛАЙД 9 ГИПЕРССЫЛКА Физминутка

Как можно понятнее жестикулировать руками  песню С.Ротару «Я, ты, он, она».

- Как начинается песня? - Какую часть речи мы услышали в песне?

Слова я, ты, он. она  называют предмет или только указывают на него?

Сделайте вывод: местоимение называет предмет? Нет. А что оно делает? (указывает на него).

Проверим это утверждение. Прочитайте текст

СЛАЙД 10. ШТОРКА

Задание №2

Текст на слайде и на карточках.

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?  Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово "он" не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

 "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Заполните пункт 2  в исследовательской карточке.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  3. Употребляется вместо
  4. Отвечают на вопросы____________

Закрепление темы урока  (Работа в парах на листочках )

Продолжаем наше исследование. В лэпбуке прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу местоимения

СЛАЙД 11 ВСТАВЬ СЛОВО

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу местоимения.

(кто? )…были  в зимнем лесу. (кто?) … увидел белку. У (кого?) … вытянутое стройное  тело  и пушистый  хвост. Уши  у белки длинные, с кисточками. Белка — живой, подвижный зверёк. (кто? … ) легко совершает прыжки с дерева на дерево.

СЛАЙД 12 КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

После того, как мы разобрали упражнение, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

3.Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные?

Заполните пункт 4

4.        Отвечают на вопросы имени существительного.

Давайте подведем итог нашей деятельности. Прочитайте исследовательскую карточку, на основании выводов составьте правило: что называется местоимением?

 Стр.33 учебник чтение правила.

ПУТАНИЦА.

Перед вами несколько предложений. Попробуем объяснить, почему они  получились непонятными, а иногда и смешными.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные. (Ребята были вытянутые и длинные).

Исправьте эти предложения, запишите верно.

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

ИТОГ

ТЕСТ. ИГРА «ДА-НЕТ»  в группах   самооценивание.

Это служебная часть речи?

Это самостоятельная часть речи?

Указывает на предмет?

Обозначает предмет?

Слово ОНИ – это местоимение?

Местоимение употребляется вместо существительного?

Слово  ТЫ  - это местоимение?

Добавьте к себе в карточку по баллу за правильный ответ.

Посчитайте средний балл, выставьте себе оценку

СЛАЙД 13   ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Рассмотрите свой лэпбук, свернем его правильно.  Прочитайте исследовательскую карточку. На все пункты мы нашли ответ? Открыла нам эта часть речи все свои тайны? Как вы думаете, о чем будем говорить на следующем уроке?

Домашнее задание НА ВЫБОР. СЛАЙД 14

1 уровень

Стр.34 упр.75.

2 уровень

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про  кошек, используя местоимения.

3 уровень

Прочитайте текст. Разберитесь, кто что делает. Замените местоимения подходящими по смыслу словами.

Шёл я с пёсиком берегом реки. Вдруг в воде шумно плеснулся бобёр.

Шарика взял азарт. Он кинулся в воду. Он вызов принял, развернулся и торпедой понёсся на него. Только сблизились, он носом стал таранить его и окунул с головой. Он подобного не ожидал. Трясёт башкой, а сам к берегу. А он выполнил свою задачу и ушёл на дно.

Ситуация. СЛАЙД  15

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение - "Я, всё своё ношу с собой".

-Как вы понимаете это выражение?

 -Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

 

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи,  на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

В лепбуке найдите слово рефлексия.

На первой строчке записано слово

Я (что я сегодня узнал, какое сделал открытие)

Мы (ребята в группе)

Вы (учитель)

Они (гости)

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Вы себя оценивали, а проверив тетради и вашу работу в лэпбуке, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наречие, как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Наречие, как часть речи.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях деятельнос...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Работа над ошибками." (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Работа над ошибками." (2 класс)...