Роль этимологического разбора в словарно-орфографической работе младших школьников
статья по русскому языку

Закирова Ольга Павловна

При организации работы по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями нужно учитывать и этимологию слова. Это может помочь учащемуся запомнить образ слова и не делать ошибок при  его написании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Роль этимологического разбора в словарно-орфографической работе младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………с.3-4

Глава 1. Роль этимологического разбора в словарно-        орфографической работе младших школьников………..............с.5-16 

1. Понятия этимологии и этимологического разбора…………….с.5-7

2.Сравнение этимологического и морфемного разбора слов......с.7-16

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть…………………….с.17-23

  1. Этимологический анализ словарных слов 2 класса…………...с.17-18
  2. Упражнения для работы со словарными словами с опорой               на этимологию.............................................................................с.18-23

Заключение………………………………………………………………..с.24-25

Литература…………………………………………………………………с.26

Приложение 1……………………………………………………………..с.27

Приложение 2……………………………………………………………..с.28

Введение

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов проведения словарно-орфографической работы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

  Беспроверочные написания- самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах непроверяемые слова обычно заучиваются без какого-либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия "орфографическая система".

  Сравнительно недавно одним из важных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический разбор слова. Применение исторического комментария убеждает младших школьников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на её положениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего обучение орфографии ставится на научную основу. Кроме того этимологический разбор слов усиливает интерес учащихся к родному языку.

 Этимологический приём при обучении орфографии широко рекомендуется такими методистами, как М. А. Рыбникова, Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, И. В. Пронина, С. И. Львова и др.

Проблема исследования: Каким должно быть содержание этимологической работы в начальной школе?

Цель: Разработать комплекс специальных упражнений с применением этимологического разбора к словам с непроверяемыми написаниями.

Объект: урок русского языка.

Предмет: словарно-орфографическая работа в начальной школе.

Гипотеза: 

  Для успешной словарно-орфографической работы необходимо, чтобы:

- учитель осознавал значимость этимологического анализа как методического приёма словарно-орфографической работы;

- учитель разработал содержание этимологической работы;

- учитель систематически использовал этимологический разбор слов с непроверяемыми написаниями.

 В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выяснения следующих понятий: этимология, этимологический разбор слова, словарно-орфографическая работа.

2. Выяснить уровень словарно-орфографической работы в начальной школе.

3. Разработать комплекс специальных упражнений с применением этимологического анализа слов с непроверяемыми написаниями.

Глава 1. Роль этимологического разбора в словарно-орфографической работе

   

1. Понятия этимологии и этимологического разбора

 Со второй половины 19 века в русском языкознании родился настоящий интерес к тем процессам, которые происходили в языке столетия назад. Молодой в ту пору лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ, сравнивая древние памятники письменности, приходит к выводу о том, что " в языке, как и вообще в природе, всё движется, всё изменяется" и что постоянные изменения происходят и в морфологической структуре слова, в частности в основе.(4 , с. 4)

Это положило начало этимологии.

 Наука "этимология" (от греч. "etymon"- "истина" и "logos"- "слово, учение") занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие. Предметом этимологии как раздела языкознания является исследование источников и процесса формирования словарного состава языка, включая реконструкцию словарного состава древнейшего периода. Относительно просто на основе достижений сравнительно-исторического языкознания проследить историю звукового и морфологического состава слова. Что касается смысловой эволюции, то её часто бывает очень трудно объяснить.

  Учёные установили, что русское слово река связано с древним корнем, передававшим идею движения (оно родственно словам рой, реять, ринуться).

 Признак, который лёг в основу названия постепенно утрачивает свою образность, "затемняется". Никто уже не помнит, что слово лебедь скрывает в себе представление о белизне и что слово голубь с исторической точки зрения родственно слову жёлтый.

  Таким образом объектом этимологии являются главным образом так называемые "тёмные" слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и значения. Затемнение этой связи (деэтимологизация)- следствие исторических изменений формы и значения слов, а также лексических и грамматических систем языка.(6 , с. 643)

 В. А. Богородицкий описал основные типы исторического изменения в структуре слова. Ему принадлежит термин опрощение, характеризующий самый распространённый в русском языке процесс, происходящий внутри слова.

 Само слово опрощение подсказывает суть исторического изменения: структура слова становится проще за счёт уменьшения количества морфем. Очень часто при этом изначальный корень вбирает в себя стоящие рядом служебные морфемы (приставку или суффикс) и, следовательно, расширяет свои первоначальные границы. Это хорошо видно на таких примерах:

в наст. время                               ранее

воздух                                         воз-дух (от дух)

восток                                       вос-ток (ср.: течь)

окн-о                                          ок-н-о (от око- "глаз")

работ-а                                     раб-от-а (от раб)

копейк-а                                    копей-к-а ( от копьё; на монете изображался                                                                              

                                                     всадник с копьём)

неряха                                       (ряха- "щеголиха"; ср.: наряд)

неприязнь                                  (приязнь- "дружба")

Главная причина опрощения- утрата многих древних слов, которые успели дать жизнь другим словам, широко и по сей день употребляющимся в современном русском языке.(4 , с. 5)

 Однако опрощение хотя и очень распространённый процесс изменения морфемной структуры слова, но далеко не единственный. Другим способом изменения состава является переразложение, и этот термин тоже ввёл в обиход лингвистики В. А. Богородицкий (обес-сил-е-ть- о-бес-сил-е-ть, недо-пе-ть- не-до-пе-ть, охот-ник- охот-н-ик, уд-и-лищ- уд-и-л-ищ). Позднее были открыты и другие способы изменения морфемной структуры (усложнение, декорреляция, диффузия, замещение), которые показывают, как сложны и неожиданны повороты в судьбе слова и как необычайно интересна наука этимология, изучающая язык в его непрерывном движении.(10 , с. 212)

 Выяснить исторический морфемный состав слова, прошлые словообразовательные связи нам помогает этимологический разбор. Как замечал Н. М. Шанский этимологический анализ выявляет "лингвистические "метрики" слова, указывающие время и место появления его на свет, его "родных и родителей", его первоначальную форму и значение". (9 , с. 236)

  2. Сравнение этимологического и морфемного разбора слов

Возможность подойти к одному и тому же слову с разными мерками (исторической и современной) порождает различные затруднения в разборе слов по составу.

  Как известно, работа по словообразованию в школе направлена сейчас в первую очередь на ознакомление учащихся с морфемным составом слов современного русского языка. На уроках, специально посвящённых словообразованию, ученики знакомятся также с тем, по каким правилам в русском языке создаются новые слова, какие словообразовательные способы и средства существуют в нём в настоящее время.

  Однако работа по словообразованию в школе может носить и прикладной характер. Очень часто слова разбиваются на значимые части не для определения их структуры и способа образования, а для того, чтобы уяснить их правильное написание, или их смысловое значение и стилистические оттенки, или их происхождение. В этих случаях даётся не только словообразовательный анализ слова, но и анализ этимологический. Так как эта система, как часть языковой действительности строя, очень устойчива, то в подавляющем большинстве слов определение их современного словообразовательного характера оказывается в известной мере и установлением их происхождения, т. е. этимологии.(9 , с. 237)

Например, в таких словах, как норка, ледокол, пригорок, уяснение их словообразовательного строения (нор-к-а, лед-о-кол, при-гор-ок) является одновременно и установлением их реального образования. Такое совпадение словообразовательного разбора с этимологическим объясняется тем обстоятельством, что в настоящее время они членятся на части так же, как членились в то время, когда появились в русском языке.(9 , с. 238)

 Но в лингвистике давно утвердилось незыблемое требование разграничивать синхронный и диахронический подход к анализу фактов языка. Но именно в морфемном разборе это требование применить труднее, чем в других видах анализа слов. Это происходит потому, что слово способно менять своё значение, не меняя формы. А потому возникает искушение объединить, назвать родственными слова, давно разошедшиеся по смыслу и ставшие друг другу чужими. Нельзя считать родственными слова дерево и деревня, лапа и лапоть, так как между ними уже не существует прямой семантической связи. "Ведь очевидно, что деревня не есть "населённый пункт, в котором растёт много деревьев", а лапоть не является "обувью для лапы". Такие толкования были бы явно искусственными и приводили бы к произвольному навязыванию языку не свойственных ему семантических связей". ( 7, с. 239)

  На деле же бывает порой очень трудно установить границу между морфемным и этимологическим анализом, а ученики и вовсе не чувствуют эту границу.

  Возьмём для примера довольно простой случай. Разбирая по составу прилагательное столичный, многие ученики выделяют корень -стол-. Причём некоторые ребята совершенно случайно называют в качестве родственного существительное стол ("предмет мебели"), основываясь лишь на чисто внешнем звуковом сходстве частей этих слов. Доказательством этому служат и приводимые в качестве однокоренных глаголы столпиться, столкнуться, столковаться. Вместе с тем многие ученики аргументируют своё мнение довольно грамотно, привлекая сведения из курса литературы, где они знакомятся с текстами былин, в которых часто встречается сочетание стольный город (сто- "трон"; ср.: престол). В этом случае морфемный анализ подменён этимологическим. А всё оттого, что школьники интуитивно воспринимают ещё ощутимые в современном языке этимологические связи или переосмысливают их с точки зрения современного языка. (4 , с. 11)

  Различие словообразовательного, с одной стороны, и этимологического- с другой, разбора слова можно показать, например, на анализе слов смородина и окно. Если с точки зрения современных словобразовательных связей это слова с непроизводной основой, то с исторической точки зрения, как показывает этимологический разбор, они оказываются и разложимыми словами с производными основами, и вместе с тем словами, сохранившими внутреннюю форму слова, т. е. словами, в которых ясен мотив возникновения их как названий предметов объективного мира.

Морфемный анализ                                Этимологический анализ

смородин-а                                              смород-ин-а (от слова смородъ-

                                                                 "сильный запах", ср.: смрадъ)

окн-о                                                         ок-н-о (от око- "глаз")

 Производя на практике морфологический разбор слова, не следует забывать, что его нельзя смешивать с этимологическим. "Ведь если морфемный анализ даёт нам картину морфологического состава рассматриваемого слова в настоящем, то этимологический разбор знакомит нас с его прошлым, иногда весьма отдалённым". (9 , с. 239)

  Но разница между ними не только в этом. Словообразовательный и этимологический анализ не соотносительны и резко разнятся между собой объёмом своих задач.

  Когда слово подвергают словообразовательному анализу, то интересуются лишь его морфологическим строением и составом, но отнюдь не его значением, как таковым, и исконно русским или заимствованным характером.

  Этимологический анализ слова не ограничивается определением того, как слово делилось раньше, каким способом и на базе каких слов оно образовано. Его задачи оказываются гораздо более разнообразными и соответственно более сложными.

  Конкретно в задачи этимологического анализа слова входит: 1) определение исконного или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой), 2) выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности, 3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло, 4) реконструкция его праформы и старого значения. ( 9, с. 241-242)

  Итак, хотя необходимо проводить этимологический анализ на уроках, пользоваться им следует осторожно и умело, чтобы не породить небрежного отношения к разбору слова по составу. Ещё Ф. Ф. Фортунатов в 1903 г., выступая на съезде преподавателей русского языка, предупреждал о том, что историческим анализом не стоит злоупотреблять, во всяком случае, его следует вводить очень осторожно и только под руководством учителя. (4 , с. 13)

  3. Этимологический разбор как методический приём при проведении словарно- орфографической работы

На уроках русского языка в начальных классах большое внимание уделяется словарной работе, поскольку у младших школьников отмечается большое количество ошибок в написании непроверяемых слов. Как уже упоминалось выше, основным приёмом проведения словарной работы в начальной школе является заучивание слов с беспроверочными написаниями, из-за чего интерес к урокам русского языка заметно снижается. На помощь в этом случае может прийти этимологический разбор слова.

  Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка- источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок - от мех; столица – от стол; дорога, корова, мороз – содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а и т. д. (2 , с. 55)  

Какие бы удивительные и разнообразные изменения не происходили с русским словом с течением времени: изменение звучания, морфемного состава слова и даже лексического значения, буквенное обличие слова обычно сохраняется почти неизменным. Ещё знаменитый русский педагог В. П. Шереметевский говорил: "Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его". ( 4, с. 17)

  Стабильность графического облика свойственна подавляющему большинству слов, фонетическая сторона которых подвергалась историческим изменениям. Причина скрыта в почти бесперебойном действии в языке главного орфографического закона, суть которых в единообразном написании значимых частей слова. "Пиши морфему всегда одинаково"- основное правило русской орфографии. И пусть какая-то морфема была поглощена в слове соседней, всё равно она сохраняет своё "лицо" даже в таких условиях.

  Чем объясняется, например, различие в написании слов обаяние и обоняние? вВ первую очередь- различиями в происхождении и историческом морфемном строении. В первом слове ("очарование, притягательная сила") этимологический корень -ба-, который находим в древнем глаголе баять- "говорить" (обаять- "оговорить, околдовать словами") и производных от него (басня, бай-бай, байка). Существительное обоняние ("способность к восприятию запахов") образовано от глагола воняти ("пахнуть"), а значит, при написании слова сохраняет графический облик корня исходного слова вонь ("запах"). (4 , с. 18)

  Таким образом, этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. При этом омертвевшие в слове морфемы как бы оживляются, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания.

  Что касается посильности элементарных этимологических справок, то младшие школьники, как показал опыт, воспринимают их с живым интересом, а объясняемые слова усваивают и по значению, и со стороны правописания. ( 5, с. 68)

Внимание к этимологии, стремление найти исторические связи слов как первоисточник смысла составляет человеческую потребность, а потому неистребимо у учащихся. Г. О. Винокур называл это "этимологической рефлексией" и объяснял её свойственным всем людям желанием познакомиться с историей любого предмета окружающей действительности, разгадать незримую связь явлений- ту связь, которая острее и ярче раскроет их суть.

 Этимологические справки помогают учащимся сформировать внимание к словарным словам, более осознанно и глубоко уяснить смысл (значение) и структуру этих слов. Дети научаются элементам анализа слов с затемнённым составом, что, как показал опыт, развивает у них любознательность, интерес к жизни слова, чему современная начальная школа учит ещё, к сожалению, недостаточно. (5 , с. 70)

  Только нужно помнить, что этимологический разбор в школе никогда не должен быть самоцелью, он всегда должен быть целенаправленным, обусловленным конкретными задачами, связанным с работой по повышению грамотности, языкового чутья и общей речевой культуры. Кроме того, этимологический анализ всегда должен проводиться учителем лишь в той мере, в какой это доступно ученику младшего школьного возраста. (9 , с. 240) В этом случае обучение русскому языку в школе становится по-настоящему интересным, обучающим и воспитывающим.

 Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, можно выделить 4 этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых слов.

1.Подготовительный этап.

Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями.

На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи:

  1. познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение;
  2. научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова;
  3. приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её класс и тип.

 Необходимость формирования указанного умения обуславливается тем, что в процессе становления навыка правописания учащиеся должны оперативно и правильно указать орфограмму;

  1. познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.

 Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания непроверяемых слов.

2.Ориентировочный этап.

  На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, то есть вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе чётко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью - правильность и осознанность его написания.

3.Закрепительный этап.

На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность. Сознательность проявляется в обоснованности выполняемой структуры действия, в установлении связей между операциями, составляющими данное действие. Правильность как качество навыка выражается в характеристике используемых знаний, то есть правильность написания непроверяемого слова.

На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизонт школьник допускает ошибку в написании о. Учитель напоминает опорное написание ороз, означающее на греческом языке  «предел». Если же допускается ошибка в написании и, то напоминается опорное написание оризо – «ограничиваю».

Упражнения, выполняемые учащимися на закрепительном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, а также на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словообразования и словоизменения, связной речи, культуры речи.

4.Этап контроля и самоконтроля.

Необходимость этого этапа обусловлена самой сущностью этимологического навыка: во-первых, навык формируется в речевой деятельности (её письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ. Во-вторых, сформированность навыка проявляется в тех случаях, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. ( 2, с. 55-60)

Этимологический анализ оказывает огромное влияние на весь процесс обучения. С одной стороны, влияние это исходит от самого учителя, который через этимологию стремится заинтересовать детей своими уроками, сформировать правильный взгляд на язык как явление развивающееся, беспрерывно меняющееся.

 С другой стороны, врождённое стремление человека к этимологизированию порождает иногда ошибки в морфемном разборе, а излишне доверчивое отношение к внешним ассоциациям приводит к ложной этимологии, что может стать причиной орфографических ошибок. Поэтому очень важно, чтобы "этимологическая рефлексия" не противоречила языковой истине, а помогала в усвоении одного из самых сложных разделов школьного курса- орфографии.

Итак, история методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического разбора говорят о значительной ценности этого методического приёма как средства обучения орфографии. Знакомство младших школьников с этимологией слов не только оказывает положительное влияние на правописание непроверяемых слов, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. (2 , с. 60)

  К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется для орфографических целей. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Пользоваться этимологическими словарями в орфографической работе довольно затруднительно, так как эти авторитетные лингвистические издания не нацелены на потребность учителя использовать историческую справку в сугубо утилитарных целях - в интересах овладения нормами русского правописания.

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть

Направлена на решение следующих задач:

  1. показать этимологию словарных слов 2 класса,
  2. представить комплекс упражнений с применением этимологического анализа данных слов.

  1. Этимологический анализ словарных слов 2 класса

  1. берёза   от bher – «светлый, белый», «дерево с белой корой»
  1. вдруг от сращения предлога в и друг «один»
  1. ветер от веять, ср.: суховей – «сухой вей, т.е. ветер»
  1. воробей от ворк – ворковать, птица названа по своему чириканью
  1. ворона от ворк
  1. город – первоначально ограда, забор, «огороженное место»
  1. деревня – сближение с дерево, букв.: «место, очищенное от деревьев»
  1. завод от завести «устроить», «то, что заведено»
  1. заяц от заи – «прыгать», ср.: зайка
  1. капуста от caput – «голова», «кочан капусты»
  1. карандаш от карадаш: кара- «чёрный» и даш – «камень»
  1. класс от classis – «созванные, собранные»
  1. коньки от конь, названы по форме и функции (ранее, как правило, полозья спереди украшались фигурками, похожими на лошадиную голову)
  1. корова от рог, букв.: «рогатая»
  1. лопата от лопа, лопасть, букв.: «широкая, как лист»
  1. машина от фр. махина – «огромная, громоздкая»
  1. медведь от медв и едь- «медоед, мёд едящий»
  1. молоко от мелко, букв.: «то, что выдаивается из вымени»
  1. мороз от морз, мёрз, мёрзнуть
  1. одежда от одёжа, ср.: надеть, одеть, деть
  1. пальто от ла пара – «верхнее платье»
  1. пастух от пасть, пасти
  1. пенал – англ. рen – «ручка, перо»
  1. работа от раб, первоначально «тяжёлая, подневольная работа, рабство»
  1. ребята от ребёнки, дети
  1. сапог от sabu – «башмак»        
  1. сорока от сорка
  1. тетрадь от греч. tetra – «четыре»; первонач.: «вчетверо сложенный лист»
  1. ягода букв. – «то, что выросло (на месте цветка), плод»

 

  1. Упражнения для работы со словарными словами с опорой на этимологию

1.Рассказы.

а) рассказы, в которых в поэтической форме раскрывается историческая общность слов

* «Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, что получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся – течёт через нашу матушку – землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой».

                                                                                                    (К. Паустовский)

б) рассказы, содержащие ответ на проблемный вопрос

* Что общего между словами капитан и капуста?

Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.

 Данные русской этимологии говорят, что совпадение «кусочка» кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.

 Слово капуста произошло от латинского «капут» - «голова» = «кочан, головка капусты». А слово капитан = «голова, начальник». (см. Приложение 1)

  На основе таких справок, предлагаемых учителем или выясняемых самими школьниками, полезно заняться на уроках составлением этимологического словарика (например, с таким названием: «Из истории слова», «Лингвистическое досье»), в котором ученики будут записывать сведения из истории только что проанализированного на уроке слова. . Чем проще и лаконичнее запись, тем больше уверенности в том, что дети запомнят именно то, что нужно: медаль- медь, кора- корень, берёза- белый.

2.Игра  «Верно ли?»

Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведём несколько вопросов для этой игры.

Верно ли, что…

… слова портной и  портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить».)

 … слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню?

(Ответ см. выше)

…слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?

(Верно. Они происходят от одного корня раб.)

3.Этимологические кроссворды.

Кроссворды эффективно используются для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию.

*Кроссворд (см. Приложение 2)

Вопросы

По горизонтали:

2)Слово произошло от англ. сл. «pen» - «ручка» и обозначает вместилище для ручек, карандашей.  (пенал)

5) Слово произошло от слияний слов «мёд» и «ведать» и обозначает дикое животное.  (медведь)

6) Домашнее животное, дающее нам молоко, которое назвали от древнерусск. сл. «кор» - рог.  (корова)

По вертикали:

  1. Слово произошло от греч. сл. «tetra» - «четыре», первоначально обозначало «вчетверо сложенный лист».  (тетрадь)

3)Дикое животное – слово произошло от древнерусск. слова лисый – «желтоватый, рыжий».  (лиса)

4) Слово произошло от слова «дерево» и означало место, очищенное от деревьев. В настоящее время означает населённый пункт. (деревня)

 

   Этимологический анализ исконно русских слов, проводимый на уроках родного языка, даёт возможность обобщить некоторые сведения из истории слов одного словообразовательного гнезда и показать, какие этимологические варианты может иметь тот или иной корень. Эти сведения оказываются очень интересными и полезными для учащихся при обучении орфографии, так как обращают внимание не только на смысловую общность этимологически родственных слов, но и на графический облик корня и его вариантов, на наличие "проверяемых" написаний для слов с орфограммами.

Группы этимологически родственных корней  

-Золо(т)-, -зла(т)-, -жел(т)-, -зел-, -зл-

 Этимологически родственными являются слова золото, золотой, золотник, злато, желтый, желток, желтизна, зеленый, зелень, зелье, злак и другие. Основное значение корня в древнерусском языке- "желто-зелёный цвет".

-Зр-, -зер-, -зир-, -зар-, -зор-

 Значение корня- "видеть, воспринимать зрением, наблюдать, смотреть; пространство, доступное взгляду": заря, зрение, зреть, зримый, зрячий, зритель, призрак, зарево, озарить, зори, зорька, невзрачный, презрение, зеркало, надзиратель, созерцание, обзор, кругозор, узор, подзорный, лучезарный, миросозерцание и др.

-Год-, -гожд-, -жд-, -жид-

 Основное значение корня- "угождать, ждать, выжидать; позволять, быть довольным; время, срок, возраст": годиться, год, годный, угодить, угождать, угодный, годность, угодье, выгода, невзгода, годичный, годовой, годовщина, ждать, ожидать, ожидание и др.

 -Ед-, -ес-, -еж-, -яд-

 Основное значение корня- "пища, продукты питания; питаться, кормить(ся)": есть, еда, едок, обед, обеденный, дармоед, сыроежка, травоядный, яд, тунеядец (от туне- "напрасно"+ ядец- "бездельник, бесполезно для общества использующий блага жизни, еду"), ясли (из ядсли- "кормушка для скота"), яства, едкий, ядовитый, заядлый, приедаться, надоесть, надоедать и др.

-Кон-, -ча-, -чин-

 Корень интересен тем, что он одновременно сочетает в себе два противоположных значения- "начало" и "конец": начало, начинать, начальный, чинить( "привести предмет в первоначальный вид"), починка, начинка, зачин, конец, концовка, испокон, искони, кончить, закон, кончина, скончаться и др.

4. Задания.

1) Скажите, от каких слов образованы слова заяц, машина, работа; приведите другие примеры с этими корнями, запишите эти слова.

2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.

Берёза, воробей, капуста, корова, лопата, пенал, тетрадь.

3)Объясните правописания слов.

Деревня (от дерево = «место, очищенное от леса»).

Лисица (от древнерусск.  лисый – «желтоватый» = «рыжая»).

Капуста (от лат. капут – «голова» = «растущая кочаном»).

4) Выделите в словах исторически-опорные написания.

Работа, медведь, ветер.

5) Пользуясь этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам

сорока, сапоги, пастух, ворона, заяц.

6) Используя этимологический словарик, объясните написание данных слов.

М..дведь, м..роз, л..пата, п..стух.

 

Описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению ( а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов.

 Упражнения с применением этимологического анализа нужно разнообразить. Это зависит от конкретного этимологического материала. Младшие школьники справятся с такими упражнениями, если слова были уже однажды проанализированы, если сложность самих слов соответствует уровню развития данного класса.

  Применение разнообразных упражнений обеспечивает многократное повторение одних и тех же этимологий, что необходимо, если учащиеся продолжают ошибаться в изученных словах. Преимущество такого повторения состоит в том, что оно каждый раз вносит элементы нового в уже известное и поэтому не может наскучить младшим школьникам.

Заключение

 

 Обобщая выше сказанное, делаем вывод, что одним из эффективных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальных классах является этимологический разбор слова.

 Из своих наблюдений можем отметить, что правописание тех слов, которые учитель этимологически разбирает на уроках, лучше усваивается детьми, чем правописание тех слов, которые ими просто заучиваются. Но для успешного решения задач при этимологическом разборе слов следует внимательно отнестись к опыту детей, их возрасту, исходить из интересов, потребностей и возможностей самих учащихся.

  Система словарной работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения непосредственно речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность, во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.

  Наша гипотеза не может быть опровергнута или подтверждена тлоько на основании анализа лингво-методической, психолого-педагогической литературы и двух проведённых нами уроков. Как уже отмечалось выше, для доказательства гипотезы необходима систематическая работа в течение хотя бы одного года обучения. В следующем году мы хотим продолжить наше исследование в этом направлении, так как считаем, что работа по этимологическому разбору слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе перспективна.

Литература

  1. Дунаева В. П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка // Начальная школа.- 2001.- №7.- с. 28
  2. Кохичко А. Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа.- 1998.- №1.- с. 55- 60
  3. Лёвушкина О. Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа // Начальная школа.- 2001.- №5.- с. 47- 51
  4. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии.- 2-е изд.-М.,2001
  5. Приступа Г. Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка // Начальная школа.- 1999.- №4.- с. 67- 73
  6. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Караулов Ю. Н.- 2-е изд.- М., 1997, с. 643-645
  7. Современный русский язык / Белошапкова В. А. и д.р.- 2-е изд.- М., с. 239
  8. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.- М., 2001
  9. Шанский Н. М. В мире слов.- 3-е изд.- М., 1985
  10. Шанский Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование.- М., 1975

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников

Эта работа включает в себя методы работы классного руководителя у с учащимися начальной школы....

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников

Когда ребенок маленький, когда он жадно впитывает весь окружающий мир. Вот в этот период закладывается самый прочный фундамент будущей личности. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым...

Опыт работы по теме "Роль нестандартных уроков в активизации познавательных интересов младших школьников"

Что же такое нестандартный урок и зачем он нужен? По определению И.П.Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обы...

Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка.

В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных зада...

Творческие работы и их роль в мыслительно-речевом и нравственном развитии младших школьников

Наблюдения за речью младших школьников показывают, что многие из детей затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связное высказывание. Научить маленького школ...

Статья "Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников"

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьниковНравственные чувства и навыки поведения — это тот стержень, вокруг которого формируются морально-этические взгля...