Контрольные диктанты 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Меренкова Наталья Петровна

Контрольные диктанты по русскому языку за 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_diktanty_4_klass.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

                          15.09.20   Контрольный диктант по теме «Повторение»

Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.

4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

            24.09.20 Контрольный диктант по теме «Предложение»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)

По И. Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматическое задание

  1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

Вариант 1                                 Вариант 2

О, О и О.                                      О и О.

[_= ],a[_= ] .                                       [_= ],[_= ]  .

2.  Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.

Вариант 1

Огромный пёс несся прямо на девочку.

Вариант 2

Ребята выходили из своих убежищ.

  1. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 - вдруг, вариант 2 — очень.

27.10.20

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)

По И. Соколову-Микитову

Слово для справки: краснеет.

Грамматическое задание

1. Выписать предложение: вариант 1 — с однородными членами, вариант 2 — сложное.

2. Разобрать слова по составу: вариант 1 —ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 — холодная, подосиновики, медленно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний, вариант 2 — гриб.

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

09.12.20 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед. ч. »

                                                         Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

                     23.12.20 Контрольный диктант

Лес

Лес- это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норах, теплых гнездах, просторных берлогах, крошечных хибарах поселились лесные обитатели. Жители лесов птицы, звери, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

  С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц-несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники- лесные санитары.

  Леса наши -это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматическое задание:

1.Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имен существительных.

2.Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины).  Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3.Разобрать имя существительное как часть речи:1 вариант-вредителей, 2 вариант-гусениц.

4. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.

Семь пядей во лбу,ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове)

    18.02.21 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

                                                                Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

1.  Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

1) В ...,...,... уборе стоит осенний лес.

2) На ... небе загорелись ... звёзды

              04.03.21 Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ... были красные, жёлтые, оранжевые листья. ... встал под деревом. На ... дождём посыпались осенние листья.

27.04.21 Контрольный диктант по теме «Глагол»

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.

18.05.21 Итоговый контрольный диктант

                                                       Последние денечки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах  развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание:

1.В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.

2.Разобрать слова как часть речи: Укрыли, молочным, за ночь.

3.Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант за 1 четверть,3 класс, программа "Школа России".

Контрольный диктант с граммматическим заданием....

Контрольный диктант-2 класс

Диктант с грамматическими заданиями  по итогам изучения темы "Имена собственные" во 2 классе....

Урок русского языка. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" 2 класс

Контрольный диктант проведён  с учётом требований ФГОС....

Годовой контрольный диктант 2 класс

Проверочная работа по русскому языку....

Контрольный диктант за 1 четверть 2 класса Школа 2100

Диктант использовался для текущей проверки знаний учащихся...

Контрольный диктант 3 класс «Повторение изученного во 2 классе»

Контрольный диктант по итогам повторения 2 класса...