Урок русского языка по теме :«Неопределенная форма глагола» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Яшкина Евгения Викторовна

Предмет: русский язык

Класс : 4 класс

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Тема: «Неопределенная форма глагола».

Цель урока: вывести понятие неопределенной формы глагола и особенностей этих глаголов на основе исследования   языкового материала.

Планируемые результаты.

Предметные :  выявить особенности глаголов неопределённой формы на основы исследования языкового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yashkina_e.v.urok_russkogo_yazyka_4_kl.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ФИО учителя : Яшкина  Евгения     Викторовна

Предмет: русский язык

Класс : 4 класс

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Тема: «Неопределенная форма глагола».

Цель урока: вывести понятие неопределенной формы глагола и особенностей этих глаголов на основе исследования   языкового материала.

Планируемые результаты.

Предметные :  выявить особенности глаголов неопределённой формы на основы исследования языкового материала.

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам, понимание важности образования.

 Метапредметные

Познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, развивать мыслительные операции сравнения и анализа, умения использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели, составление плана  и контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, соотнесение полученного результата с целью работы.

Оборудование: карточки для работы в паре.


Ход урока.

Этап урока.

Цель этапа

Задача-результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на каждом этапе

Организационный

Настрой на урок

Приветствует учеников и гостей

Приветствие учителя и гостей

Мотивационный

( актуализация  полученных знаний)

 

Цель: пробудить интерес к реально возникшей проблемной ситуации и желание в ней разобраться

-Создание ситуации неопределённости  

Учитель : Вы знаете , что такое пресс-конференция?

Учитель обобщает ответы детей: Пресс-конференция – это конференция, в которой участвуют приглашённые гости и журналисты, которые готовят вопросы для гостей. Сегодня на уроке у нас сам Глагол. Представьте, что вы журналисты на конференции. Задайте интересующие вас вопросы.

Учитель подводит мини-итог этапа.

- Уважаемый Глагол. Вы довольны вопросами?

Глагол: Да

Запуск исследовательского поведения - «Что это такое?», «Почему так происходит?»

«Что делать, исследовать или принять на веру?»

-Дети высказывают свои предположения.

-Дети задают вопросы подготовленному ученику, играющему роль Глагола.

  • Что такое глагол?
  • Что вы обозначаете?
  • Как вы изменяетесь?
  • Как пишется частичка НЕ с глаголом?
  • Как определить время глагола?
  • Как отличить глагол настоящего времени от глагола прошедшего времени?

Личностные УУД:формирования важности познания нового.

Коммуникативные УУД: владение приёмами диалогической речи

Мотивационный этап

Цель: планирование совместной деятельности и выполнение задания в паре

-Учитель: Ребята, как много вы знаете о глаголе. А хотелось бы узнать больше?

Учитель: Уважаемый Глагол приготовил вам , как знатокам русского языка, задание. Над заданием вы будете работать в парах. Что это значит?

Учитель: Возьмите задание с жёлтой закладкой.

Учитель читает задание

Прочитайте  текст.

Выпишите глаголы в столбик.

Определите их время и число.

                       

 1

                               

После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тома журналов  за старые годы.

Учитель : Поднимите руки те пары, которые справились с заданием.

Учитель: По каким признакам определяли время и число глаголов?

Выполнение задания, входе  которого возникает противоречие. содержится

Дети: Да

Дети вспоминают правила работы в паре: Слушать друг друга, проверять и объяснять то, что непонятно в задании.

Дети выполняют задание в парах (2-3минуты).

Дети: Время определяли по вопросам, а число – по окончанию. Дети ставят вопросы и определяют время глаголов, выделяют  окончания и определяют число.

Дети : Мы не у всех глаголов смогли определить время и число.

Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам

Осознание противоречия, формулирование проблемы

Цель: формировать умение осознавать противоречие и формулировать проблему.    

1. Первичное формулирование противоречия.

Учитель: У каких глаголов не смогли определить время и число?

-Учитель: Удивились?, Что Вас удивило?

-Что Вам в данной ситуации кажется, неправильным, странным, нелогичным?

2.Построение логической цепочки.

Учитель: Как, на ваш взгляд, в данной ситуации должно быть «правильно»? Как должно все идти по порядку?

3.Определение в логической цепочке сбоя (места, где произошло нарушение порядка и правильности действия)

- Покажите, где в этой «правильной» цепочке произошел сбой (нарушение)?

4. Формулирование проблемы с использованием логической цепочки.

Учитель: С каким затруднением, проблемой мы столкнулись? Какой вопрос вы хоте ли бы задать Глаголу?

1. Первичное формулирование противоречия.

Дети: Читать, перелистывать.

Дети: Мы не смогли выделить у них окончания и вопросы , по которым определяем время не подходят.

2.Построение логической цепочки.

Дети:. Мы изменяем слово, выделяем окончание и по нему определяем число глагола.

3.Определение в логической цепочке сбоя

 Дети:. Мы изменяем слово, выделяем окончание и по нему определяем число глагола.

Эти глаголы мы не можем изменить.

4. Формулирование проблемы с использованием логической цепочки.

Дети: Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число? Как они ведут себя в тексте?

Регулятивные УУД: формировать умение осознавать противоречие и формулировать проблему.    

Познавательные УУД: выполнять анализ и синтез информации

Формулирование цели урока

Формулирование цели

Умение видеть и осознавать проблему.

-Учитель: В чем необходимо разобраться, чтобы устранить выявленное нарушение, решить проблему?

-Дети :Почему не можем определить время и число у глаголов? Почему не можем их изменить?

Регулятивные УУД: формулирован е  цели деятельности

Выдвижение гипотез

 

Умение выдвигать гипотезу.

Учитель: Как вы считаете, что может быть причиной нарушения? Какие вы можете сделать предположения?

(все предположения учитель фиксирует на доске).

 

-Используя  схемы

1.Если…., то……

2.Когда…., то…….

3. То-то……….., потому что

сформулируйте из наших предположений гипотезы.

Дети делают предположения:

-Если попробовать определить вопросы , на которые отвечают эти глаголы, то получиться определить что-то новое.

Если мы такие глаголы будем сравнивать, то найдём их особенности, которыми они отличаются от уже известных глаголов.

Регулятивные УУД: выдвижение гипотез

Планирование

1. Умение планировать ход исследования,

выбирать  необходимые для достижения результата методы , оборудование, материал и проводить исследование.

-Учитель :Выберите гипотезу, которую вы хотите проверить.

Определите, как вы можете проверить правильность гипотезы.

Предложения групп учитель корректирует, подводя к пониманию основных методов исследования: опрос или анкетирование, наблюдение, эксперимент.

Выбирают гипотезу и метод наблюдения

Дети: Гипотезы похожи. Нам надо понаблюдать за этими глаголами в тексте, сравнить их, задать к ним вопросы и так мы проверим наше предположение.

Регулятивные УУД : составление плана действий по решению проблемы

Познавательные УУД выстраивать логическую цепочку рассуждений

Умение сравнивать, анализиро

вать полученный материал , фиксировать полученный результат и сравнив с гипотезой, делать вывод.

Проведение наблюдения

Дети работают в парах с заданием:

Прочитайте.

Обратите внимание на выделенные глаголы.

Можно ли определить время  глагола?   -----------------------------------------

Можно ли определить число глагола?  ---------------------------------------------

Нужно обязательно читать книги! Для чего?  Чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать. Войти в мир книги и увлечь им других. Беречь его.

8Оформление результатов в таблицу

Заполните таблицу .

Глагол

Вопро

сы

Чем похожи глаголы

Проведение наблюдения:

1.Определение   цели наблюдения- проверка гипотезы

2.Выбор объекта наблюдения – текст, в котором встречаются такие глаголы

3.Выбор способов(вида) наблюдения- сравнение

4.Выбор способа регистрации полученной информации- таблица

5.Непосредственно проведение наблюдения

6.Обработка и интерпретация полученной информации.

7. Определение подтвердилась гипотеза или нет.

Регулятивные  УУД: осуществление действий по реализации плана, сверять свои действия в целью и исправлять ошибки

Оформление результатов исследования

Формулирование вывода, оформление результата.

Соотнесение результатов с целью

Учитель: К какому выводу пришли?

Учитель: Какой вывод можно сделать по вашим наблюдениям?

Учитель: Ребята, а как можно назвать «новые» глаголы?

Учитель: Да вы молодцы! Действительно эти глаголы называют неопределённой формой.

          Эти глаголы имеют три названия:

  •   начальная форма глагола
  •   неопределенная форма глагола,
  •   инфинитив, от латинского  – неопределенный.

       

Дети делятся своими результатами и параллельно на доске заполняется таблица.

Глагол

Вопросы

Чем похожи глаго-

лы

Читать, знать, думать,

Что делать?

ть

Понимать, чувство

вать,

Что

сделать?

чь

Войти, увлечь, беречь

Что сделать?

ти

Дети: Мы определили вопросы этих глаголов( называются по таблице)  и попытались изменить, чтобы у них появилось окончание, но ничего не получилось. Сравнили и нашли частицы слова   -ть, -чь, -ти.Ни у каких других глаголов этих частичек нет, вопросы другие. Значит , подтвердилась гипотеза, что эти глаголы отличаются от известных нам – у них нельзя определить время и число.

Дети высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: соотнести свой результат с целью и оценить его.

Первичное закрепление.

Мониторинг усвоения темы

Мониторинг первичного уровня усвоения материала.

Применять полученные знания на практике.

Уметь оценивать свою работу на основании заданных критериев.

       В каждой группе глаголов  найди лишний.

        Подчеркни его.(1 уровень)

  1. Играл, гулял, думать, пел.
  2. Беречь, стеречь, замечать, стричь.
  3. Думать, строить, построить.

Определи время и число подчеркнутых глаголов.

Выпиши по одному глаголу, отвечающему на вопросы:

 Что делать?  Что сделать?                            

-----------------   -------------------------------------------------                          

В каждой группе глаголов найди лишний. Подчеркни его.(2 уровень более простой для слабых детей)

1.Бежал, дышал, писать.

2. Берегу, стерегу, печь.

3. Думать, строить, построить.

Запиши по одному глаголу в каждый столбик.

Что делать?  Что сделать?                            

-----------------   -------------------------------------------------

                         

   Учитель: Для того, чтобы вы знали: поняли вы тему или нет,

    за каждый правильный ответ во время проверки вы получаете 1 балл.

   Максимальное количество баллов за данное задание – 5 баллов.

   Учитель на доске открывает таблицу успешности.

Таблица успешности

Количество баллов

Уровень усвоения темы

4-5 б.

Тема усвоена хорошо

3б.

Нужно обратиться к учебнику

2б.

Тема не усвоена. Необходима консультация учителя.

После проверки подводится итог.

Учитель: Поднимите руки те, кто набрал 4-5баллов.

Дети поднимают руки (все).

Учитель: Почему вы выполнили задание успешно?

Что вам помогло в этом?

Итог урока.

Дети работают индивидуально по карточкам.

Дети проверяют свои работы и подсчитывают количество набранных баллов.

Ответы детей

Регулятивные УУД: определять успешность своей работы на основании заданных критериев.

Итог урока. Рефлексия

Определять личностную значимость проделанной работы.

Учитель: Ребята, какого результата достигли?

Вы довольны своей работой на уроке?

Ответы детей.

Регулятивные УУД: понимать причины своего успеха-неуспеха.
Личностные УУД: понимать значимость познавательной инициативы для своего образования.


Авторская рефлексивная оценка.

  Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Всего этого можно достичь, начиная работу ещё в школе, работая на уроке  и  применяя технологию проблемного обучения.

 С самого начала урока, дети активно включаются в работу. Сама технология позволяет выстроить работу логически, последовательно. Эта последовательность способствует  формированию регулятивных и познавательных УУД. Это видно из структуры урока. Технология проблемного обучения предполагает системно –деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, поэтому на уроке идёт стопроцентная включённость детей также через использование парной работы. Эта форма организации позволяет формировать коммуникативные УУД и личностные УУД. Как результат работы- дети сами открывают новые знания, могут сами оценить свои возможности, найти применение в практике.


Приложение

Карточка 1

Прочитайте  текст.

Выпишите глаголы в столбик.

Определите их время и число.

После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тома журналов  за старые годы.

Карточка 2

Прочитайте.

Обратите внимание на выделенные глаголы.

Можно ли определить время  глагола?   -----------------------------------------

Можно ли определить число глагола?  ---------------------------------------------

Нужно обязательно читать книги! Для чего?  Чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать. Войти в мир книги и увлечь им других. Беречь его.

Заполните таблицу .

Глагол

Вопрос

Чем похожи эти глаголы


Дифференцированные мини-тесты по уровню сложности

Мини- тест

Вариант 1

В каждой группе глаголов  найди лишний. Подчеркни его.

  1. Играл, гулял, думать, пел.
  2. Беречь, стеречь, замечать, стричь.
  3. Думать, строить, построить.

Определи время и число подчеркнутых глаголов.

Выпиши по одному глаголу, отвечающему на вопросы:

 Что делать?                              Что сделать?

-----------------                              -------------------

Мини- тест Вариант 2

В каждой группе глаголов найди лишний. Подчеркни его.

1.Бежал, дышал, писать.

2. Берегу, стерегу, печь.

3. Думать, строить, построить.

 

Запиши по одному глаголу в каждый столбик.

Что делать?                                       Что сделать?

------------------                                    ------------------

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Конспект урока Русский язык по теме: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: : формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результатыПредметные:  уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам; ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о глаголах неопределенной формы, умения отличать её от других глагольных форм.Задачи урокаДидактические:Сформирова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» - 4 класс

Тема урока “Неопределенная форма глагола”Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование представления о глаголах неопределенной формы в процессе повторения и обобщения знаний, пол...