Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: «Изменение существительных по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Азарова Татьяна Николаевна

Технологическая карта поможет учителю начальных классов в проведении урока по русскому языку с целью формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx68.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 урока русского языка в 3 классе

 по теме: «Изменение существительных по падежам»

 

  

Тема урока

Изменение существительных по падежам.

Цель урока

Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся

с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Тип урока

Урок «открытия»  новых знаний

Основные термины, понятия 

Падежи, падежные вопросы, склонение 

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Поурочные разработки

по русскому языку к УМК «Школа России» 3 класс

Планируемые результаты

Предметные: 

-знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи;

правильно выделять окончания  имен существительных 

Метапредметные 

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 — определять общие для всех правила поведения;

 — определять правила работы в парах, в группах;

  — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 — определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 — формулировать учебные задачи;

 — учить планировать свою деятельность на уроке;

 — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  — отличать верно выполненное задание от неверного;

  — осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике, тетради;

 — находить ответы на вопросы в тексте,  используя свой жизненный опыт;

 — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 

— строить речевое высказывание в устной форме; 

— выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; 

— устанавливать причинно-следственные связи; 

— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; 

—  моделировать информацию;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 — слушать и понимать речь других;

— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

—  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 — владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этапы урока

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

  

 

 

 

 

- Начинаем   урок. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.

- А начать мне хотелось бы со слов А. С. Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…»

- Каково значение слова «просвещенье»?

- В Толковом словаре  русского языка Ожегова записано:

«Просвещение - знания, образованность, их распространенность»

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

 

 

 

 

 

 

 - Ответы детей

 

  - Сегодня нас ждет новое открытие.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Предметные:

- знать определение имени сущ-го;

- знать группы имен сущ-х признаки сущ-го;

Метапредметные (УУД)

 

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

личностные:

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

 

 - А раньше мы делали открытия? С какой частью речи были связаны открытия?

(Доска разделена на 2 части. Заполняем левую часть доски.          Появляется карточка:

 https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.001.png

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.002.png

 Что такое имя существительное? Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?

 

 

-  На какие группы можем разделить имена существительные?

(Учитель вывешивает следующие карточки)

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.003.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.003.png 

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.005.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.004.png 

 

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.003.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.003.png 

 

 https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.007.png https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.006.png

 

 

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.009.pnghttps://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.009.png

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.010.png https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.008.png

- Какие открытия еще сделали?

 

 А сейчас проведём разминку пальчиков.

Маленькая снежинка села на ладошку –

 (Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. 

(Накрывают ее ладошкой)
Раз, два, три, три, четыре, пять 

(Загибают пальчики)
Отпускаю полетать 

(Дуют на снежинку).

 - Перед вами слова. Можно ли сказать, что все эти слова одной части речи?

(поджидать, норка, кот, мышка)

-Можно ли составить предложение из этих слов, не изменяя их?

- Почему? В чем трудность?

 -Предложите, что нужно сделать, чтобы слова были связаны?

- Попытайтесь связать их между собой.

 

Работаем в рабочих листах. На листе мы видим прямоугольник с пустыми строками, на которых вы запищите полученное предложение.

 

 

- Что у вас получилось?

- Почему сразу не получилось связать слова, не изменяя их?

- Что изменяется, если мы меняем окончание в имени существительном?

- Для чего нужна форма слова?

 

- Да.

- С именем существительным.

 

 

 

 

 

 

 Дети отвечают на вопросы учителя:

-Самостоятельная часть речи.

-Предмет.

-Кто? Что? Кого? Чего? Кем? Чем? и  т.д.

- Одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Существительные изменяются по числам; мы можем определить род.

 

 

  

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

- Нет.

- Не получается связать эти слова.

- Изменить окончание, добавить предлоги.

 

Дети составляют и записывают предложение в рабочем листе.

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.011.png

 

Ответы детей.

- Слова не связывались друг с другом.

 - Форма слова.

  - Для связи слов в предложении.

Постановка учебной задачи

 

Метапредметные (УУД)

 

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке. 

- А для слова как  называется изменение формы существительного?

- А что влияет на форму слова?

- Видите сколько мы не знаем, с левой стороны мы расположили то, что мы знаем, для чего нужна правая сторона? 

- На какие вопросы мы не смогли ответить?

(Появляется карточка на правой стороне)

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.013.png 

 https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.012.png

 - Какова цель урока?

 - Не знаем.

 

- Не знаем.

 

Здесь будет новое открытие.

 

 

 

- Как называется изменение формы существительного?

 

 

 

 - Узнать, как называется изменение формы существительного.

Пробное действие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

Познавательные:

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выдвигать гипотезу на основе учебного материала;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- делать обобщение

 

 

- Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Нужно восстановить стихотворение, вставляя слово «кот», при этом изменяя форму этого слова:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______ .

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______ .

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с ______ ,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______ .

 

- Работать будем в рабочем листе в таблице, заполнять будем последний столбик левую колонку с белой строки (показ на слайде таблицы)

 

 

 

- Проверяем (работа со слайдом)

 

 

  Чем слова отличаются друг от друга?

-Выделим окончание.

 

 

- Покажите сигнальной карточкой, кому было легко выполнить задание, кто затруднялся.

 

- Поставьте вопросы, заполним 2 столбик левую колонку (учитель показывает, какой столбик заполняем). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают стихотворение и заполняют таблицу.

https://mega-talant.com/uploads/files/184302/87223/92329_html/images/87223.014.png

 -Окончаниями, вопросами.

Дети называют окончания и выделяют их в таблице в рабочих листах.

Сигнальной карточкой показывают кому было легко и трудно. (Зеленая – легко, красная – трудно)

Открытие нового знания

 

Личностные УУД:

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Как же называется такое изменение имени существительного?  Покажите сигнальной карточкой, кто знает и кто не знает.

- Что поможет узнать?

- Откроем учебник на странице 36.

-  Прочитайте правило про себя, а теперь мне прочитайте.

- А теперь скажите, так как называется изменение существительного по вопросам?

- Как называется изменение существительного по падежам?

(появляются с правой стороны карточки: падеж      /  склонение)

- Какова тема урока?

- Ребята, в русском языке есть 6 падежей имен существительных.

- У каждого падежа есть свое название (имя), которое отличает его от других падежей.  Про каждый падеж есть стихотворение – его портрет.

Мы поработаем по группам (6 вариантов). У каждой группы своя цветная карточка. Ваша задача узнать из стихотворений падежи, выделяя особые приметы карандашом.

- Как вы думаете, что будет отличительной приметой падежа?

- Приступаем к работе.

- Над каким падежом работали ребята 1 варианта? И т.д.

- Какое задание мы сейчас выполняли?

-  Сколько падежей?

- А знаете ли вы, что в русском языке существует сокращенная запись падежей? (давайте заполним таблицу 1 столбик)

(учитель работает со слайдом, на котором таблица, заполняет 1 столбик вместе с детьми)

- Не знаем. (Дети показывают красные карточки).

  - Учебник.

Открывают учебник и читают правило.

  - Падеж.

 

- Склонение.

 - Падеж имени существительного.

- Изменение существительных по падежам.

- Вопросы.

  Обучающиеся называют свой падеж и вопросы.

- Знакомились с падежами имени существительного.

- 6.

  Заполняют 1 столбик таблицы вместе с учителем.

Физминутка

 

- А сейчас встанем и проведём физкультминутку.

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

А сейчас я буду называть  одушевленные и неодушевленные имена существительные. Если одушевленное существительное – хлопаем, если неодушевленные – топаем. Готовы?

(Море, моряк, солнце, заяц, сердце, старик, девочка, платье, рисунок, президент) 

Дети выполняют движения.

Первичное закрепление

Регулятивные УУД:

-учиться осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в письменной форме

- Как мы можем назвать столбики таблицы?

 

-Как назовем третий столбик?

-Ребята, как называется изменение имени существительного по падежам?

- Как мы можем назвать 3 столбик?

-Скажите, таблица окончена? Мы ее выполнили до конца?

- Какое мы слово просклоняли? На какой вопрос отвечает слово кот? Какое это имя существительное?

- А к неодушевленным мы будем задавать такие же вопросы?

- Давайте попробуем просклонять неодушевлённое существительное из физминутки. Вспомните.

 

 

-Падеж. Падежные вопросы. (Заполнение верхних цветных строк в таблице)

- Примеры.

-Склонение.

 -Склонение имени существительного.

 

- Нет.

 - Кот. Одушевленное.

 - Нет.

 - Например, море.

Заполнение таблицы (склоняем «море», выделяем окончание, ставим вопросы)

Итог урока.

 Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли.

 

-Вернемся к началу урока. Какие открытия мы сегодня сделали? Обратимся к правому  столбику.

-Чем отличается каждый падеж?

- Какова роль падежей?

(Если затрудняются

- Давайте вспомним предложение в начале урока, вы могли составить предложение, не изменяя слова? Для чего нужны падежи?)

- Как называется такое изменение формы слова по вопросам?

 

- А теперь поднимете сигнальную карточку, те, кому понятна тема урока? А теперь посмотрите, сколько появилось зеленых.

-Встаньте те, которые помогали сегодня делать открытие.

 

-С нашими открытиями мы можем двигаться дальше?

- Узнали, что такое падеж имени существительного.

 -Вопросами.

-Для связи слов в предложении.

- Нет. Слова не связывались между собой. Для связи слов в предложении.

 

 - Падеж имени существительного.

 

 Загораются зеленые карточки.

  Встают только активные дети. Учитель оценивает их работу на уроке и ставит отметки.

-Да!!!

Домашнее задание

 

Домашнее задание дано на карточке.

- Какой этап урока выпал?

-Дома пропишите 4 строчки и измените по падежам слова «космос» и «космонавт».

 https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/771/98771158_large_0021.jpg

- Услышим скоро мы звонок.

   Пора заканчивать урок.

-Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам спасибо и надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе УМК "ПНШ".Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тема: «Изменение существительных по падежам». Тип урока: урок формирования новых знаний. Цель:   - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи:  обучающие: знак...

Тест по русскому языку 4 класс тема: "Изменение имён существительных по падежам"

Вспомогательный материал для закрепления темы "Изменение имён существительных по падежам"...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: «Изменение существительных по падежам»

Пояснительная запискаКласс: 4Цель: актуализировать. знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.Задачи:обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении и...