Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание НЕ с глаголом"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

В работе предлагается конспект урока, презентация к консректу, раздаточный материал к уроку русского языка в 3 классе.

УМК: "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний

Тема:"Правописание НЕ с глаголом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 3_kl_pravopisanie_ne_s_glagolom.ppt1.72 МБ
Microsoft Office document icon 3_kl_pravopisanie_ne_s_glagolom.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство» (Л.Н.Толстой)

Слайд 2

Самостоятельные Служебные Имя существи - тельное Имя прилагательное Глагол Местоиме-ние Предлоги Союзы ? дорожка солнце птицы весенняя синяя главная побежал прилетели проскакал он ты я и а да под за перед Части речи

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 Кроссворд у ч е н и к п е н а л э к с к у р с и я т е т р а д ь у ч и т е л ь р а н е ц к а р а н д а ш

Слайд 4

ЧАСТИ́ЦА , - ы, жен. В грамматике: 1) служебное слово, участвующее в образовании форм ( напр. бы ), оформляющее вопрос ( напр. ли, разве ) или отрицание ( не, ни ).

Слайд 5

После драки кулаками не машут. В решете воду не удержишь. Слезами горю не поможешь Чего не знаешь – того не говори. Шила в мешке не утаишь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. На каждый роток не накинешь платок. Кто не работает, тот не ест. Семеро одного не ждут.

Слайд 6

Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она НЕ ходит, НЕ сидит, НЕ шьёт, НЕ жнёт и НЕ кипит, Книг НЕ читает, НЕ поёт, Другим работать НЕ даёт. Глагол же, НЕ любя безделья, С частицей пишется раздельно ! В.Агафонов

Слайд 7

Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она НЕ ходит, НЕ сидит, НЕ шьёт, НЕ жнёт и НЕ кипит, Книг НЕ читает, НЕ поёт, Другим работать НЕ даёт. Глагол же, НЕ любя безделья, С частицей пишется раздельно ! В.Агафонов

Слайд 8

ждут машут идут поют летят НЕ ждут НЕ машут НЕ идут НЕ поют НЕ летят Частица НЕ выражает отрицание

Слайд 9

Недоумевать Негодовать Неистовствовать Неволить Недомогать Нездоровится Ненавидеть Пишется слитно!

Слайд 10

Здоровье за деньги купишь. Кашу маслом испортишь. Ложь человека красит. не не не

Слайд 11

Не играю, не смеёшься, не выспался, не открывают, не зайдём, не исцарапалась, не запоминаете.

Слайд 12

Покрытое тучами небо при заходе солнца не предвещает хорошую погоду. При ранней оттепели снег скоро не растает. Если пчёлы не садятся на вишнёвый цвет, вишни не уродятся.

Слайд 13

Самостоятельные Служебные Имя существи - тельное Имя прилагательное Глагол Местоиме-ние Предлоги Союзы Части речи Частица



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя      Башарина Алина Андреевна

ОУ                        ГБОУ школа № 217

Класс                    3 в

УМК                     Школа России

Предмет                Русский язык

Тема                       Правописание НЕ с глаголами

Тип урока              Открытие новых знаний

Цель урока          

-Сформировать у обучающихся понятие о частице НЕ и правиле ее написания с глаголом.

Задачи урока

- Расширение знания детей о служебных частях речи;

- Определение роли частицы НЕ;

- Формирование представлений о правильном написании частицы НЕ с глаголами;

- Обеспечение усвоения нового материала с помощью упражнений;

- Развитие умения употреблять и правильно писать НЕ с глаголами;

- Побуждение самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

- Развитие умений анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;

- Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные

- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач.

Метапредметные

Регулятивные:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

 – формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;

– формирование умения анализировать собственную деятельность;

Коммуникативные:

 – формирование умений слушать и понимать речь учителя, товарищей по классу, уточнять непонятное;

 – формирование умений грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения;

Познавательные:

– овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации по родовым признакам;

 – формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;

Личностные

 – развитие эмоционально – нравственной отзывчивости по отношению к окружающим;

 – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Ресурсы урока

Учебник «Русский язык. 3 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий М.: 2015 – Ч.2 – 159 с.

Тренажер по русскому языку. 3 класс / Т.В. Шклярова. – 6-е изд. – М. : ВАКО, 2021. – 96 с.

Презентация в формате PowerPoint 97-2003

Раздаточный материал: лист самооценки, карточки рефлексии, таблица с частями речи, карточки о словами/ пословицами.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

- Доброе утро, дорогие ученики!

Начинаем урок русского языка.

Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л.Толстого (СЛАЙД 1):

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свой человеческое достоинство».

- Как вы понимаете эти строки?

- Сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся?

Давайте пожелаем друг другу удачи, поделимся прекрасным настроением, улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя

- Высказывания детей

- Дети улыбаются друг другу. Позитивно настраиваются на урок.

Актуализация необходимых знаний

- Давайте вспомним изученные части речи. Предлагаю поработать в парах.

Повторим правила работы в парах.

- На партах лежат таблички и карточки со словами  (на каждую пару учеников – одна таблица и одна карточка)

Карточки со словами:

  1. Побежал дорожка весенняя он под и не
  2. Прилетели не солнце синяя ты а за
  3. Птицы проскакал главная не я перед да

- Распределите данные слова в соответствующие столбики.

- Вспомните, что такое самостоятельные части речи. Что такое служебные части речи.

- Служебные части речи «обслуживают» самостоятельные части речи.

- Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.

- Выполним проверку. (СЛАЙД 2)  Оцените выполнение этого задания на листах самопроверки.

+ - все слова распределены верно;

+-  - 1-2 ошибки

-  - более 3 ошибок

- Какое слово у вас вызвало затруднение ?

- Как вы думаете, к какой части речи относится это слово?

- Найти ответ на этот вопрос мы сможем, отгадав кроссворд. (СЛАЙД 3)

Вопросы: 

1) Учащийся в школе. (Ученик)

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш).

- Какое слово получилось по вертикали? (частица)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами.

- Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и прочитаем определение. (СЛАЙД 4)

ЧАСТИ́ЦА, -ы, жен. В грамматике: 1) служебное слово, участвующее в образовании форм (напр. бы), оформляющее вопрос (напр. ли, разве) или отрицание (не, ни).

- Возьмите карточки с пословицами. Найдите в этих пословицах глаголы, подчеркните их.

  • После драки кулаками не машут.
  • В решете воду не удержишь.
  • Слезами горю не поможешь
  • Чего не знаешь – того не говори.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • На каждый роток не накинешь платок.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Семеро одного не ждут.

- Проверьте. (СЛАЙД  5)

- Возьмите лист самооценки. Напротив второго задания поставьте +, +-, -.  

( Если все глаголы подчеркнуты верно - + ; если допущена 1-2 ошибки – ставим +-, если допущено 3 и более ошибок – ставим -)

- Какая частица стоит перед глаголом?

- Верно, частица НЕ.

- Сформулируйте тему урока.

- Молодцы.

- Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами». (учитель пишет на доске тему )

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему, используя опорные слова на слайде.

1. Научиться находить и правильно писать … (частицу НЕ с глаголами)

2. Уметь применять правило …. (правописание НЕ с глаголами)

- Повторяют правила работы в парах.

- Работают в парах, определяют части речи слов, записывают в таблицу.

- Выполняют проверку и оценку.

- Не

- Предположения детей

- Дети отгадывают кроссворд

- Индивидуальная работа на карточках. Находят и подчеркивают глаголы в пословицах.

- Проверка и оценка своей работы.

- частица НЕ

-Правописание частицы НЕ с глаголами.

- Формулируют задачи урока

Организация познавательной деятельности

- Открываем тетради. Записываем число/ классная работа.

- В следующей строке посередине записали частицу НЕ.

- Будем составлять кластер. ( учитель с помощью карточек составляет на  доске, дети в тетради). Сделали пять стрелочек вниз.

- Подумаем, к какой группе частей речи отнесем НЕ. Почему?

- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи?

 – Правильно, это служебная часть речи. Под первой стрелкой пишем «это служебная часть речи».

- Под второй стрелкой запишем, к какой части речи относится это слово.

- Верно, записываем «это частица».

- А теперь обратим внимание, как пишется эта частица с глаголами. Посмотрите на карточки с пословицами. Можете ли вы сформулировать правило?

- Послушайте стихотворение о глаголе и частице НЕ. В нем спряталось правило. Кто услышит его?

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится 
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
В.Агафонов

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице НЕ? Как пишется НЕ с глаголами?

- Под третьей стрелкой запишем «с глаголами пишется раздельно».

- Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей НЕ. Над словами укажите части речи.

- Проверьте и оцените эту работу. (СЛАЙД 7)  На листе самооценки напротив третьего задания поставьте нужный  знак ( + - верно выписали три глагола, +-  - верно выписали только два глагола,  -  - верно выписали только один глагол).

- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придает глаголам.

- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится. (СЛАЙД 8)

  • ждут – не ждут
  • машут –не машут
  • идут – не идут
  • поют – не поют
  • летят – не летят

- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

- Действительно, частица не выражает отрицание.

- Под четвертой стрелкой запишем «придает отрицательный смысл».

- (СЛАЙД 9)  Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают?

  • Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
  • Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
  • Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
  • Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
  • Недомогать – это значит злиться, беситься.
  • Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ?

- Верно, это слова-исключения. В этих словах НЕ – это приставка.

- Эти слова пишутся с НЕ слитно.

- Под пятой стрелкой запишем «слова-исключения». В этих словах выделим приставку.

Физкультминутка.

- Все дружно встали!

- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

Буду – не буду!

Могу – не могу!

Хочу – не хочу!

Стану – не стану!

Кричу – не кричу!

-Сели. Продолжаем работу. (СЛАЙД 10)

- Прочтите предложения

  • Здоровье за деньги купишь.
  • Кашу маслом испортишь.
  • Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными?

- Запишите эти предложения в тетрадь. Укажите частицу и глагол.

- Прочитайте, что получилось.

- Как изменился смысл глаголов с частицей НЕ? А смысл пословиц?

- Проверяем и оцениваем это задание в листах самооценки ( + - три пословицы записаны верно, +-  - две пословицы записаны верно,  -  - одна пословица записана верно).

- А сейчас поработаем в тренажерах.

- Открываем стр. 80, задание 1, 2.

Ряд учеников выполняет задание № 2 (1). Списываете предложения, вставляя пропущенные буквы и частицу не перед глаголами (повышенный уровень).

Остальные дети выполняют задание № 1. Записываете данные глаголы с частицей не, объясняете, какое правило применяете при выполнении задания.  Первое слово запишем вместе, один ученик на доске.

- Проверяем эти задания (СЛАЙД 11, 12)  и оцениваем свою работу в листах самооценки. (+ - задание выполнено верно, нет ошибок; +-   - допущено 1-2 ошибки; -  - допущено более 3 ошибок).

- Молодцы! А теперь давайте вернемся к первому заданию нашего урока, к таблице с частями речи.

- Одно слово вызвало у вас затруднение. Применяя новые знания, давайте определим, к какой части речи относится это слово.

- Верно.

- Что на месте вопросительного знака мы запишем? (СЛАЙД 13)

- Подходит к концу наш урок. Подведем итоги.

- Какой теме был посвящен наш урок?

- Что запомнили про эту частицу?

- Вспомним задачи нашего урока. Мы смогли их реализовать?

- Отлично, молодцы!

- Открываем в учебнике упражнение 227 на стр. 125. Прочитаем задание в этом упражнении  (учитель объясняет задание). Это ваше домашнее задание.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: запомнить информацию о частице Не (опираясь на кластер), упр. 227.

Написать текст-призыв на тему: «правила поведения на уроках», применяя глаголы с частицей не (это задание по желанию).

- Работают в тетради.

- Составляют совместно с учителем кластер.

- Частица

- Формулируют правило.

- Внимательно слушают стихотворение.

- Еще раз закрепляют правило: частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

- Выписывают глаголы с частицей.

- Проверка и оценка работы.

- Называют слова с частицей НЕ.

- Это слова-исключения.

- Работа с кластером.

-Выполняют физкультминутку.

- Читаем предложения.

- Нет.

- Перед глаголом поставить частицу не.

- Выполняют задание в тетради.

- Зачитывают пословицы.

- Глаголы приобрели отрицательный смысл.

- Объясняют смысл пословиц.

- Проверка и оценка задания.

- Ученики выполняют задание в тренажере с объяснением.

- Проверка и оценка задания.

- Не – служебная часть речи. Частица.

- Частица.

- Правописание частицы не с глаголом.

- Это служебная часть речи, частица, пишется с глаголом раздельно, придает отрицательный смысл, слова-исключения.

- Да.

- Разбирают и записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

- Сейчас попрошу каждого оценить свою работу на уроке.

Приготовили листы для самооценки.

Если вы за все задания поставили себе + ,то получаете оценку 5.

Если за одно задание получили – и одно задание выполнили +- , то получаете оценку 4.

Если за два задания получили – , то получаете оценку 3.

Если три и более задания выполнили с ошибками, мы с вами еще потренируемся в выполнении подобных заданий и в применении нового правила.

- Поднимите руку, кто оценил свою работу на оценку 5 / 4/ 3.

- Взяли карточки для оценки своей деятельности на уроке. Хочу услышать ваше мнение о нашем уроке.

- Урок окончен! Всем спасибо за урок!

-Ученики оценивают свою работу на уроке.

- С помощью карточек рефлексии дети высказывают свое мнение об уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Не с глаголами"

Данный урок направлен на формирование навыка правописания частицы НЕ с глаголами. в ход урока включены разные методы работы с учащимися: грамматическая сказка по изучаемой теме, чтение диалога по роля...

конспект урока по русскому языку"Правописание частицы не с глаголами"

Знакомство с понятием частица. Умение находить частицу не. Применять правило написания частицы не с глаголами. Слова исключения....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема "Глагол"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная инновационная школа". Может быть использован на уроках русского языка во 2 классе по любой программе. К конспекту урока прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...