Мастер-класс «По следам пропавших букв» выступление на ШМО
методическая разработка по русскому языку

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя по предупреждению нарушений  письменной речи.

Задачи: 

-учить видеть  специфические  ошибки в работах обучающихся:

-сформировать понятие дисграфии как нарушения письменной речи;

- представить упражнения по устранению нарушений письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Мастер-класс  «По следам пропавших букв»

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя по предупреждению нарушений  письменной речи.

Задачи:        

-учить видеть  специфические  ошибки в работах обучающихся:

-сформировать понятие дисграфии как нарушения письменной речи;

- представить упражнения по устранению нарушений письменной речи.

I. Введение

-Многие из нас столкнулись со специфическими ошибками у детей, такими как пропуск, замена, искажения букв. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма -  дисграфии.  Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.  (Слайд 3)

II. Основная часть

  1.   На  конец  2013 – 2014 учебного года второе место по количеству ошибок занимала тема «Пропуск и замена букв».

 Обучающиеся первых классов -  37,15%. Обучающиеся вторых классов - 43,02% . (Слайд 4)

2. Причины пропуска букв.

Причина первая (Слайд 5)

Несформированность внимания:

  • это может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться  при увеличении умственных нагрузок;
  • также, возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в дошкольном возрасте.

 Причина вторая (Слайд 6)

Несформированность слогового, звукового анализа и синтеза:

  • это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове (анализ);
  • умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез);

 

  • чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане.
  • Например: слово рука состоит из звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.

Причина третья (Слайд 7)

Несформированность звукопроизношения и звукоразличения

 (фонетико-фонематические нарушения):

  • в случае, если ребёнок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.

 Причина четвёртая ( Слайд 8)

Несформированность  графо-моторного навыка:

  • письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим  нужно больше времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.

 Причина пятая (Слайд 9)

Различные физиологические проблемы:

например, если ребёнок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.

Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому и медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.

3.Основные  направления работы при коррекции пропуска букв.

а) развитие  слогового и звуко-буквенного анализа.(Слайд 11)

Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются  ГЛАСНЫЕ.

Дети часто считают их частью согласных.

Упражнения:

-«Назови порядковый номер звука»

 Можно задать два вида вопросов:

 - Какой по счёту звук «т» в слове каток?

 - Назови третий по счёту звук в слове каток.

Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:

 - Какой звук идёт после звука «а» в слове каток?

 - Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток?

 - Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток?

«Пишем буквы разным цветом»

  • Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова;

-_ о_о_а (корова)

 -     _ _е_    (снег)

    ▪запись гласных красной ручкой;

        САПОГ    КОНЬКИ     

  • ВОРОНА
  • запись слов тремя ручками (гласные – красной,
  • твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).
  • ЗИМА(Слайд 13)

б) Развитие  внимания.

Упражнения:

 - подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;

- найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами. (Слайд 14)

Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;

в) Тренировка  в умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой.

Упражнения:

  • начинайте с более простых по слоговому составу слов;
  • отхлопывайте, прошагивайте, пропрыгивайте и т.п. слова по слогам;
  • повторяйте «трудное» слово много раз.

 Например: «Скажи слово каждому пальчику»;

  •  произносите слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и скорости.

Например: «Посчитай космонавтов»

 ( Один космонавт, два космонавта,….пять космонавтов,…)

г) Развитие навыка  самоконтроля

Упражнения:

  • следует приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие мелкие детали, как отсутствие одной буквы не замечают.
  • Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.
  • Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.
  • Главное, чтобы проверка вошла в привычку.

4. Виды дисграфии.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия.
  • Акустическая дисграфия.
  •  Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза слова.
  •  Аграмматическая дисграфия. (Слайд 17)
  • Оптическая дисграфия.

Оптическая дисграфия (Слайд 18)

Для оптической дисграфии  характерны ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков  элементов букв и их неправильного расположения

Коррекция оптической дисграфии:

-формирование  зрительного восприятия буквы. (Определи букву в неправильном положении)(слайд 20);

     - найти спрятанные буквы (слайд21);

     -выявление  образа буквы в зашумленном, заштрихованном         варианте(слайд 22);

    -работа по развитию пространственных отношений(слайд 23)

    -работа по дифференциации оптически смешиваемых букв. (Слайд 24)

III. Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

исследовательский проект ПРОПАВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

проект-исследование на конкурс ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ...

По следам пропавших букв

Одна из главных проблем правописания – необоснованный пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но в общем ответ один – у р...

Праздник - квест " По следам потерянных букв"

Сценарий торжественной части праздника....

"По следам пропавших букв"

  Мастер-класс  «По следам пропавших букв»...

Классный час "По следам пропавших ценностей", 2 класс

Цель: формирование системы духовных ценностей, основ нравственности у младших школьников.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, цветные фломастеры, ручки, клей, в...