Технологическая карта урока по русскому языку «Обобщение о падежах имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Елена Николаевна Аветисян

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 3а классе.

Тема урока: «Обобщение о падежах имен существительных»

Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • формируют умения осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формируют умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
  • Личностные:
  1. сформируют интерес к предмету;
  2. формируют самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность;
  3. развивают познавательную активность.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока.

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Давайте начнём урок русского языка

  1. Создание «ситуации успеха».

Запись числа

- Вот и идут последние дни февраля.

-А что такое февраль?

-Февраль – это месяц, сотканный из противоречий и противоборств природы.

-Внимание на доску, прочитаем что написал о феврале С.Я Маршак

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах звонко,

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка…

    С.Маршак

- Все слова понятны в этом четверостишие?

- А кому понятно это слово?

-Давайте обратимся к словарю Ожегова.

-О каком значении слова мы сейчас узнали из словаря?

-Подберите синонимы и антонимы к данному слову.

- Какой частью речи является слово позёмка?

- Давайте выполним морфологический разбор слова позёмка.

- Какие постоянные признаки имени существительного вы знаете? Непостоянные?

-Как называется изменение имени существительного по падежам?

- Сколько падежей у имени существительного?

-О чем будем говорить сегодня на уроке?

-Последний месяц зимы, имя существительное, словарное слово

-Нет. Не понятно слово позёмка.

Ответы детей.

Чтение информации из словаря.

О лексическом значении слова.

Дети работают со словарями синонимов и антонимов.

Имя существительное.

Позёмка – сущ., что? н.ф. позёмка, неодуш., нариц., ж.р., в ед.ч., Им.п., подл.

Одушевленное или неодушевленное, нарицательное или собственное, род.

Число, падеж.

Склонением.

Шесть

О падежах имени существительных

  1. Постановка цели урока.

-Какова цель нашего урока?

Предлагаю вам план нашего урока:

  1. Вспомнить все падежи и составить таблицу падежей.
  2. Учиться определять падежи.

Учиться определять падежи

  1. Учебная деятельность.

-Как мы уже сказали, за окном февраль. А знаете, что происходит в феврале в лесу кроме вьюг и ветров?

Много странного на земле,

Чудеса как из ушата.

Ты подумай в феврале,

В снежном, вьюжном феврале, Рождаются медвежата.

Ни травы, ни ягод нет,

А они пришли на свет.

-Во второй половине февраля у медведицы на свет появляются медвежата. Они слепые, величиной с рукавицу. И вот эти малыши, назовем их февралики, почему? Немного нашалили. Давайте наведем порядок.

Заполнение таблицы.

-У вас на столах есть февралик.

Они будут вам рассказывать, а вы попробуете догадаться, кто является героем их рассказа

1. Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.  

-  Дайте характеристику Именительному падежу.

2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск

Прошу друзья, скорее помогите!    

И как зовут меня, скажите!  

- Расскажите о Родительном падеже.

3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

 Но и один гулять хожу.

4. Кого винить мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

 А ну скорей скажите, Как меня зовут?

 - Что вы знаете о Винительном падеже?

5. Творите  чем? Творите  с кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.  

- Расскажите о Творительном падеже.

6. Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять.

- Обратите внимание, что некоторые предлоги употребляются с разными падежами. Возьмите цветные карандаши и обведите одинаковые предлоги.

-Слова-помощники (нет, вижу, любуюсь, творю, говорю)

-Все падежи, кроме именительного, имеют название.

-Ответ на этот вопрос на странице 58.

-Февраликам не удалось обвести вас вокруг пальца.

Ответы детей.

Именительный падеж

Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим; не употребляется с предлогом; отвечает на вопросы кто?что?; начальная форма имени существительного

Заполнение таблицы

Падежи

Вопросы

Предлоги

Им.п.

Кто?что?

-

Родительный падеж

Падежи

Вопросы

Предлоги

Им.п.

Кто?что?

-

Р.п.

Кого?чего?

У,около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

Дательный падеж

Им.п.

Кто?что?

-

Р.п.

Кого?чего?

У,около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

Д.п.

Кому?чему?

К,по

Винительный падеж

Им.п.

Кто?что?

-

Р.п.

Кого?чего?

У,около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

Д.п.

Кому?чему?

К,по

В. П.

Кого?что?

Через, про, на, за, под, о, во, в

Творительный падеж

Им.п.

Кто?что?

-

Р.п.

Кого?чего?

У,около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

Д.п.

Кому?чему?

К,по

В. П.

Кого?что?

Через, про, на, за, под, о, во, в

Т.п.

Кем?чем?

С,со, перед,  под, над, за,между

Предложный падеж

Им.п.

Кто?что?

-

Р.п.

Кого?чего?

У,около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

Д.п.

Кому?чему?

К,по

В. П.

Кого?что?

Через, про, на, за, под, о, во, в

Т.п.

Кем?чем?

С,со, перед,  под, над, за,между

П.п.

О ком?о чём?

При, о, об, на, в, во

Косвенные

  1. Минутка отдыха

-Что значит обвести вокруг пальца?

-Откроем словарь на странице 158 и найдем ответ.

-Что за словарь?

- Подумайте и ответьте в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Обвести вокруг пальца.

Ответы детей.

Чтение детьми (Ловко обмануть)

Словарь фразеологизмов.

Ответы детей

  1. Учебно-практическая деятельность.

-Переходим ко второму пункту нашего плана: Учиться определять падежи.

- Перед вами карточки.

Вьюги и метели в феврале налетели

Февраль коль морозом не возьмёт, то все дороги заметёт.

Что это с февралём?

Что он,

Сошёл с ума?

С крыши -  капель ручьём,

А говорят зима… Р.Рождественский

-Давайте составим схему.

1.Выделить главные члены предложения (основу)

2. Если слово является подлежащим, оно стоит в И.п.

3. Если слово не является подлежащим, то нужно: найти слово, к которому относится данное существительное;

4.Поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Самостоятельная работа. Определить падеж имен существительных.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах звонко,

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка…

    С.Маршак

Определение падежей.

  1. Итог урока

-Сколько падежей у имени существительного?

-Как определить падеж имени существительного?

-Что было сложным на уроке?

  1. Домашнее задание.

Страница 58, упражнение 104

  1. Рефлексия

- Ни травы, ни ягод нет,

А медвежата пришли на свет. Давайте угостим наших февраликов. Что любят медвежата? Кому на уроке было комфортно, интересно положите в корзину красную малинку, а кто испытывал трудность жёлтую.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дуют ветры в феврале, Воют в трубах звонко, Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка… С.Я. Маршак

Слайд 3

Обобщить всё о падежах и составить таблицу. Учиться определять падежи.

Слайд 5

Обвести вокруг пальца

Слайд 6

Дуют ветры в феврале, Воют в трубах звонко, Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка… С.Я. Маршак

Слайд 7

Интернет – ресурсы http://pic4you.ru/allimage/y2011/10-15/12216/1292760.png снежинки для рамочки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...

Технологическая карту урока по русскому языку «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилагательного; развитие ум...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной              и письменн...