Урок русского языка в 4 классе тема "I и II спряжение глаголов настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Материал  направлен на развитие умения распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagolov_nast_vremeni_2018.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

12.04.18. Открытый урок в 4 классе

Тема урока. 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.

Цели:

-обучающая: ознакомление с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

-развивающая: Развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой (прыгает - прыгать); развивать память, мышление.

 развитие интереса к родному языку средствами предметного содержания;

-воспитательная : воспитание культуры учебного сотрудничества, грамотность письма, выразительность речи.

Средства обучения: учебник, карточки, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Мотивация

-Улыбнитесь. Садитесь.(Слайд 1)

-Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились? (Глаголы?) (Слайд)

- Что вам известно о глаголе: ( часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать, что сделать, что будет делать и т.д.)

-Глаголы имеют начальную форму (Неопределённая  форма глагола это начальная форма, неизменяемая, не указывает на число, на время глагола).

-глаголы изменяются по временам бывают настоящего, будущего и прошедшего времени.

-глаголы настоящего и будущего времени  изменяются по лицам и числам (спрягаются)

- Как определить лицо глагола ( по местоимению которое можно подставить к глаголу)

- Назовите местоимения 1 лица (я,мы), 2 лица (ты, вы), 3 лица (он, она, оно, они)

Прочитайте глаголы : (понимаю, танцуете, кричишь, помним, верят, клеит, строю, поливаем, растите, рассказывает, складываешь, страдают).

- определите лицо и число глаголов. Распределите их по группам в зависимости от числа и лица, запишите.

- Сколько групп у вас получилось? (Шесть)

Проверьте себя, оцените свою работу.

- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Сформулируйте задачи урока . (Узнать от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать)

3. Работа по теме урока.

Обратите внимание на экран,  какую особенность вы заметили в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени, сделайте анализ и выводы.

I спряжение                                     II спряжение

-ешь (-ёшь)                                         -ишь

Ет,(-ёт)                                                 -ит

Ем, (-ём)                                              -им

Ете, (-ёте)                                           -ите

-ут, (-ют)                                            -ат, (-ят)

- По какому признаку глаголы делятся на I и  II спряжение? (По личным окончаниям)

- Прочитаем таблицу спряжения глаголов на (стр 88).

- Вернемся к нашим глаголам, определите спряжение глаголов:  понимаю, строю? (Проблемный вопрос)

- Нам поможет алгоритм определения спряжения глаголов. (Слайд)

1. Поставим глагол Понимаю в неопределенную форму (понимать), глагол имеет гласную а перед  ть, значит глагол понимаю  - I спряжения,

2. Поставим глагол Строю в начальную форму (строить), глагол имеет гласную и с ть, значит глагол строю – II спряжения.

- Проблемную ситуацию мы разрешили? (да)

 - Значок спряжения обозначается римскими цифрами I и  II с добавлением букв спр.

Упр 181 стр 88

-Работаем парами (Устно)

- Так какое открытие на уроке русского я зыка мы сделали?

( Глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)

Но не все глаголы русского языка с такими окончаниями относятся к тому или иному спряжению, есть глаголы исключения, их нужно запомнить, с ними мы познакомимся чуть позднее.

IV. Физминутка.

- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём).

Дружно встанем! (1 спряжение)

Глубоко вздохнем (1спр),

Медленно выдыхаем (2 спр, исключение),

Похлопаем  в ладоши (1 спр),

Тихонько потопаем (1 спр),

Глазками быстро, быстро поморгаем (1 спр),

Вдаль в окно посмотрим ( 2спр исключение),

А теперь  красиво сядем (1 спр).

V. Первичное закрепление.

- А достаточно ли знать правило, что у глагола 2 спряжения?

( Нет. Мы должны применить на практике.)

Сейчас вы поработаете в парах.

Откройте рабочую тетрадь на стр. 50, упражнение 113

_ Прочитайте задание. (Про себя, а затем вслух)

Возникают вопросы, затруднения по заданию к упражнению?

-1 вариант спрягает слово – верну

2 вариант спрягает слово - спешу

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание вашего товарища, сверяясь с образцом. Оцените работы карандашом, пользуясь критериями:

5 – без ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3-4 ошибки

! – больше 4 ошибок

Оценку 2 ставить не будем, так как это новый материал, на следующих уроках будем дальше продолжать учиться определять спряжение.

Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

6. Закрепление изученного.

- Упр 114 в рабочей тетради выполните самостоятельно.

- Проверка (читают по цепочке).

VI. Рефлексия (работа по карточкам)

Продолжаем практиковаться в умении определять спряжение глаголов

Сейчас вы поработаете в карточках. Даны глаголы, определите их спряжение.

Ползет(1 спр), поет(1 спр), берете(1 спр), шалить( 2 спр), хвалит (2 спр)споем(1 спр), говорим(2 спр), клюют(1 спр), грустите(2 спр), ругаются(1 спр), спросишь(2 спр), балуется(1 спр).

Вам нужно рядом с глаголами написать спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (уметь ставить глагол в начальную форму, и смотреть на гласную)

VII. Итог урока.

- Какую учебную задачу перед собой ставили?

(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)

  • Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
  • Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
  • Закончите предложения:

-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….

-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….

Самооценка

Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда :

было интересно:

было трудно/легко:

справился с заданиями / не справился:

выполнял задания сам / нуждался в помощи

VIII. Домашнее задание-

На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.88, вы можете опираться на схему.

И выполните упражнение 182 на странице 89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"

В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....