Развитие орфографической зоркости у младших школьников
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Различные формы работы, направленные на развитие орфографической зоркости у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

Голованова Наталья Васильевна

                               Развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Орфографическая грамотность обучающихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед современной школой.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило и его применение самое  трудное, пожалуй, для младшего школьника. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму, видит то написание, которое необходимо проверить. 

Умение правильно обнаруживать орфограммы называется орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. 

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые  применяются на уроках русского языка.

  • Увидеть орфограмму в слове.
  • Определить вид:  к какой теме относится, вспомнить правило.
  • Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  • Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения орфографической задачи.
  • Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  • Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В наших учебниках для начальной школы нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный учащемуся термин «звук». В первом классе учимся различать «сильные» и «слабые» звуки.

Задание: Сильный и слабый.

 - Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

 - Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтёнок.

 - Гласные буквы одинаковые.

 - Гласные звуки разные.

 - Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением - сильный. В слове кОтёнок гласный безударный - слабый. Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».  Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота - он осваивает ничто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.

Во втором классе вводятся термины « позиция», «сильная позиция», « слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова.

В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переносится, во-первых, на другие орфографические правила, во-вторых, связывается с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

Приведём  некоторые примеры методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

1. Письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты, чтобы выделить трудную букву.

2. «Диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.

3. Письмо с орфографическим проговариванием.  Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминающийся образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

4. Комментированное письмо. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

5. Зрительный диктант. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Запись текста. Самопроверка, итоги.

6. ''Светофор''. Ученики должны показать  сигнальную карточку, как только найдут ''опасное место'', назвать орфограмму.

7.  Орфографическое чтение. Если ежедневно на каждом уроке отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это даст хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

8. Работа над ошибками.  В первом классе подчёркиваю ошибку, в  последующих классах выношу на поля палочку, для слабых – номер орфограммы. Начинаем по памяткам, где указаны номера, названия орфограмм и образец работы над ошибкой.

9. Специально организованное списывание. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка.

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном предложении.

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания орфограммы.

                                              Библиографический список

  1. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. // Русская словесность. – 2000 – №1 – С. 62-68..
  2. Белоус Е. Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка // Начальная школа. – 2010. – №10 – С. 30 – 34.
  3.  Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39
  4. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. -1996.- №9-С.78
  5. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90
  6. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./В.Ф.Иванова–М.:Просвещение, 1991
  7. Кленникова Е. Д. Орфографические минутки. / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. – 2010. -№9 – С. 14 – 15.
  8. Козина А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. – 2014. –№18. – С. 584-586
  9.  Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Р. Львов, Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 472 с.
  10. Тлюстен Л.Ш. Орфографическая зоркость и ее роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной школы. – Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/orfograficheskaya-zorkost-i-eyo-rol-v-formirovaniinavykov-russkogo-pravopisaniya-u-uchaschihsya-nachalnoy-adygeyskoy-shkoly

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....