Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Павлова Мария Владиславовна

Создать условия для ознакомления с понятием синонимы, формирования умения работать со словарем
синонимов, находить синонимы в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать запоминанию
правописания словарных слов: синонимы, осина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Черноморская СШ №3» Павлова М.В.

Урок

Русский язык

Класс

2-А

Дата

29.09.2021

Тема

Синонимы

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием синонимы, формирования умения работать со словарем
синонимов, находить синонимы в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать запоминанию
правописания словарных слов:
синонимы, осина

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Знакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: обладают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находят средства ее осуществления.

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
логические – выполняют
логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Синонимы. Словарь синонимов. Слова с непроверяемым написанием: синонимы, осина

Образовательные
ресурсы

Словарь синонимов

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный.
Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Начинается урок,

   Он пойдет ребятам впрок.

   Постарайтесь все понять,

   Хорошо запоминать.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность
к работе на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

я Я А

яма

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 52)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

– Что такое синонимы?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

 1. Синонимы.

Работа со словарем синонимов (упр. 66).

Фронтальная. Словесный,
проблемный, практический.

Чтение, беседа, работа со словарем, письмо

Знакомит с понятием «синонимы». Организует работу с упражнением, словарем синонимов, контролирует
выполнение задания

Читают стихотворение, находят в тексте синонимы, знакомятся со словарем синонимов. Ставят ударение

в словах

Распознают в тексте близкие по смыслу
слова. Осуществляют сравнение лексического значения слов-

синонимов. Учатся
работать со словарем
синонимов

Нахождение синонимов, обозначение ударения

2. Словарно-орфографическая работа.

Синонимы

Фронтальная.

Словесный.

Письмо

Знакомит с написанием слова «синонимы»

Запоминают написание слова

Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо

Письмо

3. Лексическое значение слов. Группы синонимов (упр. 67)

Коллективная,

индивидуальная.

Словесный,
проблемный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать группы слов, объединить их понятием, объяснить значение выделенных слов, назвать часто
употребляемые, списать одну из групп слов

Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов, списывают слова,

Думают, размышляют, высказывают мнение. Употребляют понятие синонимы.

Беседа по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

   А теперь все тихо встали,

   Дружно руки вверх подняли,

   В стороны, назад, вперед,

   А теперь наоборот.

   Повернулись вправо, влево,

   Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня

Правильное выполнение движений

 4. Развитие речи. Работа со стихотворением

(упр. 69)

Работа в парах. Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой
целью использует их автор
в одном предложении?
Выполните задание

Читают. Отвечают на вопросы. Находят
синонимы. Списывают предложение по памяти

Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивают эстетическую сторону высказывания

Нахождение синонимов, запись предложения. Взаимопроверка.

5. Словарно-орфографическая работа. Осина

Фронтальная. Словесный. Письмо

Знакомит с написанием слова «осина»

Запоминают написание словарного слова

Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо

Письмо

6. Работа с парами синонимов (упр. 68)

Словесный,

проблемный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать пары слов, доказать, что они синонимы, составить

предложения

Читают, доказывают, что пары слов – синонимы,  составить

предложения

Распознают знакомые слова, объясняют лексическое значение слов. Составляют предложения.

Беседа, письмо

V. Закрепление знаний и способов действий.

Игра «Подбери синоним»

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Беседа, письмо.

Организует игру, контролирует выполнение.

 Нежный-…, золотой-…, огромный-…, размышлять-…, фантазировать-…, путь-…, луна-…, пилот-….

Вставляют пропущенные буквы, составляют пары слов-синонимов. Составляют предложения

Распознают
синонимы. Самостоятельно подбирают синонимы.

Устные ответы, правописание слов, подбор
синонимов

 VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали

на уроке?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуля-ция

VII. Домашнее
задание.

Стр. 52, выучить правило. Стр. 54. Упр.70.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Разнородные синонимы"

Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...