Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никитченко Ольга Вадимовна

 Конспект по русскому языку. 2 класс.Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Русский язык

Учитель: Николаева А.А.

Практикант: Никитченко О.В.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: 

Содержательная: формирование понятий «одушевленности /неодушевленности» имен существительных.

Деятельностная: формирование умения отличать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать умение задавать вопросы к именам существительным КТО? или ЧТО?;

2. Развивать  умение писать правильно слова на изученные орфограммы, словарные слова;

3. Развивать умение объяснять смысл пословиц;

4.  Развивать умение иллюстрировать правило примерами;

Развивающие:

1. Развивать умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или

самостоятельно);

2. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.

Воспитательные:

1. Воспитывать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение задавать вопросы к именам существительным КТО? или ЧТО?;

2. Умение писать правильно слова на изученные орфограммы, словарные слова;

3. Умение объяснять смысл пословиц;

4. Умение иллюстрировать правило своими примерами;

Личностные:

1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2.  Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

Регулятивные:

1.  Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

2.  Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3. Проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Коммуникативные:

  1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.
  2. Работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Оборудование: слайды презентации, учебник

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Кананкина, В. Г.

Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр. 48-50

План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку!»

2.2. Игра «Кто? или ЧТО?»

2.3.  Словарный диктант

3.  Этап выявления места и причины затруднения

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения

5.  Этап реализации построенного проекта

5.1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 80, стр.48)

5.2. Работа с правилом (стр.48-50)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Подбор одушевленных имен существительных (упр. 81)

6.2. Работа у доски

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Работа со стихотворением

7.2. Выборочное списывание

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Анализ слов

8.2. Игра «Помоги Незнайке»

9.  Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые

результаты

1 Этап мотивации

Задача: создание условий для

возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята меня   зовут Ольга Вадимовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

- Ребята, я хотела начать наш урок с пословицы, но она рассыпалась. Помогите ее собрать.

УХО    ОСТРО    ДЕРЖИ

- Правильно! А как вы ее понимаете?

- Каким надо быть на уроке?

- Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка.

Знайка сказал ему интересную пословицу, но Незнайка не может понять ее.

-Что она означает?

Повторение – мать учения. (слайд 1)

- Давайте поможем Незнайке понять смысл данной

пословицы.

- Ребята, как вы её понимаете?

Повторение тренирует память,

помогает

запомнить

информацию лучше, облегчает

учебный процесс.

- Для чего нужно повторение?

повторения не будет учения.

- Молодцы!

Дети

настраиваются

на работу, собирают пословицу, объясняют смысл пословицы

Держи ухо остро.

- Это значит надо быть внимательным, осторожным

Фронтальная

Л1

Пр3

2.  Этап

актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для

«открытия нового знания», и

выявление

затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку!»

- Вот мы сейчас и проверим, умеете ли вы быть внимательными

- Ребята, я буду говорить фразы. Если это

утверждение верно, вы молчите и руки не поднимаете, а если вы не согласны с тем, что я

сказала, поднимаете руки, исправляете меня.

Важно поймать все ошибки.

- Имя существительное называется так потому, что называет (именует) всякий предмет, СУЩЕСТВУЮЩИЙ в мире (да)

- Имена существительные могут отвечать на вопросы КТО? и ЧТО? (да)

- Имена существительные воробей, ворона, синица – обозначают вещи (нет)

- Имена существительные внимательность, скромность, вежливость отвечают на вопрос КТО? (нет) Почему? (они обозначают качества человека)

- Слова гроза, снег, метель обозначают явления природы и отвечают на вопрос ЧТО? (да)

- Молодцы! Вы действительно были внимательными!

2.2. Игра «Кто? или ЧТО?»

- А сейчас я буду вам называть слово, а вы хором – вопрос, на который оно отвечает, живой это предмет или неживой.

Вьюга – ЧТО? Почему? Это неживой предмет.

Ночь –Что? Почему?

Ученик – Кто? Почему?

Белочка – Кто? Почему?

Дупло – Что? Почему?

Шишка – Что? Почем?

Дятел – Кто? Почему?

Радость – Что? Почему?

- Молодцы! Вы все знаете.

2.3. Словарный диктант.

- Проверим, сможете ли вы быть внимательными и правильно записать слова-отгадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице( Морковь)

Сидит дед,

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.(Капуста)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»(Картошка)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – одета,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.(Заяц)

Он всю зиму в шубе спал, Лапу левую сосал, а проснулся, стал реветь... Этот зверь- лесной

( Медведь)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая( Сорока)

- Поменяйтесь тетрадками, проверьте написанное товарищем, сверяйте со слайдом.(Слайд 2)

 Дети внимательно слушают и отвечают на  поставленные вопросы учителя

Дети отвечают на вопросы хором

Существительное отвечает на вопросы  Кто? Что?  

Отгадывают загадки

Морковь

Капуста

Картошка

Заяц

Медведь

Сорока

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная  

Л1

Пр2

П2

Пр1

К2

Пр2

3. Этап выявления места и

причины затруднения

Задача:

организация анализа

учащимися возникшей ситуации и

на этой основе выявить места и

причины затруднения, осознать

то, в чем именно состоит

недостаточность

их

знаний,

умений или способностей.

- Ребята, на сколько групп можно разделить эти слова? Почему?

- А как называются такие имена существительные? (Не знаем)

- Откройте учебник на странице 48. Прочитайте название темы

 На две группы, одни отвечают на вопрос КТО? – это живые предметы, а другие на вопрос ЧТО? – это неживые предметы.

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Фронтальная

4.  Этап построения проекта

выхода из затруднения

Задача:

постановка

целей

учебной деятельности и на этой

основе – выбор способа и средств

их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Сформулируйте тему нашего урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

- Какую цель мы перед собой поставим?

-Что мы должны сделать, чтобы усвоить нашу тему?

Формулируют тему урока

Формулируют цели и задачи урока

Фронтальная

Фронтальная

Р2

5.

Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений

его

применять как при решении

задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Наблюдение за языковым материалом (упр. 80)

- Ребята, кто изображен на картинке к упражнению 80-ому?

- Давайте прочитаем о людях этой профессии.

- Прочитайте стихотворение Владимира Маяковского про себя.

- Найдите имена существительные. Кого так называют? На какой вопрос они отвечают? (КТО?)

- Как вы думаете, эти существительные будут называться одушевленными или неодушевленными? Почему?

5.2. Работа с правилом

- Давайте проверим свои предположения, прочитаем правило тетушки Совы.

- Итак, кто был самым внимательным и скажет: какие имена существительные называются одушевленными?

- Скажите, может вы уже догадались, какие имена существительные называются НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ?

- Проверим, прочитаем правило тетушки Совы на странице 50-ой.

- Итак, как же отличить имена существительные ОДУШЕВЛЕННЫЕ от имен существительных НЕОДУШЕВЛЕННЫХ? (по вопросу…)

- Молодцы!

Работают над упражнением

На картине изображен столяр

Работают с правилом

Отвечают на вопрос учителя что такое неодушевленное имя существительное

Фронтальная

Индивидуальная

Пр4

П3

Пр4

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи

Задача:

усвоение учащимися

нового способа действия при

решении

типовых

задач.

6.1. Подбор одушевленных имен существительных (упр. 81)

- Проверим, как вы усвоили новые правила. Посмотрите на упражнение 81 –ое. Почему здесь в скобках стоят вопросы? (все эти существительные одушевленные)

- А почему стоят точки?

(Мы должны придумать сами по два слова)

- Какие слова вы допишите в первую группу? Во вторую? Третью? Четвертую? Пятую?

6.2. Работа у доски

- Запишите четыре группы слов по образцу. А пятую группу у доски запишет …

- Проверим. Читаем по цепочке…

Работа с упражнением 81

Отвечают на вопрос учителя

Работают у доски записывают четыре группы

Люди(Кто?) художник , режиссер, музыкант

Птицы:(кто?)снегирь , воробей, зимородок

Насекомые:(кто?) шмель ,кузнечик, оса

Домашние животные(кто?) лошадь, корова, собака

Дикие животные(кто?) медведь, волк, тигр

Самоанализ ученика, который работал у доски

Индивидуальная

П3

7.  Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход

извне внутрь) нового способа

действия

и

исполнительская

рефлексия

(коллективная

и

индивидуальная)

достижения

цели пробного учебного действия,

применение нового знания в

типовых заданиях.

7.1. Работа со стихотворением

- Я надеюсь, вы все любите рисовать. Посмотрите какую картину нарисовал художник к стихотворению А Кушнера (упр. 84)

- Прочитайте выразительно.

- Так что же такое пейзаж?

- Давайте проверим по толковому словарю (стр. 136-138)

7.2. Выборочное списывание

- Выпишите выделенные существительные. На какие вопросы они отвечают? Это одушевленные или неодушевленные имена существительные?

Работа со стихотворением

Пейзаж-это  жанр изображение

Выписывают имена существительные

Река –Что?

Иней- Что?

Облака- Что?

Равнина- Что?

Шалаш- Что?

Картина – Что?

Пейзаж- Что?

Индивидуальная

Индивидуальная

К1

Р2

8.  Этап включения в систему

знаний и повторения

Задача:

повторение

и

закрепление ранее изученного и

подготовка

к

изучению

следующих

разделов

курса,

выявление

границы

применимости нового знания и

использование его в системе

изученных

ранее

знаний,

повторение учебного содержания,

необходимого для обеспечения

содержательной непрерывности,

включение

нового

способа

действий в систему знаний.

8.1. Анализ слов

- Ребята, прочитайте записанные на слайде слова.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка

- Что вы заметили (это имена существительные, здесь есть и одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Правильно

8.2. Игра «Помоги Незнайке»

- Ребята, Незнайка был не очень внимательным и не сумел эти слова распределить правильно. Помогите ему, исправьте.

ОДУШ.                  НЕОДУШ.

Комар                     одежда

Художник              снег

Картина                 пилот

Друг                      девочка

Хитрец                  скромность

- Дайте совет Незнайке. 

Отвечают на вопрос какие слова на слайде

Это имена существительные

Помогают Незнайке со словами

Распределяют правильно по  столбцам

Фронтальная

Фронтальная

К1

Пр4

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися

результатов

своей

учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Мы научились различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? Как надо это делать?

- Кто считает, что нужно еще

потренироваться?

- Оцените свою работу: кто работал на пять? На четыре? Молодцы! Мне было очень приятно с вами сегодня работать.

Закрепление изученного

Вспоминают какую поставили цель

Научились различать одушевленное и неодушевленное имя существительное  

Фронтальная

Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Интерактивное задание «Одушевленные, неодушевленные имена существительные»

Интерактивное задание «Одушевленные, неодушевленные имена существительные», предназначено для интерактивной доски SMART Board...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....