РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК ДЛЯ 3А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17 часов)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учереждений с русским языком обучения; Рабочие программы 1-4 классы / пособие для учителей начальных классов Русский язык. - В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М.Н. Деменьтьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина - М,: Просвещение, 2011., учебника "Родной язык", авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, М : "Просвещение", 2017г., рекомендовано к использованию в образовательном процессе в образовательных учереждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_rodnoy_yazyk.docx | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе уровня начального общего образования (ФГОС НОО) |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивана Ивановича Рынкового»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО _______Л.Е. Сухогузова Протокол № 5 от 29.05.2021 | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» Протокол № 1 от 26.08.2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» _________ С.В. Дектерёва Приказ № 690-О от 26.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК
ДЛЯ 3А КЛАССА
(базовый уровень)
(0,5 часа в неделю, всего – 17 часов)
Составитель: Ильиных С.А.,
учитель начальных классов
г.Мегион, 2021г.
Аннотация к программе
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
Данная программа по учебному предмету родной (русский) язык предназначена для описания организации учебного процесса по предмету начального общего образования (3 класс). Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; учебному плану образовательной организации на изучениеродного(русского) языка в 3 классе отводится 0,5часа в неделю, 17часов в год.
Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка;планируемые результаты изучения учебного предмета;содержание учебного предметас определением основных видов учебной деятельности;тематическое планирование;календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной(русский) язык» для 3 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классовРусский язык.-В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина – М.:Просвещение, 2011.; учебника «Роднойязык»,авторовВ.П. Канакина, В.Г. Горецкий,М «Просвещение», 2017г.рекомендованного к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целиизучения предмета «Родной(русский) язык»:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной(русский) язык» основных задач образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
По мере развития навыка устной речи вводятся письменные творческие работы – сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок: допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.
При реализации программы используются современные образовательные технологии (технология деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения), а также электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы, информационно-образовательных проектов «ЯКласс», «Российская электронная школа», дистанционные образовательные технологии.
Согласно базисному учебному плану ОУ РФ на изучение предмета в 1 классе отводится - 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.
Согласно базисному учебному плану ОУ РФ на изучение предмета в 3 классе отводится – 17 часов(0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
- Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 №2/20;
- Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (п.18.2.2. ФГОС ООО).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результатыосвоения образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир всего
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Начальногообщегообразования должны отражать:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных ипознавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результатыосвоения программыдолжны отражать:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языковогои культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов:
Раздел «Развитие речи»
Ученик научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо; •понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; •понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; •знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Ученик получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; •пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Раздел«Система языка». (Фонетика, орфоэпия, графика)
Ученик научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
•осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; •пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Ученик получит возможность научиться:
•осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Раздел«Лексика»
Ученик научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); •иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; •пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Ученик получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; •размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Раздел «Состав слова» (морфемика)
Ученик научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Ученик получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.); выделять в них корни, находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); •наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); •разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Раздел«Морфология»
Ученик научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); •распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
•распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Ученик получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Раздел«Синтаксис»
Ученик научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; •определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; •различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Ученик получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Раздел«Орфография и пунктуация»
Ученик научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); •безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); •запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач.
Проект «Рассказ о слове», «Семья слов, «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересным детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи.
Синтаксис
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Сказуемое, выраженное глаголом. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.
Орфография и пунктуация
Правописание отдельных суффиксов (-ик, -ек). Правописание парных согласных в конце и в середине слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов с двойными согласными. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Правописание ь после шипящих на конце существительных 3-го склонения в именительном и винительном падежах.
Состав слова
Основа и окончание. Сложные слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные глаголы с приставками.
Морфология
Части речи. Понятие о склонении имён существительных. Падежи. Обзор трёх типов склонения существительных в единственном числе. Первое склонение существительных (единственное число). Правописание безударных падежных окончаний. Второе склонение существительных (единственное число). Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием. Склонение существительных среднего рода с окончанием –о, -е. Правописание безударных падежных окончаний, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Третье склонение имён существительных (единственное число); одинаковые окончания в родительном, дательном, предложном падежах, мягкий знак после шипящих на конце существительных 3-го склонения в именительном и винительном падежах. Склонение существительных во множественном числе. Имя числительное. Понятие об имени числительном.
Развитие речи
Текст. Логико-смысловые связи в тексте. Связь между предложениями. Структура построения текста: начало, развитие темы, завершение. Составление плана текста повествовательного характера. Формулировка вопросов, ответов на вопросы. Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Выбор жанра письменной речи: рассказ, сказка, описание. Редактирование сочинений. Использование толкового и орфографического словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во час | Воспитательные задачи в рамках модуля «Школьный урок» |
1 | Словосочетание. | Устное сочинение по картине К.Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы" | 1 | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности |
2 | Слово в языке и речи | Обучающее изложение «Ёлочка» (упр.88 с.52) | 1 | - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
3 | Обучающее изложение повествовательного текста (с. 70 упр.129) | 1 | ||
4 | Состав слова | Устное сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе". | 1 | - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения |
5 | Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал» | 1 | ||
6 | Правописание частей слова | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка". | 1 | - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
7 | Обучающее изложение повествовательного деформированного текста (упр.278 с.140) | 1 | ||
8 | Части речи | Обучающее изложение (учебник часть 2 упр. 21 с. 14) | 1 | применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
9 | Обучающее изложение (упр. 62 с. 35) | 1 | ||
10 | Обучающее изложение (упр. 101 с. 56) | 1 | ||
11 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка - квакушка. | 1 | ||
12 | Отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна - Лебедь". | 1 | ||
13 | Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | ||
14 | Обучающее изложение «Кошкин выкормыш». | 1 | ||
15 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | ||
16 | Обучающее изложение (упр. 213 с. 120) | 1 | ||
17 | Повторение | Обучающее изложение (упр.242 с. 133) | 1 | - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
Итого | 17 ч |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата (неделя) | Тема | Кол-вочасов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание | ||||||
1 | 1н. | Устное сочинение по картине К.Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы"» | 1 час | Уметь различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту. | Определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью. | Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. |
Слово в языке и речи | ||||||
2. | 2н. | Обучающее изложение «Ёлочка» (упр.88 с.52) | 1 час | Уметь подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью заданий. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение». Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Формирование ценностно-смысловой ориентации, опыта нравственных и эстетических переживаний Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому |
3 | 3н. | Обучающее изложение повествовательного текста (с.70 упр.129) | 1 час | Уметь подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение». |
Состав слова | ||||||
4 | 4н. | Устное сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 час | Уметь находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | Выделять учебную задачу на основе соотнесения | Формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе |
5 | 5н. | Обучающее изложение«Как медведь сам себя напугал» | 1 час | Формулирует определение окончания, выделяет окончание в слове, доказывает значимость окончания в слове. | Выделять учебную задачу на основе соотнесения | |
Правописание частей слова | ||||||
6 | 6н. | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 час | Умение составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя) | Выделять учебную задачу на основе соотнесения | Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения |
7 | 7н. | Обучающее изложение повествовательного деформированного | 1 час | Выделять учебную задачу на основе соотнесения | ||
Части речи | ||||||
Имя существительное | ||||||
8 | 8н. | Обучающее изложение (учебник часть 2 упр. 21 с. 14) | 1 час | Уметь выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Уметь составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану | Работать в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему | Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников, проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла |
9 | 9н. | Обучающее изложение (упр. 62 с. 35) | 1 час | Уметь распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание) | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью | Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение» |
10 | 10н. | Обучающее изложение (упр. 101 с. 56) | 1 час | Уметь сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы, составлять сообщение об изученных падежах имен существительных | Умение контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат |
11 | 11н. | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка - квакушка. | 1 час 1 час | Уметь сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы, составлять сообщение об изученных падежах имен существительных | Умение контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат |
Имя прилагательное | ||||||
12 | 12н. | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 час | Уметь осознанно и произвольно построить речевое высказывание Уметь составлять отзыв по репродукции картины (под руководством учителя) | Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему. | Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение». |
13 | 13н. | Составление устного отзыва по картине В. А. Серова «Девочка с персиками». | 1 час | Уметь определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения | Находить ответы на вопросы, понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения на уроке. Высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку с помощью учебника; соотносить учебные задачи, поставленные в начале с полученными результатами; излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог | Демонстрировать личностный смысл обучения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности |
Глагол | ||||||
14 | 14н. | Обучающее изложение «Кошкин выкормыш». | 1 час | Уметь составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану | Высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку с помощью учебника; соотносить учебные задачи | Формировать целостное восприятие окружающего мира; демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Повторение | ||||||
15 | 15н. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 час | Уметь группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове, различать приставки и предлоги и правильно их писать | Работать в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; иметь возможность для формирования учебно-познавательного интереса к учебному материалу | Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к учебному материалу, развивать способность к самооценке |
16 | 16н. | Обучающее изложение (упр. 213 с. 120) | 1 час | Уметь составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану | ||
17 | 17н. | Обучающее изложение (упр.242 с. 133) | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа с КТП по русскому языку для 1 кл по УМК "Школа 2100" ( добукварный, букварный, послебукварный период), 4 часа в неделю
Рабочая программа для 1 класса по учебникам Бунеевых 132 ч (4 часа в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1- 4 классов (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1- 4 классов (базовый уровень)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир»1-4 класс (базовый уровень)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ 3А КЛАССА (базовый уровень) (4 часа в неделю, всего – 136 часов)
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 3 А КЛАССА (базовый уровень) (4 часа в неделю, всего –136 часов)
Рабочая программа по математике для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального образовательного стандарта. Примерной образовательной программы начального общего образования, с...