Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpktp_russkiy_yazyk_4_kl.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 31.01.2012) для 1-4 классов;

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об - образовании)от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом  Министерства образования РФ от 06.10.2009 г.№ 373(п.19.5);

.ФГОС начального общего образования второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012г. №1060 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 345  от 28.12.2018 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48;

- Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

- Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;

Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2014.

 

Образовательной программы МКОУ «Ореховская СШ» Одесского муниципального района Омской области

Учебного плана МКОУ «Ореховская СШ» Одесского муниципального района Омской области на 2019-2020 учебный год

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 5 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка  в 4 классе составит 175 часов

Ресурсное обеспечение программы

  1. Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2015 г. 1, 2 часть

1.Русский язык. Рабочие  программы 1 – 4 . – М.: Просвещение  2014.  

2. Русский язык: 3 класс. Поурочные планы (диск)

3. КИМ  «Русский язык»  4 класс.  авт.-сост.  О.Е. Курлыгина, О.О.Харченко.  – М.: Просвещение. 2018 г.

4. В.Г.Горецкий,  В.П.Канакина.   Русский язык.. В 2 – х частях. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение. 2019 г.

5. Видеоуроки «Русский язык» 4 класс

Общая характеристика учебного предмета

Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».

Цели обучения:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Задачи обучения:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

В результате реализации данной программы у детей формируются общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Познавательная деятельность:  устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта ( ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?» ), анализ результатов сравнения ( ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?» ), объединение предметов по общему признаку ( что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же , как…), работа с простейшими готовыми предметами, умение решать творческие задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией:  работа с учебными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками,  правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением  необходимой интонации, пауз) и про себя, построение монологического высказывания ( по предложенной теме и заданному вопросу ), участие в диалоге ( построение ответа ), использование простейших логических выражений типа: «и/или…», «если, то…», овладение первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации, использование компьютера.

Организация деятельности: выполнение инструкций, точное следование образцу, определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?»), нахождение ошибок в работе и их исправление, учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия  соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

КоммуникативныеУУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПознавательныеУУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

Ученик научится

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его

- склонять имена существительные в единственном числе;

- определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;

- распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;

- различать безударные окончания существительных одного и того склонения; правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.

- определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;

-употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

- определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;

- правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;

- различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать;

- склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;

- определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.

- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

- определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»;

- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;

- различать временные формы глагола;

- распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

- спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;

- писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;

- точно употреблять глаголы в предложении;

- соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;

правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Ученик получит возможность научиться

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,

- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

- оцениватьправильность проведения разбора слова по составу;

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

   изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

                                 обучающиеся должны уметь:

   орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

   производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

   производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

   производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

    определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

    определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

   писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;


Содержание учебного предмета

Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (9ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (19 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (9 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (18ч)

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

.

Темы разделов и подразделов

Максимальная нагрузка

Из них

Теорит. Часть

К/р

Повер.р

Развитие речи

1

Повторение

11

8

1

1

изл.-1

2

Предложение

9

6

пр.д.-1

соч.- 1

3

Слово в языке и речи

19

15

к.с. -1

пр.р. -1

пр.д. - 1

соч. - 1

4

Имя существительное

41

33

к.д. -3

пр.р. - 1

соч. - 2

изл. – 2

5

Имя прилагательное

31

20

к.д.- 1

к. с-1

пр. р.- 3

. -1

соч.-4

изл. -2

6

Местоимение

9

6

к.д.-1

пр.р.- 1

изл. – 1

7

Глагол

32

26

к.д. -2

пр.р. - 1

к. изл. - 1

изл. -1

соч. -1

8

Повторение

18

15

к.д-1

.- 1

соч.-1

изл.-1

Итого

170

129

11

10

20

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

   неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

 оущественные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

 употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

 Недочеты:

 отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

 неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

 незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

 При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

 «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

 «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

 «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

 «2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

         Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

         Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка

 

№ п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Повторение – 11 часов.

1

Наша речь и наш язык.

1

2

Язык и речь. Формула вежливости.

1

3

Текст. План текста

1

4

Изложение повествовательного текста

1

5

Анализ работ. Типы текстов.

1

6

Предложение как единица речи.

1

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

8

Входной контрольный диктант № 1.

1

9

Анализ работ. Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

1

10

Распространённые и нераспространённые предложения.

Проверочная работа № 1 по теме «Повторение»

1

11

Словосочетание.

Развитие речи.

Восстановление деформированного текста

1

Предложение – 9 часов.

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

13

Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Словарный диктант №1

1

16

Развитие речи.

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

17

Простые и сложные предложения

1

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении

1

19

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.(устный рассказ)

Проверочная работа №2 по теме «Предложение»

1

20

Проверочный диктант № 2 по теме «Предложение»

1

Слово в языке и речи – 19 часов.

21

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение

1

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

23

Синонимы, антонимы, омонимы

1

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму

1

25

Состав слова. Распознавание значимых частей слова .

Однокоренные слова.

Корень слова

1

26

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Разбор слова по составу

1

27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

28

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

30

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

1

31

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

1

32

Правописание приставок и суффиксов

1

33

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Развитие речи.

Составление объявления

1

34

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

35

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

36

Склонение имён существительных и имён прилагательных

1

37

Имя числительное. Глагол

1

38

Наречие как часть речи

1

39

Правописание наречий

1

40

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

41

Контрольный диктант №3 по теме «Части речи»

1

42

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

1

43

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

44

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

1

45

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1

46

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

1

47

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

48

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

1

49

2-е склонение имён существительных

1

50

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

51

3-е склонение имён существительных

1

52

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

53

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

54

Работа по развитию речи. Обучающее изложение.

1

55

Анализ изложений. Падежные окончания 1. 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных окончаний имён существительных.

1

56

Именительный и винительный падежи.

1

57

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

1

58

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

59

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

1

60

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

1

61

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

1

62

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

63

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

64

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

65

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. Словарный диктант №3.

1

66

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

67

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

68

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

69

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница»

1

70

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание окончаний имён существительных в единственном числе»

1

71

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

72

Склонение имён существительных во множественном числе

1

73

Именительный падеж множественного числа

1

74

Родительный падеж множественного числа

1

75

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи.

1

76

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1

77

Проверочная работа № 4по теме «Правописание окончаний имён существительных»

1

78

Обучающее изложение.

1

79

Анализ работ. Правописание окончаний имён существительных

1

80

Контрольный диктант № 6 за 2 четверть

1

Имя прилагательное – 31 час.

81

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Имя прилагательное как часть речи.

1

82

Род и число имён прилагательных

1

83

Род и число имён прилагательных.

Развитие речи.

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

1

84

Склонение имён прилагательных.

1

85

Сочинение на тему: Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»

1

86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

87

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

88

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

89

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

90

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

91

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

92

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант № 4.

1

93

Работа по развитию речи. Изложение описательного текста. Наши проекты.

1

94

Анализ изложения. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

95

Проверочная работа № 5 по теме "Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода"

1

96

Склонение имён прилагательных женского рода.

1

97

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

98

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

99

Винительный, творительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

100

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Контрольное списывание №2

1

101

Проверочная работа № 6 по теме "Окончания имён прилагательных имён женского рода"

1

102

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

103

Сочинение по картине Н. К. Рериха "Заморские гости"

1

104

Анализ работ. Именительный и винительный падежи множественного числа.

1

106

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

107

Обобщение по теме "Имя прилагательное". Проверочная работа № 7.

1

108

Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"

1

109

Обобщение по темам "Имя Существительное" и "Имя прилагательное". Тест.

1

110

Контрольный диктант № 7 по теме "Имя прилагательное"

1

111

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Местоимение - 9 часов.

112

Местоимение как часть речи.

1

113

Личные местоимения.

1

114

Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам.

1

115

Изменение личных местоимений 3 лица по падежам.

1

116

Изменение личных местоимений по падежам. Проверочная работа № 8по теме «Личные местоимения»

1

117

Обучающее изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

118

Анализ изложений. Обобщение по теме.

1

119

Контрольный диктант № 8 по теме «Местоимение»

1

120

Анализ диктанта. Повторение.

1

121

Роль глаголов в языке.

1

122

Изменение глаголов по временам.

1

123

Неопределённая форма глаголов.

1

124

Неопределённая форма глаголов.

1

125

Изменение глаголов по временам.

1

126

Обучающее изложение повествовательного характера по цитатному плану.

1

127

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

1

128

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

129

Контрольный диктант № 9 за 3 четверть.

1

4 четверть – 40ч

130

Анализ диктанта. Наши проекты.

1

131

Тип глаголов настоящего времени.

1

132

Тип глаголов будущего времени

1

133

Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

1

134

Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

1

135

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

136

Анализ работ. Возвратные глаголы.

1

137

Правописание -тся и

-ться в возвратных глаголах.

1

138

Правописание -тся и

-ться в возвратных глаголах.

1

139

Закрепление изученного материала. Проверочная работа № 9.

1

140

Закрепление изученного материала. Составление рассказа по серии картинок.

1

141

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

142

Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Словарный диктант № 5.

1

143

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

145

Контрольное изложение.

1

146

Анализ работ. Орфограммы в значимых частях слова.

1

147

Орфограммы в значимых частях слова.

1

148

Обобщение по теме «Глагол»

1

149

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

1

150

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол»

1

151

Тест по теме «Глагол»

1

152

Повторение.

1

Повторение - 18 часов.

153

Язык. Речь. Текст.

1

154

Предложение и словосочетание.

1

155

Предложение и словосочетание.

1

156

Предложение и словосочетание.

1

157

Лексическое значение слова.

1

158

Сочинение на тему "Мои впечатления по картине И. И. Шишкина "Рожь"

1

159

Анализ работ. Состав слова.

1

160

Состав слова.

1

161

Состав слова.

1

162

Состав слова.

1

163

Части речи.

1

164

Части речи.

1

165

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

166

Анализ изложения. Части речи.

1

167

Итоговый контрольный диктант  9.

1

168

Анализ диктанта. Повторение.

1

169

Звуки и буквы.

1

170

Игра "По галактике Частей Речи"

1

171-175

Резерв

5

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет______________

Класс    ______________

Учитель______________

2019-2020 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык.1 класс. Школа России

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, Концепции ду...

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Русский язык 1 класс. Школа России...

Рабочая программа "Русский язык" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе при...

Рабочая программа русский язык 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа русскому языку. Школа России

Рабочая программа русскому языку включает два блока: Блок «Русский язык. Обучение письму» и Блок «Русский язык»...

Рабочая программа русский язык Школа России 1 - 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4  класс УМК "Школа России" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по классам, контрольно-измерительные материалы п...

Рабочая программа Русский язык Школа России 4 класс 2020-2021 уч.год

Рабочая программа курса «Русский язык» для 4 класса  разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с основной общеобразовательной программ...