Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

Цель урока

создать условия для организации и выполнения работы над ошибками

Задачи урока

- формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.

-развивать у учащихся орфографическую зоркость; словарный запас, внимание, память, восприятие, речь;

-воспитывать уважение к русскому слову, к предмету.

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;

Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

№18

Тип урока

изучение нового материала

Цель урока

создать условия для организации и выполнения работы над ошибками

Задачи урока

- формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.

-развивать у учащихся орфографическую зоркость; словарный запас, внимание, память, восприятие, речь;

-воспитывать уважение к русскому слову, к предмету.

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;

Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

-Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

II.Работа над ошибками.

Записывают в тетради

ІІ. Актуализация знаний и мотивация

Работа с учебником

-Скажите, что такое предложение?

-Молодцы!

-Какое бывает предложение?

-Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения?

-Ребята, откройте учебник на странице 39.

-Кто прочитает название раздела?

-Что вы видите?

-Ребята, а это какие слова?

-Сегодня это мы с вами и узнаем.

-Кто мне прочитает чему мы будем учиться в это разделе?

-Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные.

Простые и сложные.

Слово.

Слово в языке и речи.

Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку и т д.

Ответы учащихся.

Читают в учебнике.

ІІІ. Постановка учебной задачи

Работа с учебником

-Ребята, отгадайте загадки:

1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки.

2. Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
 

-Правильно.

-Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?

-Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

-Какие значения имеет это слово?

-Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

-А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба» . Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений?

-Значит какое это слово?

Правильно.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-А какую цель мы с вами поставим?

Мышь.

Дружба.

В толковом словаре.

Ответы детей.

Многозначные.

Однозначные.

Однозначное.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Узнать что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

ІV. Открытие нового знания

Работа с учебником

Частично-поисковый

-Как вы понимаете однозначные слова?

-А многозначные?

-Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить?

-Кто прочитает?

-О чем говориться в тексте?

-Что хотел передать автор текста?

-Верно!

-Согласны ли вы с ним?

-Ребята, а какой смысл в первом предложении?

-Хорошо, а какое оно по цели высказывания?

-Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет?

-Начинаем выполнять задания.

-Спишите первое предложение. 

-Запишите выделенные слова. Какие слова мы запишем?

-Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова.  (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать сколько значений имеет это слово)

А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает?

Ответы детей.

Читают задание.

О хороших, добрых словах.

Что русский язык – богатый язык.

Да.

Ответы детей.

Восклицательное.

Один обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях.

Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама.

Читают подсказку.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с учебником

Физкультминутка

-Теперь смотрим на 65 упражнение.

-Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении?

-Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение  на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

-Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные.

-Какие слова относятся к синонимам? Антонимам?

-А что такое синоним? А антоним?( в учебнике определения)

-А теперь в паре  составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его.

(После работы опросить троих учащихся)

Работа в парах.

-Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

Проведение физкультминутки.

Один учащийся читает задание.

Составляют устное сообщение.

Отвечают 2 обучающихся.

Ответы учащихся.

Синоним – слова, близкие по значению, антоним – слова, противоположные по значению.

Приводят свои примеры.

VІ. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый

-Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника.

-Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам определении?

-С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно.

-Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?»

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Составляют предложение.

Ответы учащихся.

VІІІ. Рефлексия деятельности

-Какая тема урока была сегодня?

-Какую цель мы ставили?

-Мы ее достигли?

-Записываем д.з учебник: с.42 упр.67,

-А теперь оцениваем свою работу на уроке.

У кого все правильно поднимите зелёный карандаш,

у кого 1-2 ошибки желтый карандаш,

у кого более 2 ошибок красный карандаш.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Да.

-Анализируют и оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Конспект урока по русскому языку 3 класс тема : "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"....

Анализ урока по русскому языку на тему:" Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".

Краткий анализ урока русского языка на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова."....

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс

Конпект урока на тему "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова". 3 класс...