Урок по обучению письму
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Рокунова Елена Николаевна

Тема: Письмо  строчной буквы "г"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_g.docx53.85 КБ
Файл bukva_g.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучение письму

Тема: Письмо  строчной буквы г

Место урока в теме: Основной период обучения грамоте. Изучение букв, обозначающих парные звонкие мягкие и твёрдые согласные звуки.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель урока: Формирование умения писать строчную букву г в слогах и словах.

Задачи: 1. Организовать выделение элементов и порядка написания строчной буквы г.

2. Формировать умение писать букву г, слоги и слова с этой буквой. 

3. Отрабатывать умения выделять звуки, ставить ударение, делить на слоги

4.Отрабатывать умение списывать предложение с печатного текста

Формирование УУД:

Предметные УУД: работа с информацией страницы прописи, анализ объекта, сравнение букв, работа со схемой  слова.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, самопроверка на основе сравнения собственной записи с образцом; определение темы и этапов урока с помощью страницы тетради, чтение языка условных обозначений (сопоставление слова с его моделью), оценка и самооценка.

Коммуникативные УУД: формирование готовности слушать собеседника, учителя, умение излагать свою точку зрения, принимать точку зрения другого человека.

Личностные УУД: проявление активности в совместной учебной деятельности, самоопределение.

Ожидаемые результаты: первоклассники научатся писать прописную строчную букву г, соединения и слова со строчной буквой г

Предметные

научиться писать строчную букву г, соединения и слова с буквой г

находить букву г в словах,

составлять слого-звуковой анализ слов.

Метапредметные

понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда

 Личностные

формирование умения личностного самоопределения к различным видам учебной деятельности

Оборудование: пропись,ч.3 Горецкий В.Г. и др.стр.24., карточки с прописными буквами , карточки , интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.Огранизационный момент

Начинается урок он, пойдет ребятам впрок
дисциплину соблюдаем и порядок проверяем!
Ручка, карандаш, тетрадь,

чтоб учиться нам на пять!!!

Я желаю вам сохранить хорошее настроение

 весь урок.

Мобилизация волевых усилий.

Самоорганизация. Проверка рабочего места.

учитель создаёт атмосферу доброжелательности (Л)

Мотивирует на позитивный настрой.

Личностные УУД:

Освоение роли ученика.

Регулятивные УУД:

Организация своего рабочего места под руководством учителя

2. Актуализация знаний

- К нам на урок письма пожаловал необычный гость, отгадайте кто?

ареГ    монг

 – маленький сказочный человечек гном, а зовут его Гера

слайд

Он играл со своими друзьями  и заблудился, а живёт он в волшебном  городе грибов, с которым мы уже познакомились сегодня на уроке чтения.

Поможем ему туда добраться?

Ведь не даром говорится: «Кто любит делать добрые дела, тому и жизнь мила»

Это  не так-то просто, есть несколько условий, которые должны выполнить и за это получить волшебный пропуск-билетик и не один,  только тогда  мы можем  ему помочь.

1.Условие - Необходимо  вспомнить, что нового мы сегодня с вами узнали на уроке чтения. А поможет нам - гном Гера

Какие  звуки в начале этих слов вы услышали ?

давайте произнесем первое слово гном ( [г], дайте характеристику первому звуку  . В первом слове (согласный, твёрдый, звонкий), произносим слово Гера[г`]), а здесь первый звук какой? (согласный, мягкий, звонкий).

Какой буквой мы обозначаем эти звуки? (буквой г) 

Принимать учебную задачу 

Создана проблемная ситуация.

(Слова-перевёртыши)

Побуждение детей к деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу с самых разных точек зрения (П). При этом все найденные детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха (Л), готовность допускать существование разных точек зрения (К).

Осуществлять решение задачи под руководством учителя

Они проводят звуковой анализ (П); мотивированы на достижение цели познания (Л); контролируют действия одноклассников: внимательно слушают ответы, в вежливой и корректной форме высказывают несогласие (К); осуществляют контроль (Р).

Познавательные

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным, самоопределение)

Формулировка темы и цели урока

2.Условие – мы должны определить тему нашего урока.   А поможет нам в этом пропись

Посмотрите  на с.24  Попробуйте  сформулировать тему урока!

(Тема: Письмо строчной буквы «г» )

Молодцы , правильно определили тему урока.

Какую цель мы сегодня поставим для себя? 

-Достаточно ли только уметь знать и читать эту букву? (Нет)

Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке,

Цель: научиться писать строчную букву г, соединять с другими буквами, научиться писать слова с этой буквой ну и конечно предложения.

2 условие тоже выполнили и получаем за это

1 билет- пропуск(гриб-с)

Определение темы и цели урока под руководством учителя

они мотивированы на процесс познания (Л).

Познавательные:

выдвижение гипотезы, умозаключение, прогнозирование.

Личностные УУД:

Мотивация к изучению нового учебного материала.

Самоопределение.

Регулятивные УУД :

планирование, принятие цели и

постановка учебной задачи.

Чтоб узнать куда и как  нам идти нужно прочитать  предложение .

До города дорога в гору, от города с горы.

Что это, как вы думаете? (скороговорка)

Мы должны произнести волшебную скороговорку

 (1-читает учитель,2-вместе с детьми медленно и чётко,3-вместе ,быстро )

Итак, маршрут намечен.  

Жители этого города приготовили для вас разные задания, которые вы должны выполнить правильно. Все они по  по вашей прописи, если вы с ними справитесь, то поможете  гному и ещё вас будет ждать сюрприз. Вы готовы к испытаниям и получить сюрприз ? да

(работа над дикцией) четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы. Ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль, не боится устно отвечать у доски, не запинается от волнения.

4.Открытие нового знания

а) Работа в прописи.

Выделение элементов изучаемой буквы.

Знакомство с изучаемой буквой. Усвоение формы буквы.

Графическая разминка, подготовка к письму

Пальчиковая гимнастика

Ну что, отправляемся в путь? (физмин. Шагаем)

Дети утром рано встали

За грибочками пошли.

Приседали ,приседали

И грибы в траве нашли

Наклоняйся 1,2,3

И в лукошко набери

На пути у нас ребята

Очень дружные …опята

(слайд)

У них для вас задание:

Ребята посмотрите, как называются элементы с помощью которых мы научимся красиво писать букву г?

 (Короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу) 

Ребята, скажите в написании каких изученных нами букв уже встречались эти элементы?

На доске  ( эР, п, т)   (рпт)

 

Ребята наш гость Гера очень рад, что мы будем учиться писать его любимую букву.

Прежде чем начать писать, давайте разомнём наши пальчики, сделаем эту букву из проволочки, которая лежит у вас на парте.

С проволокой мы уже раньше работали. Соблюдаем правила по технике безопасности, обращаемся осторожно.

У всех получилось, молодцы.

Я тетрадь свою подвину
И наклонно  положу. 
Ручку правильно держу. 
за посадкою слежу,

 на отлично я пишу.

Обведём элементы безотрывно.

Называть правильно элементы и обводить безотрывно

Дети самостоятельно выполняют задание

Предметные УУД: (логические)

Анализ объекта с целью выделения общих признаков и различий; установление причинно-следственных связей, умение понимать информацию в виде модели

Развитие логического мышления на основе сравнения написания букв.

Коммуникативные УУД:  Полно и точно излагать свои мысли. Формирование готовности слушать собеседника, учителя,умение излагать свою точку зрения, принимать точку зрения другого человека.

Регулятивные УУД:

Самооценка на основе сравнения собственной записи с образцом.

Умение находить и корректировать ошибки.

Осуществление контроля в форме сличения результата с образцом.

Работа по алгоритму.

Умение соблюдать гигиенические правила письма.

Усвоение технологии написания буквы по алгоритму.

Показ учителем написания буквы.

Формирование зрительно-

двигательного образа написания буквы г.

А сейчас красиво запишем букву г в тетрадь.

Все готовы к написанию? Проверим готовность. Я пишу на доске, а вы прописываете за мной в воздухе 

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.(или пишем туфельку балерины)

Запишите красиво букву самостоятельно.

Сравните написание с образцом и оцените свою работу по критерию правильности.(под самой красивой буквой поставьте точку)

У вас на партах карточки. Давайте закрепим написание этой буквы, вместо точек  впишите букву г.

-риб,  -рибок,  -рибной, -рибник.

Давайте прочитаем какие слова получились

(слайд)

Как называются эти слова (родственные слова образованы от слова гриб)

Получаем 2 билет- пропуск (гриб-п)

Вместе с учителем прописывают ручкой в воздухе, затем в тетради

Находят самую красивую букву, пытаются так же красиво написать ее до конца строки

Оценивают свою работу.

Под-ка к изучению однокоренных слов

Обогащение словарного запаса

Упражнение в написании слогов и буквосочетаний с изучаемой буквой.

Отработка вида соединений.

Продолжаем путь дальше.

Кто это нам встретился у ворот города?

 Этот  очень важный гриб называют … боровик. (белый гриб, который растёт в бору)

Чтоб войти в город  нужно выполнить его задание:

Посмотрите на вторую строчку, можно ли сказать, что всё это слоги

( - нет , только гласная буква образует слог,  а последнее нет, так как  это сочетание согласных букв с опасным соединением)

Прочитайте сочетание, назовите соединение.

Запишите в тетради самостоятельно.

(Получаем  3 билет- пропуск) (гриб-а)

Упражнение в написании слов

Но не так то просто найти улицу нашего гномика.

На пути  грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.

http://luntiki.ru/uploads/images/6/c/d/f/5/7cc15d9ef5.jpg

И вдруг испортилась погода, что же случилось, разгадайте ребус (гроза)

слайд

Тогда давайте заглянем к нему в гости, переждём грозу может он даст нам  ещё билетик

А вот и его задание:

Прочитайте первое слово на 3 строчке. (гу-си)

Разделите на слоги, проведите черту,

 Сколько слогов (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

 Поставьте ударение (на 1 слог, на букву у)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Прочитайте второе слово, что необычного вы заметили в написании  (2-опасных соединения) подчеркните их

 Спишите внимательно эти  слова в тетрадь

(и вы получаете ещё один 4 билетик - с)

Работа с предложением

Идём  по улице  дальше,  нас встретил сосед нашего гномика.

 Я в красной шапочке всегда

 расту среди осинок,

угадайте кто же я конечно …подосиновик

У него для нас тоже задание.

Прочитайте предложение.

 Сколько слов в этом предложении?(3)

Кого увидела Таня? (гусей)

Найдите и подчеркните одной чертой букву, с которой сегодня познакомились.

Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

1-ученик у доски

Ребята давайте проверим , сравним с доской.

И вы заработали 5 билетик-и

Дети самостоятельно выполняют задание, а затем у них появляется возможность проверить себя и проверить правильность выполнения задания одноклассниками, выполняя это задание(П)

осуществляют контроль и самоконтроль(Р)

Физкультминутка

И грибочки решили устроить для вас праздник

(Танец грибов)

Работа над словами с орфограммами

 

Вот мы уже и приблизились к домику нашего гномика А навстречу нам…

У него нарядный вид,
Жаль, что очень ядовит.

он растёт среди дорожек

В красной шапочке в горошек (мухомор)

Он для нас приготовил необычное задание:

- Прочитайте слово на следующей строке. (грибы )

Измените слово так, чтоб обозначало один предмет.

Заштрихуйте схему

 (1 у доски)

- Какой звук мы слышим в конце слова гриб?(п глухой, парный)

Чтоб правильно записать вспомним правило

Парный сразу проверяй

Рядом гласный подставляй.

Запишите слово гриб.

Пальчиком закрываем букву ы и записываем слово гриб

Прочитайте следующее слово, также измените, примените правило. (годы)

Ещё раз посмотрите на первое слово, которое сейчас разбирали и запишите слово год самостоятельно.

Проверьте друг у друга как написали (взаимопроверка)

И вы заработали 6 билетик-б

Создана проблемная ситуация: дети должны правильно написать парный согласный.

Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме, подвергают сомнению возможность решения задачи (П); долго сохраняют учебную задачу (Р); готовы допустить существование других точек зрения, формулируют собственное мнение (К); они мотивированы на процесс познания (Л).

Штрихуют схемы, анализируют, строят рассуждения (П);

Сообщение ученика

Ребята, как вы думаете грибы это растения или животные? (Трудно понять)

Я думаю, что нашему гномику тоже интересно узнать об этом.

Вот сейчас про грибы  нам расскажет  Диана.

Грибы – это удивительный мир, который не относится ни к животным, ни к растениям, это отдельное царство, которое называется царством грибов.

 У них нет корней, стеблей, листьев.

Они бывают съедобные, например - подберёзовики, лисички, маслята, сыроежки. И ядовитые -  бледная поганка, мухомор. Поэтому когда собираешь их нужно быть очень осторожным.

 Грибы  – это не только то, что растет под елкой или на поляне. Есть грибы разрушители. Они разрушают древесину у деревьев. На  стволах берез   растёт гриб – чага, он полезен для людей им лечится. Зеленоватый пушок плесени на кусочке хлеба – это тоже гриб.

Есть  ещё грибы, они полезные: чайный гриб, из него делают вкусные полезные напитки.  Молочный гриб,  без него не было бы йогуртов, сметаны, творога.

Спасибо, молодец.

Списывание с печатного текста

(если останется время)

А сейчас давайте прочитаем предложение в конце странички

– О чём говорится? (В лесу много грибов)

– Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

– Что ставим в конце. (Точку)

Какое оно по цели высказывания?

– Вы  должны записать это предложение прописными буквами.

(Один ученик на доске) запись предложения с комментированием. 

У нас появился последний  7 билетик-0

Итог

Ну, что мы помогли гномику добраться до своего домика.

Мы  с вами старались, учились и сделали доброе дело.

Вот что нам за это говорит гном.

Давайте прочтём что написано на билетиках -грибочках? 

Гномик нас благодарит и говорит:

 Спасибо

Акцентируется  внимание детей не на предметном содержании. Обращается внимание на коммуникативные навыки, и на универсальные действия в целом, что, в свою очередь, способствует осознанию процесса учения ребёнком. Направляется аналитическая деятельность учащихся на метапредметный уровень – наиболее сложный, глубокий. Таким образом, на уроке решаются не только частные задачи урока (предметный уровень), но и общие задачи начального обучения (метапредметный уровень).

Организуется проверка полученных знаний , приобретённые в процессе изучения нового материала. (п)

Рефлексия

Самооценка

Завершился наш урок.

Он пошёл ребятам впрок? –Да.

Старались гному помогать? – Да.

Постарались всё понять? – Да.

Ответы полные давали? – Да.

На уроке не зевали? – Нет.

Оцените свою работу с помощью сигналов.

(зелёный- знаю и умею, жёлтый –не совсем хорошо получается, красный - даётся с трудом)

Я знаю букву г и её звуки.

Я умею…писать букву и слоги

Я умею…писать слова и предложения с этой  буквой. 

А  жители этого города приготовили для вас необычные сладкие подарки- маленькие грибочки

- Спасибо за урок!

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, активности.

Регулятивные УУД:

Удержание цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

гном Гера

Слайд 3

До города дорога в гору, от города с горы.

Слайд 5

г риб г риб ок г риб ной г риб ник

Слайд 7

Г

Слайд 10

Грибы(съедобные)

Слайд 11

Плесень

Слайд 12

Грибы - разрушители Трутовики Чага

Слайд 13

Чайный гриб Молочный гриб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обучению письма в 1-м классе по УМК "Школа России". По теме: Письмо слов и предложений с буквами Я я.

Урок по обучению письма в 1-м классе по УМК "Школа России". По теме: Письмо слов и предложений с буквами Я я....

Конспект урока по обучению письму тема: «Закрепление письма строчной и прописной буквы «я»» 1 класс УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУТема: «Закрепление письма строчной и прописной буквы  «я»». Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления навыка письма...

Конспект урока по обучению письму + презентация "Письмо строчной буквы "ю"" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ю» и  её соединения с другими буквами в слогах и словах.Планируемые результаты:Предметные: - знать графический об...

Конспект урока по обучению письму "Письмо строчной буквы «д» " (УМК Школа России, 1 класс)

Конспект урока обучения письмуТема:  Письмо строчной  буквы  «д»Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «д»; пользоваться на письме ...

Технологическая карта урока по обучению письму «Письмо строчной буквы э» (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования каллиграфического навыка написания строчной буквы «э».Задачи урока:Дидактические:Сформировать умение писать строчную букву «э».Сфо...

Конспект урока по обучению письму «Письмо строчной и прописной буквы Хх» (1 класс, прописи В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, 1 класс, 4 часть)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления у обучающихся о письме строчной и прописной буквы Х; совершенствование навыка письма слогов и слов с б...

Конспект урока по обучению письму. Тема: «Письмо строчной письменной буквы "ы" » УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «ы», её соединений с другими буквами в словах.Планируемы...