"Лексическое значение слова" 2 класс Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Русский язык

Тема: Лексическое значение слова.

 

Цель:

– формировать умение толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы);

– формировать умение узнавать слово по его лексическому значению;

– формировать умение подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskoe_zachenie_slova_2_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Лексическое значение слова.

Цель:

– формировать умение толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы);

– формировать умение узнавать слово по его лексическому значению;

– формировать умение подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

– Как вы думаете, какие секреты есть у русского языка? (Как предметы получают названия, как пишутся разные слова, как правильно сказать и почему так будет правильно, как правильно обратиться или спросить о чём-то и т.д.)

– Что значит беречь свой родной язык? (Говорить правильно, не употреблять грубых слов, выбирать самое точное, нужное слово в речи и т.п.)

Словарная работа. 

– Как вы думаете, что главное в языке? (Это слова.) В них заключены наши представления об окружающем мире. Посмотрите на эти слова (на доске записаны слова или на слайде №2 презентации): лимон, яблоко, ромашка, василёк, слива.

Задания:

1. Разделите эти слова на группы (слайд №3).

2. Назовите признак, по которому разделили слова.

3. Запишите в тетрадях только названия фруктов.

4. Поставьте ударения, подчеркните буквы безударных гласных.

5. Представьте эти фрукты и расскажите, чем они отличаются.

6. Попробуйте продолжить определения:

Лимон – плод … (продолговатый, жёлтого цвета, кислый на вкус).

Яблоко – плод… (круглый, красного, жёлтого или зелёного цвета кисло-сладкий).

Слива – плод … (синего цвета, с нежной мякотью).

– А теперь я записываю на доске слово влура.

– К какой группе слов его можно отнести? Почему? (Слайд №4.)

– Что должно быть у слова, чтобы мы его поняли? (Смысл, значение.)

– Сравните записанные слова: лимон, яблоко, ромашка, василёк, слива, влура.

– Предположите, какой будет тема урока. (Слова, имеющие значение, смысл.)

Запись на доске темы урока: «Значение слова». (Слайд №4.)

– Задайте вопросы по теме урока.

– Что такое значение?

– Какие слова имеют значение?

– Сколько у слова может быть значений?

(Учитель вопросы записывает на доске.)

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Что такое значение слова?
  2. Толкование слов.
  3. Предугадывание слов.

     

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и группах.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Беседа на основе изученного в 1-м классе.

– Что такое значение слова? (То, что обозначает слово, его смысл.)

– Если не знаешь, что обозначает слово, как об этом узнать? (Спросить у товарища, родителей, учителя, обратиться к словарю – самой умной книге, которая всё знает.)

– Какие слова имеют значение? Вспомните, почему не могли ничего сказать о слове влура? (Значение имеют слова, которые мы понимаем, знаем, что они называют в окружающем нас мире.)

(Слайд №5.)

– Когда я произношу слово слива, все ли подумали об одном и том же – вкусном, сочном плоде? Представьте, что мы оказались в плодовом саду…

– Какое ещё значение может иметь слово слива? (Слива – это дерево, на котором растут плоды – сливы.)

– Сколько же значений может быть у слова? (Одно или два.)

2. Работа по учебнику.  

а) Упр. 1 – развитие умения толковать значения слов школа, ученики, класс. (Слайд №6.)

б) Упр. 2 (на развитие механизма антиципации) – развитие умения определять (предугадывать) разные значения у одного и того же слова – язык. (Слайд №7.)

– Как вы думаете, почему авторы предлагают нам подумать именно над словом язык, а не над каким-то другим? (Мы говорим на русском языке, изучаем такой предмет на уроках.)

Работа над словом язык в «Орфографической тетради» (с. 52).

* Чтение текстов «Что на свете может быть лучше языка?» и «Что на свете может быть хуже языка?» из учебника «Детская риторика», 2-й класс, часть 2.

– О каком языке говорит Эзоп? (О языке общения.)

в) Упр. 3 – развивается умение разграничивать разные значения слова язык.

– В каких предложениях говорится о языке как средстве общения, выражения мыслей и понимания между людьми? (1-е и 5-е предложение, упр. 3.)

В каких предложениях говорится о языке в тех же значениях, которые есть у слова язык в басне Эзопа?                                                                                                    

3. Выполнение задания «Рабочей тетради», 2-й класс, тема 1, №8 (соотнеси пословицу со словом язык и определи её значение).

(Слайд № 8, 9.)

4. Дополнительный материал к уроку.  

Развивается умение разграничивать разные значения слов и фразеологических сочетаний (пословиц и поговорок).

Не нахожу слов – не в состоянии ничего сказать от волнения, возмущения.

Слова не добиться – трудно вызвать на разговор.

Двух слов не свяжет – не может понятно излагать свои мысли.

Не давши слова крепись, а давши – держись – нужно сдерживать свои обещания.

Работа в группах.  

Пословицы и их значения разделены и перемешаны, задание даётся либо на группу, либо одним группам – пословица, а другим – толкование значений. Подбирается к толкованию пословица или к пословице нужное толкование (можно попеременно).

Задание классу.

– О словах и их значениях существует много пословиц и поговорок.

Перед вами пословицы о словах и их значения. Вам нужно соединить их правильно.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

– Ответьте на вопросы, которые записаны на доске.

– Что такое значение?

– Какие слова имеют значение?

– Сколько у слова может быть значений?

– А сколько значений у слова язык?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Н.* Записать одну пословицу со словом язык.

П. Записать два предложения со словом язык в разных значениях.

ТООУ

Деятельность учеников:

– развитие умений толковать слово;

– разграничивать разные значения одного и того же слова;

– узнавать слово по его лексическому значению.

    © Баласс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".

Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Лексическая работа на уроках русского языка. развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.

Презентация дает представление о работе учителя по теме "Лексическая работа на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах."...

Лексическая работа на уроках русского языка в начальных классах.

В пособии освещены основные темы раздела "лексика".Подобраны тренировочные задания для лексической работы ....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Слово и его лексическое значение», 2 класс

Цели деятельности учителя:познакомить обучающихся с понятием «лексическое значение слова»;формировать умение работать с толковым словарем.Планируемые результаты:Предметные:знать определени...

Проверочная работа по теме "Слово и его значение" 2 класс русский язык УМК "Школа России"

Данная проверочная работа разработана мною для учащихся 2 класса  по теме "Слово и его значение", с целью проверки сформированных знаний и умений по данной теме....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА"Имя прилагательное. Лексическое значение.", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное. Лексическое значение.Цели деятельности учителя: повторение знаний об имени прилагательном.Планируемые результаты: Предметные:Знать: определени...