РАЗВИТИЕ РЕчИ И РЕЧИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
методическая разработка по русскому языку

Наталия Вадимовна Танцурова

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Калинина Т.И., Танцурова Н.В.

МБОУ СОШ № 4

муниципального района Бирский район РБ

«Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Процесс познания  окружающей действительности является  ничем  не  заменимым  эмоциональным стимулом  мысли.  Для  ребенка младшего школьного возраста этот  стимул играет исключительно важную роль»В.А.Сухомлинский.

Младший школьный возраст – важный период развития личности ребенка, поскольку в этом возрасте интенсивно развиваются воображение, творческое мышление, память, любознательность, формируются познавательная активность, инициативность, навыки учебной деятельности, расширяется словарный запас, формируется монологическая и диалогическая речь. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. У многих детей бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках окружающего мира, поэтому в начальной школе следует так организовать учебную деятельность школьника, чтобы развить в каждом индивидуальные способности и склонности, сформировать позитивную мотивацию к учебному труду .

      Уроки окружающего мира знакомят младшего школьника с  миром природы и истории России и родного края, вводят в мир научной терминологии. Например, овладение научной терминологией детей должно осваиваться в активной учебной деятельности. Например, в начале урока «Лес – природное сообщество», задаётся вопрос «Как вы понимаете слово «сообщество»?  Тут же актуальна работа со словарем: «Сообщество - группа растительных или животных организмов, живущих вместе». Четкое осмысление значения, в котором употребляется слово на уроке, с помощью обращения к словарю позволяет учащимся правильно использовать его в устной речи.

На уроках мы используем проверенные годами методы работы, способствующие развитию речи мыслительной деятельности младших школьников:

  • задания на составление кроссвордов и их взаимного решения на уроках детьми;
  • задания на составление терминологических словариков, в которые дети вписывают незнакомые слова, а затем на уроке разбирают их значение через диалог с одноклассниками и педагогами;
  • ребусы;
  • синквейн – это быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза, обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме. Этот метод позволяет почувствовать себя успешным, талантливым;
  • инсерт — это маркировка текста значками по мере чтения. Этот приём даёт возможность по-новому работать с текстом, повторить уже известное, обозначить новое, определить вопросы для углубления и распространения знаний;
  • кластер — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке - развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

В процессе учебного диалога школьники учатся высказывать свою точку зрения, выслушивать точку зрения другого, анализировать точку зрения совпадения и противоречий взглядов, аргументировать, доказывать, анализировать, приходить к определенному выводу. Таким образом, осуществляется развитие диалогических умений.

Огромное влияние на развитие речи оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель на уроках окружающего мира постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
  2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.:  Просвещение, 1983. –  320 с.

2. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] /  Т.А. Ладыженская. –   М.: Педагогика, 1974. – 256 с.

3. Юречко В.П. О развитии речи на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / В. П. Юречко /.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи в 6 классе 8 вида "В мире профессий"

Урок закрепление. Использование дидактических заданий на уроке позволяет детям повторить и закрепить словарь по теме. При подготовке сообщений развивается речь учащихся. Использование презентации на у...

Презентация к уроку развития речи в 6 классе 8 вида "В мире профессий"

Использование презентации на уроке позволяет заинтересовать учащихся, облегчить понимание материала, даёт наглядную основу. Это очень важно для детей со сложной структурой дефекта....

Конспект урока развития устной речи на основе изучения окружающего мира "Рыбы. Внешний вид. Среда обитания" с презентацией

Урок развития устной речи проведен в 4 классе коррекционной школы VIII  вида в рамках проведения семинара-практикума "Обучение и воспитание успехом". Урок проведен в форме деловой игры. На уроке ...

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"...

Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах.

В данной статье представлены эффективные приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах....

Статья "Проектная деятельность как условие развития познавательных способностей младших школьников на уроках окружающего мира."

В статье говорится о важности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе....