РАЗВИТИЕ РЕчИ И РЕЧИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
методическая разработка по русскому языку

Наталия Вадимовна Танцурова

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Калинина Т.И., Танцурова Н.В.

МБОУ СОШ № 4

муниципального района Бирский район РБ

«Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Процесс познания  окружающей действительности является  ничем  не  заменимым  эмоциональным стимулом  мысли.  Для  ребенка младшего школьного возраста этот  стимул играет исключительно важную роль»В.А.Сухомлинский.

Младший школьный возраст – важный период развития личности ребенка, поскольку в этом возрасте интенсивно развиваются воображение, творческое мышление, память, любознательность, формируются познавательная активность, инициативность, навыки учебной деятельности, расширяется словарный запас, формируется монологическая и диалогическая речь. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. У многих детей бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках окружающего мира, поэтому в начальной школе следует так организовать учебную деятельность школьника, чтобы развить в каждом индивидуальные способности и склонности, сформировать позитивную мотивацию к учебному труду .

      Уроки окружающего мира знакомят младшего школьника с  миром природы и истории России и родного края, вводят в мир научной терминологии. Например, овладение научной терминологией детей должно осваиваться в активной учебной деятельности. Например, в начале урока «Лес – природное сообщество», задаётся вопрос «Как вы понимаете слово «сообщество»?  Тут же актуальна работа со словарем: «Сообщество - группа растительных или животных организмов, живущих вместе». Четкое осмысление значения, в котором употребляется слово на уроке, с помощью обращения к словарю позволяет учащимся правильно использовать его в устной речи.

На уроках мы используем проверенные годами методы работы, способствующие развитию речи мыслительной деятельности младших школьников:

  • задания на составление кроссвордов и их взаимного решения на уроках детьми;
  • задания на составление терминологических словариков, в которые дети вписывают незнакомые слова, а затем на уроке разбирают их значение через диалог с одноклассниками и педагогами;
  • ребусы;
  • синквейн – это быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза, обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме. Этот метод позволяет почувствовать себя успешным, талантливым;
  • инсерт — это маркировка текста значками по мере чтения. Этот приём даёт возможность по-новому работать с текстом, повторить уже известное, обозначить новое, определить вопросы для углубления и распространения знаний;
  • кластер — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке - развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

В процессе учебного диалога школьники учатся высказывать свою точку зрения, выслушивать точку зрения другого, анализировать точку зрения совпадения и противоречий взглядов, аргументировать, доказывать, анализировать, приходить к определенному выводу. Таким образом, осуществляется развитие диалогических умений.

Огромное влияние на развитие речи оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель на уроках окружающего мира постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
  2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.:  Просвещение, 1983. –  320 с.

2. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] /  Т.А. Ладыженская. –   М.: Педагогика, 1974. – 256 с.

3. Юречко В.П. О развитии речи на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / В. П. Юречко /.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития устной речи на основе изучения окружающего мира "Рыбы. Внешний вид. Среда обитания" с презентацией

Урок развития устной речи проведен в 4 классе коррекционной школы VIII  вида в рамках проведения семинара-практикума "Обучение и воспитание успехом". Урок проведен в форме деловой игры. На уроке ...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (введение)

Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде....

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (1)

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (2)

Использование пиктограмм для автоматизации звуков носит положительный характер: дети быстро закрепляют поставленные звуки в речи, постепенно укрепляется их образное мышление, развивается память, они н...

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"...

Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах.

В данной статье представлены эффективные приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах....